Рыбы на суше вышли... в тупик

Лига-пресс, (02:54) 23 июля 2008 г.

Животные покорили сушу 380—360 миллионов лет назад. Сделанные в результате новых исследований уникальных окаменелостей открытия убедительно доказывают, что делали они это очень медленно, и природа не раз оказывалась в эволюционном тупике. Сколько раз ей приходилось начинать эволюцию заново — покажут будущие находки.

Сторонники креационистской версии происхождения живых организмов и человека часто обвиняют теорию эволюции в несостоятельности. В качестве одного из главных аргументов они до сих пор используют отсутствие переходных форм между различными семействами животных.

Одна из статей, опубликованная в последнем выпуске журнала Nature, способна если и не поставить точку в бесконечном споре между естеством и божественным началом, то, по крайней мере, лишить креационистов одной из точек опоры.

Неполный скелет животного, описанный группой ученых из Латвии, Швеции и Великобритании, позволяет заключить, что ископаемый образец, извлеченный на поверхность на территории современной Латвии, есть не что иное, как одна из самых ранних форм четвероногих обитателей суши.

Кроме того, сравнение новых особенностей строения тела Ventastega curonica показало, что диверсификация родов покорителей земной тверди состоялось много раньше, чем считалось до сих пор.

Переход из воды на сушу произошел в конце девонского периода, между 360 и 380 миллионами лет назад, и потребовал множества изменений в строении организм рыб. Выявлением и восстановлением хронологии этих событий палеонтологи уже и занимаются порядка двадцати с лишним лет. К сожалению, скудность и фрагментарность ископаемых свидетельств до сих пор не позволяют поставить точку в этом вопросе.

Вид ископаемого животного, впервые открытый в 1994 году и названный Ventastega curonica, был заново описан в работе Пера Альберга из Университета Упсалы в Швеции и его коллег. Обнаруженный набор окаменелостей наверняка может считаться на сегодняшний день лучшим образцом одной из самых ранних переходных форм от морских обитателей к сухопутным.

Ventastega curonica представлял собой животное, достигавшее от одного до трех метров в длину, обладал выраженными конечностями, которые, судя по строению плечевого пояса, заканчивались отдельными пальцами.

Случайно встретив это животное на мелководье, человек наверняка смог бы принять его за крокодила, однако, сохранив спокойствие и присмотревшись как следует, увидел бы спинной плавник, который все еще сохранился у этого вида тетраподов.
По мнению ученых, полученный образец заполняет собой эволюционную брешь вслед за семейством лопастеперых рыб Tiktaalik roseae.

Останки этого вида рыб, живших примерно 385 миллионов лет назад, говорят о том, что они имели четыре конечности, заканчивающиеся плавниками; вероятно, эти плавники помогали ранним предкам четвероногих передвигаться по болотам или мелководью.

Следующей за Ventastega ступенью развития является род Acanthostega, имеющий более выраженные конечности, заканчивающиеся пальцами. Эти тетраподы уже были способны к полноценной ходьбе по суше.

Ventastega и Acanthostega жили примерно в одно и то же время — 365 миллионов лет назад, однако в отличие от более прогрессивного вида Acanthostega Ventastega имеет ряд весьма примитивных признаков. Например, подобающее ящерам строение нижней челюсти дополнено свойственным рыбам строением зубов. Многие другие детали строения черепа Ventastega, такие как менее выраженное, чем у Acanthostega, увеличение размера глаз и носа по сравнению с рыбами и лишь намеченное сужение черепа, позволяют ученым отнести этот вид к одной из тупиковых ветвей развития четвероногих обитателей суши.

Кроме того, к этому времени Земля знала еще несколько видов переходных звеньев между рыбами и земноводными, обладающих иными, более развитыми чертами строения тела. А значит, разделение тетраподов на классы и порядки могло начаться уже на стадии выхода рыб на сушу — гораздо раньше, чем прежде предполагали ученые.

Многие специалисты, среди которых и Нейл Шубин, биолог из Чикагского университета, помогавший описать вид Tiktaalik roseae, уже сошлись во мнении, что данная работа ученых, законченная на днях, ценна именно тем, что позволяет гораздо лучше понять взаимосвязь и последовательность различных эволюционных переходов.

Самая красивая царица

Ученые опубликовали новые исследования о том, как в реальности выглядели исторические личности.

Оранжевое небо

Население пяти районов Омской области встревожено: в регионе на обширной территории выпал разноцветный снег. Ученые считают, что разноцветные осадки вызваны пылевыми бурями.

Материнский гормон защищает мозг младенца

Исследование французских ученых показало, что гормон окситоцин, который вырабатывается у женщин во время родов, защищает мозг новорожденного от возможных повреждений.

Кит – это почти человек

Американские ученые выяснили, что горбатые киты имеют точно такие же клетки мозга, что и человек. Открытие объясняет сложное поведение в общении, которое демонстрируют горбатые киты.

Секрет кошачьих прыжков

Турецкие ученые установили, почему кошки не всегда приземляются на четыре лапы. До проведенных исследований считалось, что у кошек лучше "получаются" затяжные прыжки, нежели падения с небольшой высоты.

У афганцев появится первый музей

Ученые из Санкт-Петербурга устраивают в афганском городе Герате музей местной этнографии и истории.

Обнаружен "затерянный мир"

В Индонезии обнаружен "затерянный мир" с новыми видами растений и животных

03 июня 2019 г. :: Общество

Жители потребовали школу вместо храма

Жители поселка Рудного в Чкаловском районе Екатеринбурга обратились с письмом к уральским бизнесменам Андрею Козицыну и Игорю Алтушкину, являющихся основными учредителями Фонда Святой Екатерины, с просьбой построить вместо храма святой Екатерины школу.

02 июня 2019 г. :: Политика

Наконец-то разобрались

Подписав соглашение об ассоциации с ЕС, Киев согласился на заведомо невыгодные условия, которые губят украинскую экономику. Такое заявление сделал бывший министр экономики Украины Виктор Суслов.

29 мая 2019 г. :: Культура

Колокольный звон возвестит о начале лета

В поселке Алексеевское Московской области 1 и 2 июня состоится XVII фестиваль колокольного звона «Алексеевские перезвоны 2019». В этом году он пройдет под темой «Покров и щит Руси святой»

25 мая 2019 г. :: В мире

Тереза Мэй объявила об отставке

Премьер-министр Великобритании 7 июня покинет пост лидера Консервативной партии Великобритании и главы кабинета министров.

24 мая 2019 г. :: Медицина

Эксперты обсудили методы борьбы с аллергией

Круглый стол с участием депутатов Государственной Думы Российской федерации, ведущих аллергологов и микробиологов, а также представителей фармацевтических компаний прошел в пресс-центре Издательского дома «Аргументы и факты».

24 мая 2019 г. :: Общество

Краснодарская активистка Галина Сильман избивала свою мать

Общественница из Краснодара Галина Сильман входит в комиссию по вопросам ЖКХ и развитию городской среды, а также комиссию по экологии Совета при губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека.

29 апреля 2019 г. :: Культура

В Петербурге состоялось награждение победителей театрального фестиваля для детей

На сцене театра «Зазеркалье» в Петербурге состоялась церемония вручения премий победителям XVI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин».

10 апреля 2019 г. :: Медицина

Из чёрных муравьёв-древоточцев выделен новый штамм актинобактерий

Межфакультетская коллаборация учёных МГУ при участии специалистов Сколковского института науки и технологий выделила из муравьёв новый штамм актинобактерий, вырабатывающий вещество с антибиотическим действием.

04 апреля 2019 г. :: Наука и образование

Создан новый магнитный материал с заданной структурой и необычными свойствами

Сотрудники кафедры неорганической химии МГУ совместно со своими коллегами из США, Германии и Эстонии синтезировали и изучили новый магнитоактивный материал.

22 марта 2019 г. :: Медицина

Химики МГУ «соединили» мирамистин с наноалмазами

Сотрудники химического факультета МГУ исследовали способность лекарственных препаратов адсорбироваться на поверхности наноалмазов на примере известного антисептика мирамистина.