Америку пучит супервулкан

Лига-пресс, (15:06) 13 ноября 2007 г.

Америку пучит супервулкан
Гигантский древний вулкан, на развалинах которого находится Йеллоустонский национальный парк, вновь начало пучить. Скорость поднятия грунта здесь за последние три года возросла втрое. Сейсмологи успокаивают: бояться нового извержения не стоит, поскольку сейсмическая активность, наоборот, упала.

Изучение глубинных процессов в толще земной коры и мантии удается учёным только с помощью сейсмических измерений. В то же время такие аномалии, как цепочка вулканических Гавайских островов или супервулкан на Йеллоустонском плато, могут помочь пролить свет на процессы, управляющие высокоактивными сейсмическими зонами на поверхности Земли. Новый этап активности гигантского кратера Йеллоустон привлек особенное внимание американских геологов.

Измерения показывают, что скорость поднятия гигантской вулканической кальдеры в Йеллоустонском национальном парке с середины 2004 года начала резко увеличиваться.

Новые данные о состоянии кальдеры Йеллоустон были опубликованы в свежем номере Science. Команда учёных из университета Юты и Федеральной геологической инспекции США доложила о значительном увеличении геологической активности в районе национального парка и об увеличении скорости вспучивания грунта.

Супервулканы - термин, появившийся благодаря средствам массовой информации, активно освещавших исследовательские работы в сейсмических районах.

Как правило, таким громким званием награждаются наиболее крупные вулканы, извержение которых может оказать значительное влияние на ландшафт земной поверхности, а так же необратимо изменить климат и вызвать вулканическую зиму.

Учёные из Юты использовали данные глобальной навигационной спутниковой системы GPS, а также радарные измерения с борта одного из европейских картографических спутников. По их данным, скорость поднятия грунта к настоящему моменту достигла 7 см в год, что более чем втрое превышает средние значения.

Компьютерное моделирование источника возмущения позволяет сейсмологам предположить постепенное расширение площади основания подземного супервулкана, составляющую сейчас около 1200 км². Этот донный участок находится на глубине 10 км и совпадает с магменной полостью в земной коре, обнаруженной с помощью сейсмических измерений. Согласно вычислениям американских специалистов, объём горячего вещества в основании увеличивается со скоростью около 0,1 км³ в год. Это согласуется с подсчётами количеств магмы, необходимых для подпитки неспокойного сейсмического участка теплом.

По мнению сейсмологов, скорее всего, основной движущей силой процесса поднятия земной коры является естественная циркуляция холодных и горячих слоёв лавы. Вместе с тем нельзя исключать и возможность увеличения мощности потока горячей магмы, подпитывающей вулканическую зону.

По словам учёных, следить за Йеллоустоном – всё равно, что находиться в одной клетке со спящим тигром, каждое новое движение которого заставляет трепетать. Сейсмологи связывают ускорение поднятия земной коры с изменениями, которые произошли в глубинной структуре так называемой горячей точки – неподвижного участка земной мантии, в котором происходит поднятие горячей магмы.
В данный момент они пытаются выяснить, переваливается ли спящий гигант во сне с боку на бок или же вот-вот воспрянет от долгой спячки.

В сравнении с Йеллоустоном остальные вулканы западных США смотрятся небольшими горячими источниками. Так, произошедшее в 1980–81 годах извержение Сент-Хеленс в американском Вашингтоне подняло в небо около 0,3 км³ пепла и покрыло толстым слоем близлежащие окрестности.

В то же время последнее крупное извержение вулкана Йеллоустон высвободило 250 км³ пыли, камней и пепла, которые накрыли большую часть западной части слоем толщиной в 20 метров, и оставило за собой кратер, в котором в наши дни находится огромный Йеллоустон. Общая же площадь геологического образования превышает 2400 км².

И за 640 тысяч лет, которые прошли после последних извержений, горячая точка мантии, являющаяся источником их энергии, никуда не делась.

Тем не менее, исследователи спешат уверить общественность об отсутствии опасности извержения: для него сейчас нет сейсмических предпосылок. В действительности число подземных толчков в долине сократилось вдвое: ученые зафиксировали менее 1000 сотрясений за последний год.

По словам сейсмолога Дэвида Хилла из американской геологической службы, само по себе ускоренное вспучивание земли не повод для беспокойства. Он приводит пример другого супервулкана, образующего калифорнийскую Лонг-Велли. Наблюдения за ним ведутся уже долгие годы. За половину 1997 года грунт в районе этого кратера поднялся на 10 см, что сопровождалось массой землетрясений, однако потом ситуация стабилизировалась, и до сих пор вулкан ведёт себя спокойно.

Объектом пристального изучения для ученых в Йеллоустоне является связь ускоренного поднятия грунта, пониженной сейсмической активности и процессов на глубине 80 км, где плюм снабжает недра вулкана глубинной энергией. Изучение этих процессов, по словам Роберта Смита из университета Юты, позволит лучше понять закономерности поведения многих сейсмических систем.

Алексей Петров, «Газета.Ru»

Достойная замена

В президентскую гонку США включился весьма неожиданный участник. Всенародно любимый телекомик Стивен Колберт уже провел свой первый предвыборный митинг в штате Южная Каролина и заявил о своих президентских амбициях.

На поддержку демократии

США готовятся направить сотни миллионов долларов на поддержку демократии, гражданского общества и экономических реформ в России.

А комментарии уже готовы

В комитете по иностранным делам палаты представителей конгресса США прошли слушания "Россия накануне национальных выборов".

Бунт против Кондолизы Райс

Сотни дипломатов взбунтовались против Госдепартамента США, который принудительно хочет отправить их в Ирак. Руководитель зарубежной службы Гарри Томас понадеялся, что проблем с добровольцами не возникнет, потому как командировка рассчитана на один год. Но в итоге он оказался неправ.

Россия разочарована…

Россия разочарована приговором Федерального окружного суда южного округа Нью-Йорка российскому дипломату Владимиру Кузнецову и, возможно, попросит передать его России в соответствии с международной Конвенцией по передаче осужденных лиц.

Заморозить планы

Министр иностранных дел России Сергей Лавров предложил заморозить планы США по развертыванию третьего позиционного района в Европе.

Оренбуржско-американский лизинг

ФГУП "Оренбургские авиалинии" подписали меморандум о намерениях с компанией CIT Aerospace International (США) на лизинг самолетов Boeing 737-800, сообщили агентству "Интерфакс-Поволжье" в авиакомпании.

Америка против Буша

Можно ли себе представить, чтобы еще лет десять назад какая-либо из стран Латинской Америки (естественно, кроме Кубы) осмелилась установить отношения дружбы и сотрудничества с враждебным Вашингтону режимом? Такое политикам на Потомаке не виделось даже в кошмарном сне.

Цель – Россия

Известные американские физики считают, что система противоракетной обороны (ПРО), которую США намерены создать в странах Восточной Европы, будет нацелена на Россию вопреки официальным заявлениям Вашингтона.

Путешественник пролетел 160 км

Определено возможное местонахождение самолёта Фоссета.

03 июня 2019 г. :: Общество

Жители потребовали школу вместо храма

Жители поселка Рудного в Чкаловском районе Екатеринбурга обратились с письмом к уральским бизнесменам Андрею Козицыну и Игорю Алтушкину, являющихся основными учредителями Фонда Святой Екатерины, с просьбой построить вместо храма святой Екатерины школу.

02 июня 2019 г. :: Политика

Наконец-то разобрались

Подписав соглашение об ассоциации с ЕС, Киев согласился на заведомо невыгодные условия, которые губят украинскую экономику. Такое заявление сделал бывший министр экономики Украины Виктор Суслов.

29 мая 2019 г. :: Культура

Колокольный звон возвестит о начале лета

В поселке Алексеевское Московской области 1 и 2 июня состоится XVII фестиваль колокольного звона «Алексеевские перезвоны 2019». В этом году он пройдет под темой «Покров и щит Руси святой»

25 мая 2019 г. :: В мире

Тереза Мэй объявила об отставке

Премьер-министр Великобритании 7 июня покинет пост лидера Консервативной партии Великобритании и главы кабинета министров.

24 мая 2019 г. :: Медицина

Эксперты обсудили методы борьбы с аллергией

Круглый стол с участием депутатов Государственной Думы Российской федерации, ведущих аллергологов и микробиологов, а также представителей фармацевтических компаний прошел в пресс-центре Издательского дома «Аргументы и факты».

24 мая 2019 г. :: Общество

Краснодарская активистка Галина Сильман избивала свою мать

Общественница из Краснодара Галина Сильман входит в комиссию по вопросам ЖКХ и развитию городской среды, а также комиссию по экологии Совета при губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека.

29 апреля 2019 г. :: Культура

В Петербурге состоялось награждение победителей театрального фестиваля для детей

На сцене театра «Зазеркалье» в Петербурге состоялась церемония вручения премий победителям XVI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин».

10 апреля 2019 г. :: Медицина

Из чёрных муравьёв-древоточцев выделен новый штамм актинобактерий

Межфакультетская коллаборация учёных МГУ при участии специалистов Сколковского института науки и технологий выделила из муравьёв новый штамм актинобактерий, вырабатывающий вещество с антибиотическим действием.

04 апреля 2019 г. :: Наука и образование

Создан новый магнитный материал с заданной структурой и необычными свойствами

Сотрудники кафедры неорганической химии МГУ совместно со своими коллегами из США, Германии и Эстонии синтезировали и изучили новый магнитоактивный материал.

22 марта 2019 г. :: Медицина

Химики МГУ «соединили» мирамистин с наноалмазами

Сотрудники химического факультета МГУ исследовали способность лекарственных препаратов адсорбироваться на поверхности наноалмазов на примере известного антисептика мирамистина.