Америку пучит супервулкан

Лига-пресс, (15:06) 13 ноября 2007 г.

Америку пучит супервулкан
Гигантский древний вулкан, на развалинах которого находится Йеллоустонский национальный парк, вновь начало пучить. Скорость поднятия грунта здесь за последние три года возросла втрое. Сейсмологи успокаивают: бояться нового извержения не стоит, поскольку сейсмическая активность, наоборот, упала.

Изучение глубинных процессов в толще земной коры и мантии удается учёным только с помощью сейсмических измерений. В то же время такие аномалии, как цепочка вулканических Гавайских островов или супервулкан на Йеллоустонском плато, могут помочь пролить свет на процессы, управляющие высокоактивными сейсмическими зонами на поверхности Земли. Новый этап активности гигантского кратера Йеллоустон привлек особенное внимание американских геологов.

Измерения показывают, что скорость поднятия гигантской вулканической кальдеры в Йеллоустонском национальном парке с середины 2004 года начала резко увеличиваться.

Новые данные о состоянии кальдеры Йеллоустон были опубликованы в свежем номере Science. Команда учёных из университета Юты и Федеральной геологической инспекции США доложила о значительном увеличении геологической активности в районе национального парка и об увеличении скорости вспучивания грунта.

Супервулканы - термин, появившийся благодаря средствам массовой информации, активно освещавших исследовательские работы в сейсмических районах.

Как правило, таким громким званием награждаются наиболее крупные вулканы, извержение которых может оказать значительное влияние на ландшафт земной поверхности, а так же необратимо изменить климат и вызвать вулканическую зиму.

Учёные из Юты использовали данные глобальной навигационной спутниковой системы GPS, а также радарные измерения с борта одного из европейских картографических спутников. По их данным, скорость поднятия грунта к настоящему моменту достигла 7 см в год, что более чем втрое превышает средние значения.

Компьютерное моделирование источника возмущения позволяет сейсмологам предположить постепенное расширение площади основания подземного супервулкана, составляющую сейчас около 1200 км². Этот донный участок находится на глубине 10 км и совпадает с магменной полостью в земной коре, обнаруженной с помощью сейсмических измерений. Согласно вычислениям американских специалистов, объём горячего вещества в основании увеличивается со скоростью около 0,1 км³ в год. Это согласуется с подсчётами количеств магмы, необходимых для подпитки неспокойного сейсмического участка теплом.

По мнению сейсмологов, скорее всего, основной движущей силой процесса поднятия земной коры является естественная циркуляция холодных и горячих слоёв лавы. Вместе с тем нельзя исключать и возможность увеличения мощности потока горячей магмы, подпитывающей вулканическую зону.

По словам учёных, следить за Йеллоустоном – всё равно, что находиться в одной клетке со спящим тигром, каждое новое движение которого заставляет трепетать. Сейсмологи связывают ускорение поднятия земной коры с изменениями, которые произошли в глубинной структуре так называемой горячей точки – неподвижного участка земной мантии, в котором происходит поднятие горячей магмы.
В данный момент они пытаются выяснить, переваливается ли спящий гигант во сне с боку на бок или же вот-вот воспрянет от долгой спячки.

В сравнении с Йеллоустоном остальные вулканы западных США смотрятся небольшими горячими источниками. Так, произошедшее в 1980–81 годах извержение Сент-Хеленс в американском Вашингтоне подняло в небо около 0,3 км³ пепла и покрыло толстым слоем близлежащие окрестности.

В то же время последнее крупное извержение вулкана Йеллоустон высвободило 250 км³ пыли, камней и пепла, которые накрыли большую часть западной части слоем толщиной в 20 метров, и оставило за собой кратер, в котором в наши дни находится огромный Йеллоустон. Общая же площадь геологического образования превышает 2400 км².

И за 640 тысяч лет, которые прошли после последних извержений, горячая точка мантии, являющаяся источником их энергии, никуда не делась.

Тем не менее, исследователи спешат уверить общественность об отсутствии опасности извержения: для него сейчас нет сейсмических предпосылок. В действительности число подземных толчков в долине сократилось вдвое: ученые зафиксировали менее 1000 сотрясений за последний год.

По словам сейсмолога Дэвида Хилла из американской геологической службы, само по себе ускоренное вспучивание земли не повод для беспокойства. Он приводит пример другого супервулкана, образующего калифорнийскую Лонг-Велли. Наблюдения за ним ведутся уже долгие годы. За половину 1997 года грунт в районе этого кратера поднялся на 10 см, что сопровождалось массой землетрясений, однако потом ситуация стабилизировалась, и до сих пор вулкан ведёт себя спокойно.

Объектом пристального изучения для ученых в Йеллоустоне является связь ускоренного поднятия грунта, пониженной сейсмической активности и процессов на глубине 80 км, где плюм снабжает недра вулкана глубинной энергией. Изучение этих процессов, по словам Роберта Смита из университета Юты, позволит лучше понять закономерности поведения многих сейсмических систем.

Алексей Петров, «Газета.Ru»

Достойная замена

В президентскую гонку США включился весьма неожиданный участник. Всенародно любимый телекомик Стивен Колберт уже провел свой первый предвыборный митинг в штате Южная Каролина и заявил о своих президентских амбициях.

На поддержку демократии

США готовятся направить сотни миллионов долларов на поддержку демократии, гражданского общества и экономических реформ в России.

А комментарии уже готовы

В комитете по иностранным делам палаты представителей конгресса США прошли слушания "Россия накануне национальных выборов".

Бунт против Кондолизы Райс

Сотни дипломатов взбунтовались против Госдепартамента США, который принудительно хочет отправить их в Ирак. Руководитель зарубежной службы Гарри Томас понадеялся, что проблем с добровольцами не возникнет, потому как командировка рассчитана на один год. Но в итоге он оказался неправ.

Россия разочарована…

Россия разочарована приговором Федерального окружного суда южного округа Нью-Йорка российскому дипломату Владимиру Кузнецову и, возможно, попросит передать его России в соответствии с международной Конвенцией по передаче осужденных лиц.

Заморозить планы

Министр иностранных дел России Сергей Лавров предложил заморозить планы США по развертыванию третьего позиционного района в Европе.

Оренбуржско-американский лизинг

ФГУП "Оренбургские авиалинии" подписали меморандум о намерениях с компанией CIT Aerospace International (США) на лизинг самолетов Boeing 737-800, сообщили агентству "Интерфакс-Поволжье" в авиакомпании.

Америка против Буша

Можно ли себе представить, чтобы еще лет десять назад какая-либо из стран Латинской Америки (естественно, кроме Кубы) осмелилась установить отношения дружбы и сотрудничества с враждебным Вашингтону режимом? Такое политикам на Потомаке не виделось даже в кошмарном сне.

Цель – Россия

Известные американские физики считают, что система противоракетной обороны (ПРО), которую США намерены создать в странах Восточной Европы, будет нацелена на Россию вопреки официальным заявлениям Вашингтона.

Путешественник пролетел 160 км

Определено возможное местонахождение самолёта Фоссета.

22 февраля 2020 г. :: Медицина

Ученые выяснили, когда начинается старение человека

Методами биоинформатики и статистики сотрудники НИИ физико-химической биологии имени А.Н.Белозерского МГУ выяснили, что старение человека начинается в момент зачатия или практически сразу после него.

24 января 2020 г. :: Экологический дозор

Аномалии предновогодней недели: зимнее цветение в Средней России

Участники проекта МГУ «Флора России» обнаружили зимнее цветение в Средней России. В научной литературе отсутствуют данные о зимнем цветении растений в Подмосковье.

20 января 2020 г. :: История

В окрестностях Иерусалима найдены руины церкви VI века

Она построена в период владычества Византийской империи и посвящена неизвестному мученику.

15 января 2020 г. :: Оружие

В 2020 году на вооружении России появятся много новинок

Продолжение модернизации армии с 2018 по 2027 гг. предусматривает создание новейшего вооружения, большинство из которого не имеет мировых аналогов и уже в этом году появятся в российской армии и на флоте.

09 января 2020 г. :: Криминал

Криминал в Прибалтике

Прибалты вновь лидеры Евросоюза по числу умышленных убийств

23 декабря 2019 г. :: В мире

«С божьей помощью»: как старообрядцы переселяются в Россию

За последние два-три года в Россию вернулись более 100 семей старообрядцев из-за рубежа. Такие данные озвучил предстоятель РПСЦ Корнилий на встрече с российским президентом Владимиром Путиным.

20 декабря 2019 г. :: Медицина

Впервые в мире пациент введен в состояние анабиоза

Доктору Сэмюэлю Тишерману из Университета Мэриленда (США) удалось ввести пациента в состояние анабиоза.

16 декабря 2019 г. :: Экономика

Масло из России начнут производить в Египте

Группа компаний «Эфко» планирует наладить совместное производство растительных масел и специализированных жиров для пищевой промышленности с египетской компанией United Oil.

29 ноября 2019 г. :: Наука и образование

Учёные получили мегагрант на 79 млн рублей

Международная Лаборатория топологических методов в динамике НИУ ВШЭ (г. Нижний Новгород) под управлением доктора физико-математических наук, профессора Ольги Починки получила первый в регионе мегагрант по общей математике для проведения исследований в области динамических систем и приложений.

27 ноября 2019 г. :: Технологии

Приступили к реконструкции центра ликвидации баллистических ракет

ФГУП «Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ, входит в ГК «Роскосмос») объявило тендер на разработку проектной документации для реконструкции Центра ликвидации межконтинентальных баллистических ракет в Арзамасском районе Нижегородской области.