Шило в мозг

Лига-пресс, (11:11) 19 декабря 2008 г.

Жажда новых ощущений и стремление идти на риск – не индивидуальная, а видовая черта, свойственная всем представителям Homo sapiens.

По крайней мере, у всех нас есть отдельная структура в мозге, отвечающая за подобное поведение.

Стремление к новому и неизведанному — эффект работы не «совершенной» коры человеческого мозга, а его подкорковых структур.

Бьянка Уитманн и её коллеги из Университетского колледжа Лондона с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии проанализировали работу мозга 15 добровольцев-правшей и выяснили, что за риск отвечает полосатое тело мозга.

Учёные и раньше высказывали предположение, что жажда рисковать обеспечивается вовсе не шилом, а определенными структурами в головном мозге, связанными с так называемой системой поощрения — целой сетью, сигнал между нейронами которой передаётся с помощью молекул дофамина.

Хотя эта сеть включает в себя подкорковые образования, неврологи полагали, что определённый контроль со стороны коры больших полушарий, отвечающих за высшую нервную деятельность, всё-таки должен быть. Кроме того, даже на людях было показано регулирующее действие ряда гормонов на долю риска в принимаемых решениях.

На основе своего эксперимента Уитманн предполагает, что эти вопросы решаются на более «низком» уровне, чем считалось раньше.

Экспериментировали неврологи с помощью «четырёхрукого бандита» — так англичане назвали монитор, на котором испытуемым демонстрировали четыре картинки, каждая из которых была связана с выплатой в один фунт стерлинг. Постепенно к «знакомым» картинкам, учёные добавили новые, за которые добровольцам платили больше или не платили вообще.

Представители даже такой спокойной нации, как британцы, не удержались от искушения, проявившемся на фМРТ в виде возбуждения стриатума. И, хотя недавно было показано, что фМРТ регистрирует активацию не нейронов, а звёздчатых клеток глии, это не помешало учёным говорить об активации этой области мозга.

Это позволило учёным предположить распространённость такого поведения не только у приматов или млекопитающих. Судя по всему, такое же «шило» есть и у птиц, и как минимум у части рептилий. И в прошлом, и до сих пор обеспечиваемая стриатумом «жажда нового» помогает животным захватывать новые территории, меняя основные источники пищи или даже место жительства.

Неврологический феномен уже нашёл своеобразное практическое применение и в мире людей. Именно его наличием учёные объясняют успешность ребрендинга старых товаров и неплохие показатели продажи новых. Как образно отметила невролог, «это повышает опасность продажи старого вина с новой этикеткой».

Тот же механизм, по мнению соавтора опубликованной в журнале Neuron работы Натаниэля До, лежит в основе весьма пагубных привычек — жажды игры и наркомании, «вознаграждаемых» внутренней системой поощрения.

Пока исследования ограничились 15 добровольцами, и учёным не удалось найти разницы в работе мозга мужчин и женщин. Возможно, дальнейшие эксперименты покажут, меняется ли подобное поведение с возрастом и есть ли разница между спокойными англичанами и другими, более суетными народами.

Римская волчица помолодела

Итальянские ученые провели радиоуглеродные исследования статуи римской волчицы. Оказалось, что она была изготовлена в XIV веке, то есть в средневековье, а не во времена античности.

Рыбы на суше вышли... в тупик

Животные покорили сушу 380—360 миллионов лет назад. Сделанные в результате новых исследований уникальных окаменелостей открытия убедительно доказывают, что делали они это очень медленно, и природа не раз оказывалась в эволюционном тупике. Сколько раз ей приходилось начинать эволюцию заново — покажут будущие находки.

Самая красивая царица

Ученые опубликовали новые исследования о том, как в реальности выглядели исторические личности.

Оранжевое небо

Население пяти районов Омской области встревожено: в регионе на обширной территории выпал разноцветный снег. Ученые считают, что разноцветные осадки вызваны пылевыми бурями.

Материнский гормон защищает мозг младенца

Исследование французских ученых показало, что гормон окситоцин, который вырабатывается у женщин во время родов, защищает мозг новорожденного от возможных повреждений.

Кит – это почти человек

Американские ученые выяснили, что горбатые киты имеют точно такие же клетки мозга, что и человек. Открытие объясняет сложное поведение в общении, которое демонстрируют горбатые киты.

Секрет кошачьих прыжков

Турецкие ученые установили, почему кошки не всегда приземляются на четыре лапы. До проведенных исследований считалось, что у кошек лучше "получаются" затяжные прыжки, нежели падения с небольшой высоты.

У афганцев появится первый музей

Ученые из Санкт-Петербурга устраивают в афганском городе Герате музей местной этнографии и истории.

24 января 2020 г. :: Экологический дозор

Аномалии предновогодней недели: зимнее цветение в Средней России

Участники проекта МГУ «Флора России» обнаружили зимнее цветение в Средней России. В научной литературе отсутствуют данные о зимнем цветении растений в Подмосковье.

20 января 2020 г. :: История

В окрестностях Иерусалима найдены руины церкви VI века

Она построена в период владычества Византийской империи и посвящена неизвестному мученику.

15 января 2020 г. :: Оружие

В 2020 году на вооружении России появятся много новинок

Продолжение модернизации армии с 2018 по 2027 гг. предусматривает создание новейшего вооружения, большинство из которого не имеет мировых аналогов и уже в этом году появятся в российской армии и на флоте.

09 января 2020 г. :: Криминал

Криминал в Прибалтике

Прибалты вновь лидеры Евросоюза по числу умышленных убийств

23 декабря 2019 г. :: В мире

«С божьей помощью»: как старообрядцы переселяются в Россию

За последние два-три года в Россию вернулись более 100 семей старообрядцев из-за рубежа. Такие данные озвучил предстоятель РПСЦ Корнилий на встрече с российским президентом Владимиром Путиным.

20 декабря 2019 г. :: Медицина

Впервые в мире пациент введен в состояние анабиоза

Доктору Сэмюэлю Тишерману из Университета Мэриленда (США) удалось ввести пациента в состояние анабиоза.

16 декабря 2019 г. :: Экономика

Масло из России начнут производить в Египте

Группа компаний «Эфко» планирует наладить совместное производство растительных масел и специализированных жиров для пищевой промышленности с египетской компанией United Oil.

29 ноября 2019 г. :: Наука и образование

Учёные получили мегагрант на 79 млн рублей

Международная Лаборатория топологических методов в динамике НИУ ВШЭ (г. Нижний Новгород) под управлением доктора физико-математических наук, профессора Ольги Починки получила первый в регионе мегагрант по общей математике для проведения исследований в области динамических систем и приложений.

27 ноября 2019 г. :: Технологии

Приступили к реконструкции центра ликвидации баллистических ракет

ФГУП «Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ, входит в ГК «Роскосмос») объявило тендер на разработку проектной документации для реконструкции Центра ликвидации межконтинентальных баллистических ракет в Арзамасском районе Нижегородской области.

26 ноября 2019 г. :: Политика

В состав центрального исполкома «Единой России» войдет Роман Любарский.

Министр внутренней и региональной политики Нижегородской области, заняв новую, недавно утвержденную должность в центральном исполкоме «ЕР», станет главой Проектного офиса по выборам в должности заместителя руководителя.