Луч света в бабьем царстве

Лига-пресс, (12:48) 08 апреля 2008 г.

Луч света в бабьем царстве
На «Золотой маске» показали «Грозу» Магнитогорского театра им. Пушкина – свежий взгляд Льва Эренбурга на классический «нафталин».
 
Благодаря совместной работе главрежа питерского НеБДТ Льва Эренбурга и команды Магнитогорского театра им. Пушкина состоялся праздник, который на долю столичного театрального журналиста выпадает не каждый сезон. Приглашённый режиссёр, отсмотрев однажды череду произвольных актёрских этюдов, пришел к выводу, что Магнитогорский театр созрел для «Грозы». А отборочная комиссия справедливо сочла, что результат достоин участия в «Золотой маске».
 
Драма Островского «Гроза», с лёгкой руки Добролюбова долгие десятилетия изнурявшая советских школьников обличениями «тёмного царства», гасившего «лучи», ещё современниками Александра Николаевича была любима за свой обличительный характер.
 
Причём с момента создания и до октябрьского переворота «Гроза» около 4000 раз прошла по столичной и провинциальной сцене. И оставалась дежурной пьесой репертуара советских театров.
 
Лев Эренбург бросил свежий взгляд на классический «нафталин».
 
Причём, не дав себя приворожить «лучом света», режиссёр очаровался «тёмным царством». Он увидел в нём телесно-тесную семейную жизнь под одной крышей людей, кровно связанных, вынужденно связанных и совсем не связанных родственными узами, а также устойчивыми традициями. Начиная с первой сцены – у Эренбурга это «банный день в доме Кабановых», когда домочадцы обоего полу друг друга моют, плетут друг другу косы, скребут друг для друга полоки и стригут друг другу ногти, все в исподнем, становится ясно, что люди друг в друга «проросли». Их физические соприкосновения так часты и неизбежны, что о самоопределении личности говорить не приходится. Весь спектакль пропитан смакованием уклада, веригами сковывающего индивидуальность, но физически защищающего человека, не хуже материнской утробы.
 
И в ней – полная и окончательная победа женского над мужским.
 
Все несостоятельные мужские амбиции в спектакле подчеркнуто шаржированы: у Кудряша во всю спину вытатуированы совокупляющиеся слоны (при этом в амурной сцене с Варей любовным томлениям девушки он явно соответствовать не может). Дикой изображён мусульманином-неофитом, ограничившим свой духовный подвиг облачением себя в тюбетейку, а жены – в хиджаб, при этом в зюзю пьян постоянно. Формальный муж и единственный мужчина в доме, которому положено ноги мыть и воду пить – недотёпа, всё опрокидывающий на своём пути, дурак и пропойца, неспособный к деторождению. И не становится любовником возлюбленный Катерины Борис, поскольку страстей подлинных в нём не бушует, зато заедают комары. Даже изобретатель Кулигин, пытающийся соорудить громоотвод, с целой командой помощников, с подразумевающимся матерком: - Давай! Заноси! – в конце концов заваливается в пруд.
 
Вместо того чтобы всю эту братию скрутить, дутый мужской авторитет искусственно поддерживают замечательные бабы – традиция велит.
 
Кабаниха, профессиональная хозяйка (даже свечки пересчитывает с ловкостью денежных купюр), строгая мать (чтобы утихомирить пьяного сынка разбивает об его голову бутылку) и хранительница традиций (отчаявшись наладить ритуал семейной жизни сына, пытается покончить жизнь самоубийством). Катерина и Варя – едва тронутые ржавчиной коммунального сосуществования, формально будучи зависимы, цепляются за индивидуальность, отдаваясь греховной чувственности. А как хороши «второстепенные» персонажи – трио «барышень», прислуживающих в доме! Главной героиней для публики становится Глаша, умопомрачительно-трогательно влюблённая в Тихона, на протяжении всей истории пытающаяся его приворожить. Две её коллеги – ворующая ложки на случай эпилептических припадков Фёкла и слепая служанка-клоунесса Матрёна (персонаж от режиссёра) – гимн гуманизму традиционного уклада русского дома: все, живущие под одной крышей – семья, а в семье не без урода.
 
Алексей Вотяков, номинированный на «Маску» как лучший театральный художник, замечательно неординарно обошёлся с пространством сцены.
 
На частокол, разделяющий сцену на аван- и арьер, опираются громадные доски, раскачиваясь, как тяги-перетяги. Приподнят козырьком длинный, обращённый к публике конец – и вот вам скат потолка избы, опущен на пол – получается склон косогора. В глубине сцены, над всей конструкцией, нависает громадное тёмное зеркало, которое транслирует то, что происходит за частоколом. А там – настоящий пруд, он же – омут реки, в отражённом состоянии мерцающий таинственной рябью над буднями приволжского городка – «небо, опрокинутое в воде» трансформировано в «воду, опрокинутую в небе».
 
В спектакле очень мало говорят. Скрупулёзное изображение традиционных домашних трудов работает не хуже текста, приковывает внимание, как магический ритуал. Почти без слов обходятся и моменты страстных признаний – эти мизансцены, построенные на спонтанных жестах и характерных поведенческих практиках, – особенная удача команды.
 
И всякая мизансцена остро иронична, обращена на нас на всех.
 
Чего стоит хотя бы сентенция Кулигина «Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу. Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита, либо привыкли», произносимая в тот самый момент, когда Борис мочится в эту самую Волгу. А потом озадаченно озирается: - Где же теперь руки сполоснуть? Или сцена свидания, в которой Кудряш вытаскивает из декольте Вари два яблочка, надгрызает и бросает за частокол – а в «опрокинутой в небо воде» мы видим бултыхнувшийся, как упавшая звезда, огрызок. Или хитроумный ритуал привораживания в исполнении неутомимой Глаши: посовав за пазуху приготовленные для любимого баранки, она надевает овчинный тулуп и вытанцовывает в нём, чтобы пропитать их своим девичьим потом.
 
Из этой карусели авторских этюдов получился спектакль проникновенный и трогательно-смешной. Такую работу актёров со своим персонажем сегодня, кроме Магнитогорского театра, можно встретить ещё в Мастерской Фоменко или у Женовача.
 
Земной поклон.
 
Светлана Полякова, «Газета.Ru»
 

Межрегиональная Лига журналистов

Статьи по теме:

Театр отстроят заново

В текущем году на восстановлении сгоревшего областного драматического театра в Пензе планируется освоить 675 млн рублей.

Бритый цирюльник

«Севильский цирюльник» в Геликон-опере триумфом завершил театральный сезон.

Большой театр - лучший

Государственный академический Большой театр России признан британскими театральными критиками лучшим зарубежным театром по итогам 2006 года.

95 лет звериному театру Дурова

"Забавляя, поучать" – девиз легендарного дрессировщика Владимира Дурова. Более полувека он успешно воплощал это принцип, затем эстафету подхватили его дети, а сегодня – уже и правнуки. Уголок дедушки Дурова – такое имя носит сегодня театр зверей – отмечает свой 95-й день рождения.

Бомарше упал-отжался

Премьера спектакля "Фигаро" Кирилла Серебренникова c Мироновым в главной роли озадачила мусульманами и феминизмом.

Преступления в цветочек

Прошла премьера "Масеньких супружеских преступлений" – поздравленный двумя президентами Роман Виктюк предъявил танцы на шесте.

Новый центр театральной культуры

В Перми в рамках проекта "Пермь - культурная столица Поволжья" появится научно-просветительский центр театральной культуры Пермского края.

Учреждена новая театральная премия.

Объявлены имена первых лауреатов новой театральной премии "Золотой лист",. Торжественная церемония состоялась в Центральном доме актера.

В Британии поставят оперу о Ганди с музыкой Гласса

Театральная компания «Английская национальная опера» поставит оперу, основанную на жизни индийского политического и духовного лидера Ганди.

На фоне чучела снимаются таланты

Прошла церемония вручения театральных премий "Золотая маска".

Последние статьи

02 июля 2021 г. :: Недвижимость

Росреестр предлагает упростить строительство частных домов

Отменить уведомительный порядок строительства индивидуальных жилых домов предлагает Росреестр. Об этом рассказал его глава Олег Скуфинский.

29 июня 2021 г. :: Медицина

В МГУ предложили новый метод лечения больных COVID-19

Сотрудники Медицинского научно-образовательного центра (МНОЦ) МГУ – участники НОШ «Фотоника» представили протокол нового метода лечения пациентов, у которых коронавирусная инфекция протекает в осложнённой форме. Результаты работы опубликованы в обзоре Cardiology today.

Новая угроза для пресных водоемов

Уровень кислорода в пресноводных водоемах снижается быстрее, чем в океанах. Это установили специалисты-лимнологи из разных стран, объединившись под эгидой глобальной сети лимнологических станций GLEON.

28 апреля 2021 г. :: В мире

В огороде – бузина, а в Таллине – дядька

Страны Прибалтики приняли решение выслать российских дипломатов.

25 марта 2021 г. :: Экономика

Цены на нефть вырастут до ста долларов

Аналитики Bank of America спрогнозировали рост цен на нефть марки Brent до $100 за баррель. Такой стоимости «чёрное золото» должно достичь в следующие несколько лет, а пока ближайшая планка — $70 до конца года.

28 февраля 2021 г. :: Медицина

Есть подозрения, что коронавирус виновен в провоцировании болезни Паркинсона и слабоумия

Опыты на обезьянах показали, что в некоторых случаях заражение коронавирусом нового типа приводит к острым воспалениям мозга, а также провоцирует образование белковых клубков, связанных с болезнью Паркинсона и слабоумием. Результаты исследования опубликовал bioRxiv.

29 января 2021 г. :: Медицина

Пневмонию вычислит искусственный интеллект

В Москве запущен КТ-калькулятор – новый сервис для лечения больных коронавирусом.

26 декабря 2020 г. :: Оружие

Заказ выполнен в срок

«Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» – филиал корпорации «МиГ» – завершил контракт на капитальный ремонт и модернизацию партии истребителей-перехватчиков МиГ-31.

29 ноября 2020 г. :: Медицина

Учёные МГУ создали базу данных веществ, подавляющих белковый синтез

Учёные из МГУ под руководством Сергея Дмитриева издали «Краткий справочник по низкомолекулярным ингибиторам эукариотической трансляции». Вещества-ингибиторы способны подавлять биосинтез белка, поэтому они имеют большое значение для борьбы с раком, вирусными и бактериальными инфекциями.

22 октября 2020 г. :: Масс-медиа

Журналы факультета журналистики МГУ включены в базу данных Scopus

Научные журналы "Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика" и World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies, издаваемые факультетом журналистики МГУ, включены в международную библиографическую и реферативную базу данных Scopus.

Мнения

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты":
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости

12 февраля 2015 г.
Сергей Лавров

Сергей Лавров,
Министр иностранных дел России:
Переговоры идут лучше чем супер