Край Солнечной системы: первые данные

Лига-пресс, (16:39) 29 октября 2008 г.

Исследовательская группа из университета Айовы (США) представила первые систематизированные данные о конфигурации «края» Солнечной системы – области, где солнечный ветер непосредственно взаимодействует с межзвездным газом, образуя ударную волну.

Впервые экспериментально исследовать эту область удалось благодаря космическим аппаратам Voyager-1 и Voyager-2. Свои результаты Профессор Дон Гарнет и доктор Билл Курт представили в публикации в Nature от 3 июля 2008 года.

К настоящему времени предполагается, что зонд Voyager-2 уже находился в пограничной области, отделяющей Солнечную систему от межзвездного галактического пространства, 31 августа 2007 года. Этот вывод был сделан на основе резко изменившегося характера солнечного ветра – его скорость резко снизилась, став дозвуковой, а также роста турбулентности плазмы.

В это время зонд находился на удалении 83,7 астрономических единиц от Солнца – более чем в два раза дальше, чем орбита Плутона. Это соответствует 11,2 световых часа – именно столько времени нужно свету, чтобы пройти такое расстояние.
Зонд Voyager-1 еще 15 августа 2006 года преодолел рубеж в 100 астрономических единиц от Солнца, став, таким образом, самым далеким от Земли искусственным небесным телом. Аппараты движутся в пространстве по существенно различным траекториям, и Voyager-1 еще только входит в пограничную область.

Одновременно у ученых появился новый источник информации о границе Солнечной системы – спутникам Stereo удалось зарегистрировать нейтральные атомы, приходящие из пограничной области. Высокоэнергетичные ионы солнечного ветра, передав свою энергию атомам межзвездного газа и, захватив электроны, становятся нейтральными атомами и движутся обратно в центральные области Солнечной системы.

Результаты наблюдений позволили исследовательской группе Калифорнийского университета в Беркли составить первую схему интенсивности потока нейтральных атомов из пограничной области. Это, в сочетании с полученными с помощью аппаратуры зондов Voyager-1 и Voyager-2 данных, позволит существенно повысить уровень понимания процессов, происходящих на границе раздела между Солнечной системой и Галактикой.

Важность исследования пограничной области Солнечной системы, в частности, связана с тем, что именно здесь, согласно текущим представлениям, формируется одна из компонент космического излучения – так называемые «аномальные космические лучи» относительно низкой энергии.

Еще одной загадкой, выявившейся благодаря подошедшим к «краю» Солнечной системы аппаратам, явился так называемый «эффект Пионеров» - небольшое, но регистрируемое приборами и необъяснимое замедление движения аппаратов по сравнению с расчетной.

Зонды Voyager-1 и Voyager-2 были запущены соответственно 5 сентября 1977 года и 20 августа 1977 года для исследования внешних планет Солнечной системы и ее дальней периферии. Оба аппарата несли идентичный набор научных инструментов. Разгон аппаратов осуществлялся в том числе за счет активного использования так называемого «пертурбационного» маневра в гравитационных полях планет-гигантов.

Напомним, что программа Voyager явилась развитием аналогичной программы NASA Pioneer, в рамках которой 2 марта 1972 года и 5 апреля 1973 года были запущены соответственно зонды Пионер-10 и Пионер-11.

Найдена планета с водой

Как сообщили специалисты, планета за пределами Солнечной системы под названием GJ 436 b состоит главным образом из воды в виде "горячего льда".

Вполне пригодна для жизни

Еще одно сенсационное открытие сделано астрономами. Космические исследователи впервые обнаружили за пределами Солнечной системы планету, потенциально пригодную для жизни.

«Пионер» уходит в поиск

Автоматическая исследовательская станция НАСА "Вояджер 1" (Voyager 1), запущенная три десятка лет назад и в настоящее время уходящая из Солнечной системы в межзвездное пространство, преодолела рубеж в 100 астрономических единиц.

22 марта 2019 г. :: Медицина

Химики МГУ «соединили» мирамистин с наноалмазами

Сотрудники химического факультета МГУ исследовали способность лекарственных препаратов адсорбироваться на поверхности наноалмазов на примере известного антисептика мирамистина.

11 марта 2019 г. :: Медицина

Сотрудничество в области регенеративной медицины

Нижегородские и американские медики договорились о сотрудничестве в области регенеративной медицины.

05 марта 2019 г. :: Экономика

Нижегородская область привлекла 7,4 миллиарда рублей инвестиций

За счет сотрудничества с Фондом развития промышленности (ФРП) Нижегородская область сумела привлечь 7,42 миллиарда рублей инвестиций.

01 марта 2019 г. :: Культура

В Нижегородской области отреставрировали рекордное число объектов культурного наследия

По итогам прошедшего года в Нижегородской области отреставрировали 100 объектов культурного наследия и еще 50 внесли в реестр, что стало рекордом для региона, сообщил губернатор Глеб Никитин.

27 февраля 2019 г. :: Экономика

Нижегородская область заняла 11 место в РФ по объему несырьевого экспорта

В 2018 году объем несырьевого неэнергетического экспорта Нижегородской области превысил 4 миллиарда долларов, что вывело регион на 11 место по этому показателю в РФ и первое место в ПФО.

25 февраля 2019 г. :: Экологический дозор

Прошло первое заседание рабочей группы Госсовета по экологии

Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин провел первое заседание рабочей группы Государственного совета России по направлению «Экология и природные ресурсы».

25 февраля 2019 г. :: Наука и образование

ННГУ получит субсидию на повышение международной конкурентоспособности

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского вошел в число российских вузов, которые в 2019 году получат федеральные субсидии в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров

20 февраля 2019 г. :: Экономика

Полёт на Ямал

О мощнейших ледоколах, самой большой «сгущенке» и -35°C

12 января 2019 г. :: Криминал

Нижегородское УФАС обнаружило признаки сговора

Признаки сговора обнаружены Нижегородским УФАС между МКУ «Главное Управление по капитальному строительству города Нижнего Новгорода» («ГлавУКС») и 15 организациями и одним частным предпринимателем.

05 января 2019 г. :: Культура

Фестиваль абхазской культуры «Анакопия» прошел в Нижнем Новгороде.

Ярким новогодним подарком для жителей города стал фестиваль абхазской культуры «Анакопия», прошедший в ДК «Ритм» при поддержке генерального директора Арзамасского приборостроительного завода Олега Лавричева.