"Нет злодея, который бы меня мучил"

Лига-пресс, (14:45) 08 февраля 2007 г.

Евгений Гришковец – писатель, драматург и рок-исполнитель – записал новый альбом с группой «Бигуди». Корреспондент «Парка культуры» встретился с Гришковцом и выяснил: он всё это сделал с нами специально.
 
– Ваш новый альбом с группой «Бигуди» состоит не из монологов, а из таких полустихотворений, почти настоящих песен. Почему так вышло?
 
– Из-за наличия большого концертного опыта. Довольно многословные и неплохо воспринимаемые в автомобиле произведения, которые были у нас, в концертном варианте прозвучали невнятно. Монологи требовали внимания зала – это же не песни, которые все и так знают наизусть. А если это стоячий концерт, где 500–600 человек стоит, то что им делать? Им же надо что-то делать, а не просто стоять.
 
Понятно, что я петь не начну. Хотя в одной песне на альбоме я слегка даже мычу в припеве первой песни – «Улица» – и даже попадаю в ноты низким голосом.
 
– А почему не делали этого раньше?
 
– Мне не хочется заниматься экспериментами, я всё-таки профессионально занимающийся искусством человек. Когда мы запускали первый альбом, мне не хотелось, чтобы это осталось на уровне эксперимента и домашней радости. Мне хотелось, чтобы люди слушали, чтобы были концерты, чтобы у проекта была жизнеспособность, чтобы проект зарабатывал деньги.
 
Без моего доброго имени в театре, театральной известности это было бы практически невозможно. Ясно, что тогда все покупали Гришковца. И мне от этого было грустно, и лидеру группы Максиму Сергееву это было ясно. Но мы на это пошли.
 
– Но ведь ваши спектакли в жанре spoken word тоже были экспериментом для местной сцены?
 
– В театре я почему был первым? Всё-таки русский театр – режиссёрский, а режиссёры сами не являются авторами пьес, они надеются, что им кто-то пьесу напишет. В моем театре я был автором спектакля и режиссёром, но никогда не выходил на сцену.
 
Оставшись один и продолжая чувствовать, что нужно сделать спектакль – а у меня не было возможности тогда ни пригласить труппу, ни арендовать театр для репетиций, – я сделал тот самый спектакль «Как я съел собаку».
 
Но я понимал, что этот текст я не могу никому передать. Здесь нужно было, чтобы дистанция между персонажем на сцене, и автором, и человеком, который всё это пережил, была минимальной. Эта дистанция всегда есть в искусстве, но она должна быть минимальной. И я вышел на сцену. В этом не было никакого смелого поступка, я понимал, что это единственно возможный способ высказывания.
 
Меня утешало в этой ситуации, что был Ираклий Андроников, которого я иногда слушал по телевизору. Присутствие в мире Михаила Жванецкого меня успокаивало. В то же время, если бы не было альбома «Париж» Малькольма Макларена, не было бы и нашего первого альбома. Мне нужно было, как немузыканту, опереться на мировой опыт. Кто-то полагает, что быть первым, а, следовательно, одиноким, может быть приятно. Одиноким быть неприятно, это ненормально для человека. Поэтому я находил для себя людей, на которых я мог опереться, на своих коллег, которые уже это делали раньше меня.
 
– Ваши фанаты никогда не могли объяснить, почему Гришковец – это нужно.
 
Разговор сводится к тому, что Гришковец – хранитель коллективной памяти. Это то, что произошло со мной…
 
– Я теоретик литературы по образованию, а теоретическая подготовка универсальна. Я понимал, в чем разница между впечатлением от книги и от театра. Книгу человек читает, как он хочет, – за десять часов или за месяц, прочёл половину, отложил и вернулся через два месяца. В театре люди должны за час сорок посмотреть вместе одно и то же и примерно одно и тоже пережить. Люди совсем разного опыта, возраста, пола… кто служил в армии, кто не служил.
 
Всё это очень хорошо понимая, я писал текст максимально универсальный.
 
Не рассказывая какие-то длинные истории собственной жизни, а делая такие уколы в универсальные фрагменты детства и юности. Сидят в зале семьсот человек, я описываю школу так, чтобы каждому вспомнилась его школа. Если бы я скажу, что это была школа 21 в Кемерове, в которой я учился, этот момент сразу уничтожит всё. История моего конкретного личного опыта уничтожит творческое сопереживание публики.
 
Я писал текст, понимая отчётливо, что нужно сообщить. При этом убирал тщательно все признаки того самого советского периода. В зале сидит много людей, которым 18–20 лет, они Советского Союза не помнят и пионерский галстук не носили. Скажи я «пионерский галстук» – и всё. Вот сейчас одна из ярких историй в спектакле «Как я съел собаку»: «ты ждёшь всю неделю мультфильмов, а они кукольные». Но это уже признак эпохи. Поэтому, когда я сейчас вижу в зале большое количество молодых людей, я эту историю не рассказываю, хотя она ударная. Я рассказываю, что ты целый год ждешь дня рождения, а тебе дарят книгу.
 
– Вы как-то стали очень московским человеком, при этом будучи «понаехали тут».
 
Это не вхождение в тусовку, а вхождение в культурный контекст. Тоже специально сделано?
 
– Конечно. У меня есть сочувствие этому. Со-чувствие к москвичам, которое базируется на том, что у любого провинциального человека есть на одну жизненную возможность больше, чем у москвича: он может уехать в Москву. Даже в Нью-Йорке ему будет по сравнению с Москвой тихо.
 
– Давайте поговорим о грустном. Светлая грусть, которой вы добиваетесь от своих зрителей-слушателей, это тоже продуманный инструмент?
 
– Да.
 
– Каким образом он работает?
 
– Желаемое впечатление – это то самое впечатление, которое я сам бы хотел получать от искусства. Это и есть та самая «светлая грусть». Даже после таких первоклассных комедий, как «Мои друзья» братьев Тавиани, она остаётся. Потому что как бы смешно там ни было, но в конце герой умирает, другого героя разбивает паралич, остальные продолжают жизнь. Я всё время пишу, и играю, и исполняю песни про то, что жизнь – это нечто совершенно непонятное.
 
Мои друзья, зрители, коллеги – все хорошие люди. Находясь среди хороших людей, всё равно грустно, испытываешь сильное раздражение. Почему? Нет врага. Нет злодея, упыря, который бы меня мучил, персонально терзал. А жить всё равно непросто. Почему – не знаю.
 
– Есть люди, которые вас не любят. Почему их раздражают ваши песни и спектакли?
 
Что вы можете о них сказать? И что вы можете им сказать?
 
– Вот причин я совсем не понимаю. Когда я пишу книгу – я пишу книгу, которую сам бы хотел прочесть. Люди, которым нравится эта книга, в известной степени похожи на меня.
 
А те, кому она не нравится, – я их не понимаю. Я не знаю, почему я им не нравлюсь. Я не готов их обвинять и сказать: у них тяжёлая жизнь, они невнимательные, они не могут адекватно отнестись к тому, что я пишу. Ну не могу. У каждого свои причины.
 
– Может быть, дело в том, что люди не хотят, чтобы у них в душе ковырялись, манипулировали?
 
– Я точно не манипулирую, а ковыряние в душе происходит усилиями самого слушателя.
 
Когда смеются в зале или когда плачут в зале, я не говорю ничего трагического и шутку юмора не произношу. Смеются и плачут от узнавания. Это возможность заняться сотворчеством со мной. У кого-то сильнее, до слёз, у кого-то слабее, до смеха. Вот и всё.
 
Семён Кваша, «Газета.Ru»
 

Межрегиональная Лига журналистов

Статьи по теме:

Настоящие головорезы

Группа Gogol Bordello приезжает в Москву в клуб на 3,5 тысячи человек.

Короля сыграла свита

На концерте Чак Берри не ходил гусиной походкой, вызвал на сцену красавиц из зала, а аппаратура вместо сладких ранних рок-н-роллов издавала чудовищный свист.

Новый гимн

Законодательное собрание Ульяновской области утвердило слова и музыку первого гимна региона.

100-летию Шостаковича посвящается

Международный конкурс молодых исполнителей, который начнется в немецком Райнсберге завтра, 21 сентября, и будет посвящен 100-летию со дня рождения великого русского композитора Дмитрия Шостаковича.

Корона офисных рабов

Джей Кей, лидер Jamiroquai, хвалил московскую публику и ненавязчиво учил её одеваться и танцевать на московском концерте.

Мордовские «Девчата» покорили немецкого миллионера «Катюшей»

ОХ И ХОРОШИ же наши «Девчата» - загляденье! А поют как... Молодежь рукоплещет девчонкам под «Червону руту», а бабушки украдкой плачут прямо на концертах, когда слушают изумительную по красоте русскую песню «Бежит река, в тумане тая...» А девять лет назад никто и не знал, что девичий ансамбль «Светлица» (первое название группы) ожидает успех.

Последние статьи

02 июля 2021 г. :: Недвижимость

Росреестр предлагает упростить строительство частных домов

Отменить уведомительный порядок строительства индивидуальных жилых домов предлагает Росреестр. Об этом рассказал его глава Олег Скуфинский.

29 июня 2021 г. :: Медицина

В МГУ предложили новый метод лечения больных COVID-19

Сотрудники Медицинского научно-образовательного центра (МНОЦ) МГУ – участники НОШ «Фотоника» представили протокол нового метода лечения пациентов, у которых коронавирусная инфекция протекает в осложнённой форме. Результаты работы опубликованы в обзоре Cardiology today.

Новая угроза для пресных водоемов

Уровень кислорода в пресноводных водоемах снижается быстрее, чем в океанах. Это установили специалисты-лимнологи из разных стран, объединившись под эгидой глобальной сети лимнологических станций GLEON.

28 апреля 2021 г. :: В мире

В огороде – бузина, а в Таллине – дядька

Страны Прибалтики приняли решение выслать российских дипломатов.

25 марта 2021 г. :: Экономика

Цены на нефть вырастут до ста долларов

Аналитики Bank of America спрогнозировали рост цен на нефть марки Brent до $100 за баррель. Такой стоимости «чёрное золото» должно достичь в следующие несколько лет, а пока ближайшая планка — $70 до конца года.

28 февраля 2021 г. :: Медицина

Есть подозрения, что коронавирус виновен в провоцировании болезни Паркинсона и слабоумия

Опыты на обезьянах показали, что в некоторых случаях заражение коронавирусом нового типа приводит к острым воспалениям мозга, а также провоцирует образование белковых клубков, связанных с болезнью Паркинсона и слабоумием. Результаты исследования опубликовал bioRxiv.

29 января 2021 г. :: Медицина

Пневмонию вычислит искусственный интеллект

В Москве запущен КТ-калькулятор – новый сервис для лечения больных коронавирусом.

26 декабря 2020 г. :: Оружие

Заказ выполнен в срок

«Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» – филиал корпорации «МиГ» – завершил контракт на капитальный ремонт и модернизацию партии истребителей-перехватчиков МиГ-31.

29 ноября 2020 г. :: Медицина

Учёные МГУ создали базу данных веществ, подавляющих белковый синтез

Учёные из МГУ под руководством Сергея Дмитриева издали «Краткий справочник по низкомолекулярным ингибиторам эукариотической трансляции». Вещества-ингибиторы способны подавлять биосинтез белка, поэтому они имеют большое значение для борьбы с раком, вирусными и бактериальными инфекциями.

22 октября 2020 г. :: Масс-медиа

Журналы факультета журналистики МГУ включены в базу данных Scopus

Научные журналы "Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика" и World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies, издаваемые факультетом журналистики МГУ, включены в международную библиографическую и реферативную базу данных Scopus.

Мнения

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты":
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости

12 февраля 2015 г.
Сергей Лавров

Сергей Лавров,
Министр иностранных дел России:
Переговоры идут лучше чем супер