Край Солнечной системы: первые данные

Лига-пресс, (16:39) 29 октября 2008 г.

Исследовательская группа из университета Айовы (США) представила первые систематизированные данные о конфигурации «края» Солнечной системы – области, где солнечный ветер непосредственно взаимодействует с межзвездным газом, образуя ударную волну.

Впервые экспериментально исследовать эту область удалось благодаря космическим аппаратам Voyager-1 и Voyager-2. Свои результаты Профессор Дон Гарнет и доктор Билл Курт представили в публикации в Nature от 3 июля 2008 года.

К настоящему времени предполагается, что зонд Voyager-2 уже находился в пограничной области, отделяющей Солнечную систему от межзвездного галактического пространства, 31 августа 2007 года. Этот вывод был сделан на основе резко изменившегося характера солнечного ветра – его скорость резко снизилась, став дозвуковой, а также роста турбулентности плазмы.

В это время зонд находился на удалении 83,7 астрономических единиц от Солнца – более чем в два раза дальше, чем орбита Плутона. Это соответствует 11,2 световых часа – именно столько времени нужно свету, чтобы пройти такое расстояние.
Зонд Voyager-1 еще 15 августа 2006 года преодолел рубеж в 100 астрономических единиц от Солнца, став, таким образом, самым далеким от Земли искусственным небесным телом. Аппараты движутся в пространстве по существенно различным траекториям, и Voyager-1 еще только входит в пограничную область.

Одновременно у ученых появился новый источник информации о границе Солнечной системы – спутникам Stereo удалось зарегистрировать нейтральные атомы, приходящие из пограничной области. Высокоэнергетичные ионы солнечного ветра, передав свою энергию атомам межзвездного газа и, захватив электроны, становятся нейтральными атомами и движутся обратно в центральные области Солнечной системы.

Результаты наблюдений позволили исследовательской группе Калифорнийского университета в Беркли составить первую схему интенсивности потока нейтральных атомов из пограничной области. Это, в сочетании с полученными с помощью аппаратуры зондов Voyager-1 и Voyager-2 данных, позволит существенно повысить уровень понимания процессов, происходящих на границе раздела между Солнечной системой и Галактикой.

Важность исследования пограничной области Солнечной системы, в частности, связана с тем, что именно здесь, согласно текущим представлениям, формируется одна из компонент космического излучения – так называемые «аномальные космические лучи» относительно низкой энергии.

Еще одной загадкой, выявившейся благодаря подошедшим к «краю» Солнечной системы аппаратам, явился так называемый «эффект Пионеров» - небольшое, но регистрируемое приборами и необъяснимое замедление движения аппаратов по сравнению с расчетной.

Зонды Voyager-1 и Voyager-2 были запущены соответственно 5 сентября 1977 года и 20 августа 1977 года для исследования внешних планет Солнечной системы и ее дальней периферии. Оба аппарата несли идентичный набор научных инструментов. Разгон аппаратов осуществлялся в том числе за счет активного использования так называемого «пертурбационного» маневра в гравитационных полях планет-гигантов.

Напомним, что программа Voyager явилась развитием аналогичной программы NASA Pioneer, в рамках которой 2 марта 1972 года и 5 апреля 1973 года были запущены соответственно зонды Пионер-10 и Пионер-11.

Найдена планета с водой

Как сообщили специалисты, планета за пределами Солнечной системы под названием GJ 436 b состоит главным образом из воды в виде "горячего льда".

Вполне пригодна для жизни

Еще одно сенсационное открытие сделано астрономами. Космические исследователи впервые обнаружили за пределами Солнечной системы планету, потенциально пригодную для жизни.

«Пионер» уходит в поиск

Автоматическая исследовательская станция НАСА "Вояджер 1" (Voyager 1), запущенная три десятка лет назад и в настоящее время уходящая из Солнечной системы в межзвездное пространство, преодолела рубеж в 100 астрономических единиц.

03 июня 2019 г. :: Общество

Жители потребовали школу вместо храма

Жители поселка Рудного в Чкаловском районе Екатеринбурга обратились с письмом к уральским бизнесменам Андрею Козицыну и Игорю Алтушкину, являющихся основными учредителями Фонда Святой Екатерины, с просьбой построить вместо храма святой Екатерины школу.

02 июня 2019 г. :: Политика

Наконец-то разобрались

Подписав соглашение об ассоциации с ЕС, Киев согласился на заведомо невыгодные условия, которые губят украинскую экономику. Такое заявление сделал бывший министр экономики Украины Виктор Суслов.

29 мая 2019 г. :: Культура

Колокольный звон возвестит о начале лета

В поселке Алексеевское Московской области 1 и 2 июня состоится XVII фестиваль колокольного звона «Алексеевские перезвоны 2019». В этом году он пройдет под темой «Покров и щит Руси святой»

25 мая 2019 г. :: В мире

Тереза Мэй объявила об отставке

Премьер-министр Великобритании 7 июня покинет пост лидера Консервативной партии Великобритании и главы кабинета министров.

24 мая 2019 г. :: Медицина

Эксперты обсудили методы борьбы с аллергией

Круглый стол с участием депутатов Государственной Думы Российской федерации, ведущих аллергологов и микробиологов, а также представителей фармацевтических компаний прошел в пресс-центре Издательского дома «Аргументы и факты».

24 мая 2019 г. :: Общество

Краснодарская активистка Галина Сильман избивала свою мать

Общественница из Краснодара Галина Сильман входит в комиссию по вопросам ЖКХ и развитию городской среды, а также комиссию по экологии Совета при губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека.

29 апреля 2019 г. :: Культура

В Петербурге состоялось награждение победителей театрального фестиваля для детей

На сцене театра «Зазеркалье» в Петербурге состоялась церемония вручения премий победителям XVI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин».

10 апреля 2019 г. :: Медицина

Из чёрных муравьёв-древоточцев выделен новый штамм актинобактерий

Межфакультетская коллаборация учёных МГУ при участии специалистов Сколковского института науки и технологий выделила из муравьёв новый штамм актинобактерий, вырабатывающий вещество с антибиотическим действием.

04 апреля 2019 г. :: Наука и образование

Создан новый магнитный материал с заданной структурой и необычными свойствами

Сотрудники кафедры неорганической химии МГУ совместно со своими коллегами из США, Германии и Эстонии синтезировали и изучили новый магнитоактивный материал.

22 марта 2019 г. :: Медицина

Химики МГУ «соединили» мирамистин с наноалмазами

Сотрудники химического факультета МГУ исследовали способность лекарственных препаратов адсорбироваться на поверхности наноалмазов на примере известного антисептика мирамистина.