Когда у православных пасха, у католиков – антипасха.

Лига-пресс, (10:04) 04 апреля 2010 г.

Когда у православных пасха, у католиков – антипасха.

Оказывается, в отношении воскресения Христа у иерархов католицизма и православия разные точки зрения.

Путаница с этим важным вопросом началась уже сразу после его распятия. Первоначально воскресение Христа отмечали… каждое воскресенье. Да, да. Бедолаге приходилось подвергаться распятию пятьдесят два раза в году и столько же раз воскресать. Эти празднования становились более торжественными в период еврейской Пасхи — годовщины смерти Христа.
В малоазийских церквях, особенно евреями-христианами, в первом веке праздник ежегодно отмечался вместе с иудейской Пасхой — 14 нисана, так как и иудеи и христиане дружно ожидали в этот день пришествие Мессии. Однако некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейской Пасхи, потому как Иисус Христос был казнён в день Пасхи и воскрес по Евангелиям в день после субботы.

Затем возник первый раскол. Церкви Малой Азии, названные четыренадесятниками или квадродециманами (от 14 числа месяца нисана), продолжали строго держаться обычая празднования Пасхи с иудеями, опираясь на авторитет апостола Иоанна Богослова. У них же именование еврейской Пасхи — Пейсах — перешло на название христианской и впоследствии распространилось.

На Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю, как полнолуние после дня равноденствия.

Уже в 160 году Поликарп, епископ Смирны (Малая Азия), едет к римскому епископу Аниките, чтобы договориться о едином дне, в который надлежит воскресать Христу, но соглашения достигнуто не было. Споры длились более полутора веков. Так, например, римский епископ Виктор (189–198) в 195 г. под угрозой отлучения потребовал от малоазийцев праздновать Пасху вместе с остальной Церковью. Поликрат Ефесский написал ему послание, где объяснял правомочность своей традиции, возводя ее к апостолам. Римская практика с точки зрения малоазийцев была, очевидно, «нововведением», «реформой», однако Виктор тем не менее отлучил их от евхаристического общения.

В итоге, для решения проблемы о составлении новой Пасхалии для всей христианской ойкумены, Константин Великий созывает в 325 г. собор епископов в Никее, впоследствии названный Первым Вселенским.

На этом Соборе было запрещено совершать Пасху «прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями». В это же время в Риме создают Пасхалию, отличную от Александрийской, но менее точную. Так как некоторая часть малоазийских церквей всё же не переменили древний обычай, то поместный Собор в Антиохии вовсе отлучил «иудействовавших» от церкви как еретиков.

Запад вроде бы договорился с остальным Востоком, но… уже через год после I Вселенского Собора Александрия и Рим совершали Пасху в разные дни, а именно 3 и 10 апреля соответственно. Виной тому били разные системы исчисления.
Но затем св. Афанасий Александрийский на Сердикском Соборе в 342 г. совместно с римлянами выработал «компромиссную» пасхалию на 50 лет, в которой дата каждого года оговаривалась отдельно и являлась результатом соглашения между двумя сторонами. В течение этих 50 лет Рим и Александрия должны были праздновать Пасху в разный день целых 12 раз, однако в результате компромисса для всех этих случаев были найдены общие даты. Интересно, что Александрия принимала римскую дату, отказавшись от своей пасхалии, в 346 и 349 гг.

Однако после окончания действия сердикской пасхалии александрийцы перестали обращать внимание на то, в какой день совершалась Пасха на Западе и просто следовали своим таблицам. Это привело к тому, что Рим постепенно стал все чаще и чаще принимать «восточные» даты. В конце концов, римский аббат Дионисий Малый предложил александрийскую пасхалию на Западе таким образом, что она была там принята, в результате чего, наконец, было осуществлено единое празднование Пасхи в Риме и Александрии.

Это трогательное единство празднования Пасхи было нарушено в 1583 году реформой папы Григория XIII, который ввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь, но это, кстати, в глазах церковников, было чем-то второстепенным.

В результате перехода к более точным астрономическим датам, католическая Пасха часто стала праздноваться даже раньше иудейской или в один день, и опережать православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц. Православные резко осудили это нововведение, анафематствовав на Соборе 1583 г. всех тех, кто следует григорианским календарю и пасхалии.

Попытки изменить что-то в исчислении даты воскрешения Христа особо активно предпринимались в прошлом веке, но ни к чему хорошему не привели и все осталось без изменений, за исключением того, что на григорианский календарь полностью перешла финляндская православная церковь.

Итак, что же получается? Возьмем прошлый 2009 год. У католиков и православных из числа Финляндской православной церкви Христос воскрес 12 апреля. У остальных православных — 19 апреля. В этом году редкость — обе Пасхи совпадают. В следующем — тоже, а вот в 2012 они вновь разойдутся на неделю — 8 и 15 апреля соответственно.

То есть в день православной пасхи католики будут праздновать антипасху. Но не следует думать, что это нечто вроде шабаша на Лысой горе — все-таки они верующие. Все объясняется гораздо проще — именно так называется первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре. Еще ее именуют Фоминой неделей, а по народной традиции называют Красной горкой.

Само название Антипасха означает «вместо Пасхи», то есть не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.

А вот в 2013 году, разрыв будет гораздо значительнее и тут уж антипасхой не обойтись. У католиков Христос воскреснет 31 марта, а у нас только его 3 мая только-только прибьют к кресту. Воскреснет же он, как и положено, через день, то есть пятого мая.

Впрочем, для истинно верующих, ревностно соблюдающих все посты, в том числе и многодневные, это только на руку. Дело в том, что окончание Петрова поста резко ограничено праздником апостолов Петра и Павла (11 июля), но наступает он через неделю после Троицы, то есть имеет жесткую привязку к «гуляющей» пасхе. Получается, чем она позже, тем пост короче. Если бы православные праздновали пасху вместе с католиками, то есть 31 марта, Петров пост соответственно продлился бы аж 46 дней, то есть с 27 мая, а так всего-навсего с 1 июля, то есть 11 дней. Для сравнения — в этом году его протяженность составит 42 дня — дольше чем даже Великий пост.

Валерий МОЗЖУХИН.

Межрегиональная Лига журналистов

Статьи по теме:

Воскреснуть за 100 тысяч

Американская компания "БайоАртс интернэшнл" выставила на всемирный аукцион свои услуги по клонированию собак. Как отмечается в уведомлении, размещенном на интернет-сайте этой биотехнологической фирмы, возможность "воскресить" своих любимцев предоставляется пяти желающим. Для этого необходимо зарегистрироваться.

Чудо произошло

Делегация Фонда Андрея Первозванного с Благодатным огнем сегодня вылетела из тель-авивского аэропорта Бен-Гурион в Москву.

Атака воинствующего православия

Союз православных граждан (СПГ), движение «Народный Собор» и другие общественные организации провели в Москве очередной пикет в поддержку преподавания в школах «Основ православной культуры» (ОПК).

Последние статьи

13 декабря 2018 г. :: История

К истории уникального интервью

Трудно сказать, у кого из главных редакторов газет, которые входили в 2002 году в Приволжскую Лигу журналистов, первого зародилась идея взять интервью у живого классика российской литературы Александра Исаевича Солженицына.

13 декабря 2018 г. :: Общество

Писателю Александру Солженицыну открыли в Москве памятник

Открытие монумента приурочено к празднованию 100-летия со дня рождения писателя, которое было отмечено 11 декабря.

12 декабря 2018 г. :: Бывший СССР

Сколок великой эпохи

11 декабря исполнилось сто лет со дня рождения писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе, лауреата Государственной премии России, историка, политического заключенного советской эпохи, автора знаменитого «Архипелага ГУЛАГ» Александра Исаевича Солженицына.

12 декабря 2018 г. :: Масс-медиа

Последнее интервью Солженицына

Наш сайт предлагает читателю уникальное интервью с писателем и общественным деятелем Александром Исаевичем Солженицыным, организованное Владимиром Ториным, бывшем в то время редактором газеты «Нижегородские новости» и возглавлявшим Приволжскую Лигу журналистов.

15 ноября 2018 г. :: Наука и образование

Нижегородская область впервые вошла в топ регионов с хорошим уровнем подготовки к ЕГЭ

Рособрнадзор дал оценку организации государственной итоговой аттестации на территории Нижегородской области. В 2018 году регион впервые попал в список субъектов РФ, где уровень подготовки к ЕГЭ и ГИА признан наиболее достойным.

08 ноября 2018 г. :: Транспорт

«УАЗ-Патриот» получил новый мотор и вентиляцию

Новая волна обновлений ульяновского автомобиля, выпускаемого с 2005 года, коснулась силового агрегата и шасси автомобиля.

04 ноября 2018 г. :: Криминал

Компанию Нижегородской области «Русское поле» уличили в уходе от налогов

Налоговая служба Нижегородской области обнаружила, что 7 самостоятельных магазинов фактически являются частью сети, работающей под брендом «Павловская курочка». Инспекция посчитала, что это схема «дробления бизнеса» для ухода от налогов.

30 октября 2018 г. :: Технологии

В Нижнем Новгороде открылась интерактивная выставка «Робополис»

На ней горожан ждут новейшие разработки ученых из США, Японии, России, Великобритании и Южной Кореи.

26 октября 2018 г. :: В мире

Культурный фестиваль «Русский Рим» пройдет в Италии

Второй международный культурный фестиваль «Русский Рим» откроется в итальянской столице 7 ноября.

26 октября 2018 г. :: Недвижимость

Состоялся первый поволжский конгресс риэлторов

Конгресс «Золотая пора рынка недвижимости - 2018», прошедший в Нижнем Новгороде, собрал около 400 участников из 15 регионов России.

Мнения

15 октября 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Подарок судьбы или «Русская правда» в действии

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты":
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости

12 февраля 2015 г.
Сергей Лавров

Сергей Лавров,
Министр иностранных дел России:
Переговоры идут лучше чем супер