Шило в мозг

Лига-пресс, (11:11) 19 декабря 2008 г.

Жажда новых ощущений и стремление идти на риск – не индивидуальная, а видовая черта, свойственная всем представителям Homo sapiens.

По крайней мере, у всех нас есть отдельная структура в мозге, отвечающая за подобное поведение.

Стремление к новому и неизведанному — эффект работы не «совершенной» коры человеческого мозга, а его подкорковых структур.

Бьянка Уитманн и её коллеги из Университетского колледжа Лондона с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии проанализировали работу мозга 15 добровольцев-правшей и выяснили, что за риск отвечает полосатое тело мозга.

Учёные и раньше высказывали предположение, что жажда рисковать обеспечивается вовсе не шилом, а определенными структурами в головном мозге, связанными с так называемой системой поощрения — целой сетью, сигнал между нейронами которой передаётся с помощью молекул дофамина.

Хотя эта сеть включает в себя подкорковые образования, неврологи полагали, что определённый контроль со стороны коры больших полушарий, отвечающих за высшую нервную деятельность, всё-таки должен быть. Кроме того, даже на людях было показано регулирующее действие ряда гормонов на долю риска в принимаемых решениях.

На основе своего эксперимента Уитманн предполагает, что эти вопросы решаются на более «низком» уровне, чем считалось раньше.

Экспериментировали неврологи с помощью «четырёхрукого бандита» — так англичане назвали монитор, на котором испытуемым демонстрировали четыре картинки, каждая из которых была связана с выплатой в один фунт стерлинг. Постепенно к «знакомым» картинкам, учёные добавили новые, за которые добровольцам платили больше или не платили вообще.

Представители даже такой спокойной нации, как британцы, не удержались от искушения, проявившемся на фМРТ в виде возбуждения стриатума. И, хотя недавно было показано, что фМРТ регистрирует активацию не нейронов, а звёздчатых клеток глии, это не помешало учёным говорить об активации этой области мозга.

Это позволило учёным предположить распространённость такого поведения не только у приматов или млекопитающих. Судя по всему, такое же «шило» есть и у птиц, и как минимум у части рептилий. И в прошлом, и до сих пор обеспечиваемая стриатумом «жажда нового» помогает животным захватывать новые территории, меняя основные источники пищи или даже место жительства.

Неврологический феномен уже нашёл своеобразное практическое применение и в мире людей. Именно его наличием учёные объясняют успешность ребрендинга старых товаров и неплохие показатели продажи новых. Как образно отметила невролог, «это повышает опасность продажи старого вина с новой этикеткой».

Тот же механизм, по мнению соавтора опубликованной в журнале Neuron работы Натаниэля До, лежит в основе весьма пагубных привычек — жажды игры и наркомании, «вознаграждаемых» внутренней системой поощрения.

Пока исследования ограничились 15 добровольцами, и учёным не удалось найти разницы в работе мозга мужчин и женщин. Возможно, дальнейшие эксперименты покажут, меняется ли подобное поведение с возрастом и есть ли разница между спокойными англичанами и другими, более суетными народами.

Римская волчица помолодела

Итальянские ученые провели радиоуглеродные исследования статуи римской волчицы. Оказалось, что она была изготовлена в XIV веке, то есть в средневековье, а не во времена античности.

Рыбы на суше вышли... в тупик

Животные покорили сушу 380—360 миллионов лет назад. Сделанные в результате новых исследований уникальных окаменелостей открытия убедительно доказывают, что делали они это очень медленно, и природа не раз оказывалась в эволюционном тупике. Сколько раз ей приходилось начинать эволюцию заново — покажут будущие находки.

Самая красивая царица

Ученые опубликовали новые исследования о том, как в реальности выглядели исторические личности.

Оранжевое небо

Население пяти районов Омской области встревожено: в регионе на обширной территории выпал разноцветный снег. Ученые считают, что разноцветные осадки вызваны пылевыми бурями.

Материнский гормон защищает мозг младенца

Исследование французских ученых показало, что гормон окситоцин, который вырабатывается у женщин во время родов, защищает мозг новорожденного от возможных повреждений.

Кит – это почти человек

Американские ученые выяснили, что горбатые киты имеют точно такие же клетки мозга, что и человек. Открытие объясняет сложное поведение в общении, которое демонстрируют горбатые киты.

Секрет кошачьих прыжков

Турецкие ученые установили, почему кошки не всегда приземляются на четыре лапы. До проведенных исследований считалось, что у кошек лучше "получаются" затяжные прыжки, нежели падения с небольшой высоты.

У афганцев появится первый музей

Ученые из Санкт-Петербурга устраивают в афганском городе Герате музей местной этнографии и истории.

01 июля 2020 г. :: Спорт

Начало июля – начало гонок

4 и 5 июля на автодроме “Нижегородское кольцо” пройдут первые соревновательные этапы главной гоночной серии страны Russian Superbike Championship (RSBK) сезона 2020!

25 июня 2020 г. :: Коррупция

Генпрокуратура России назвала самые коррупционные регионы

В тройку самых коррупционных регионов России, по данным Генпрокуратуры России за 2019 год, вошли Мордовия, Чувашия и Камчатский край.

19 июня 2020 г. :: Политика

Путин лично разъяснит россиянам поправки в Конституцию

Президент России Владимир Путин обратится к россиянам перед голосованием по поправкам в Конституцию, назначенным на 1 июля.

18 июня 2020 г. :: Медицина

Проблема фиброза и COVID-19 под прицелом российских ученых

Сотрудники Института регенеративной медицины Медицинского научно-образовательного центра МГУ им. М.В. Ломоносова предложили новый подход к регуляции фиброза, который может быть использован для профилактики и лечения фиброза лёгких — уплотнения соединительных тканей и формирования рубцов – при COVID-19.

21 мая 2020 г. :: В мире

Вашингтон полностью прекратит финансирование ВОЗ и пересмотрит свое членство.

Это произойдет, если организация в течение 30 дней не проведет реформы, говорится в письме американского президента Дональда Трампа директору учреждения Тедросу Аданому Гебрейесусу.

20 мая 2020 г. :: Политика

Жесткая реакция МИД России

Министерство иностранных дел РФ отреагировал на заявление о возможном размещении ядерного оружия США в Польше.

19 мая 2020 г. :: Криминал

Возбуждено первое уголовное дело из-за невыплаты компенсаций медикам

Следственный комитет сегодня впервые открыл уголовное дело из-за невыплаты компенсаций медикам, работающим с больными COVID-19.

15 мая 2020 г. :: Экономика

«ЕвроХим» удвоил выпуск гипохлорита натрия

В мае предприятие «Новомосковский Хлор», входящее в состав химической компании «ЕвроХим» Андрея Мельниченко, удвоило выпуск дезинфицирующего средства для борьбы с эпидемией коронавируса.

29 апреля 2020 г. :: В мире

Коронавирус как божья кара

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что считает коронавирус наказанием свыше за «безобразное» отношение людей к природе и неправильный образ жизни.

28 апреля 2020 г. :: Масс-медиа

Изгнать с ТВ Соловьева

На популярном сайте change.org создана петиция в адрес Роскомнадзора, которую уже подписали более 55 тыс. человек, с требованием запретить известному журналисту и телеведущему Владимиру Соловьеву ведение политических ток-шоу на ТВ и радиоэфиров.