«Пионер» уходит в поиск

Лига-пресс, (19:59) 20 августа 2006 г.

«Пионер» уходит в поиск

Автоматическая исследовательская станция НАСА "Вояджер 1" (Voyager 1), запущенная три десятка лет назад и в настоящее время уходящая из Солнечной системы в межзвездное пространство, преодолела рубеж в 100 астрономических единиц.

1 астрономическая единица, а.е., равна среднему расстоянию от Земли до Солнца - около 150 млн. км.

Тем самым аппарат, продолжающий функционировать, удалился от Солнца на расстояние, примерно в 2,5 раза превышающее среднее расстояние от Солнца до самой далекой планеты Солнечной системы - Плутона. На таком расстоянии Солнце видится обычной, хотя и яркой, звездочкой. Источником энергии аппаратуры зонда является радиоизотопный источник энергии.

Как сообщает НАСА, рубеж в 100 а.е. "Вояджер 1" преодолел 15 августа. В настоящее время до нас дошел его сигнал об этом и теперь он является самым далеким от Земли искусственным телом.

Полет в неизвестность "Вояджеров", а также зондов "Пионер", уже принес ученым новые загадки. Во-первых, зонды преодолевают так называемую гелиопаузу - область, в которой околосолнечное пространство, в котором доминирует солнечный ветер, сменяется межзвездным. Полученная зондами информация о процессах, происходящих в ней, чрезвычайно ценна и не могла быть получена иными способами.

Во-вторых, благодаря зондам удалось обнаружить новое явление, известное в настоящее время как "гравитационная аномалия Пионеров". Выяснилось, что зонды теряют скорость заметно быстрее, чем следовало из уравнений небесной механики, справедливость которых признается и классической, и релятивистской физиками.

Неоднократные попытки объяснить странный эффект особенностями конструкции самих аппаратов – например, истечением газов – не увенчались успехом. Высказывалось предположение, что наблюдаемые аномалии связаны с систематической ошибкой, однако доказать это никому не удалось.
Причина такого торможения неясна - она может быть связана и с неизвестными свойствами пространства-времени, и, например, с гравитационным воздействием одного или нескольких сверхмасcивных, но невидимых тел на периферии Солнечной системы.

Однако, попытки объяснить «гравитационную аномалию», выявленную в движении самых удаленных искусственных небесных тел, приводят к необходимости глубокого пересмотра принципов небесной механики.

Возможно, наблюдаемые расхождения с теорией вызваны гравитационным воздействием вещества, которое до сих пор не удавалось обнаружить иными способами и условно обозначаемого как «темная материя». Не исключено, что потребуется коренная ревизия постулатов небесной механики.

По мнению ряда ученых, новые результаты позволяют говорить о возможности наличия слабых и до сих пор не описанных эффектов при передаче энергии в ходе гравитационного взаимодействия двух тел. Если это действительно так, «гравитационная аномалия Пионеров» способна неожиданно поставить под удар, казалось бы, незыблемые устои классической механики.

Пётр МИЛЕНИН

26 марта 2020 г. :: Наука и образование

МГУ и «Роснано» подготовят специалистов по ионизирующему обеззараживанию пищевых продуктов

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова разработал программу повышения квалификации по ионизирующей обработке пищевых продуктов.

14 марта 2020 г. :: Технологии

Функции смартфонов, которые стоит отключить

Экспертами определены некоторые функции в смартфонах, без которых пользователю станет проще и удобнее обходиться со своим гаджетом.

06 марта 2020 г. :: Культура

Лукьяненко оценил сериал по его книге

Российский фантаст Сергей Лукьяненко высказался о сериале, который поклонники из Владивостока снимают по его книге «Осенние визиты».

28 февраля 2020 г. :: Транспорт

В России стартовали продажи компактного кроссовера Skoda Karoq.

Дилеры Skoda в России начали предлагать клиентам компакт-кросс Skoda Karoq, чьим выпуском занимается нижегородское предприятие ГАЗ.

26 февраля 2020 г. :: Экологический дозор

Как спасти планету

Сегодня во Всероссийском Центре изучения общественного мнения участники дискуссионного клуба «Валдай» проанализировали пути решения насущных экологических проблем.

26 февраля 2020 г. :: Спорт

Очередная дисквалификация российских биатлонистов

Международный союз биатлонистов (IBU) на основании проб, взятых в 2013 году, дисквалифицировал Светлану Слепцову и Евгения Устюгова за нарушение антидопинговых правил.

22 февраля 2020 г. :: Медицина

Ученые выяснили, когда начинается старение человека

Методами биоинформатики и статистики сотрудники НИИ физико-химической биологии имени А.Н.Белозерского МГУ выяснили, что старение человека начинается в момент зачатия или практически сразу после него.

24 января 2020 г. :: Экологический дозор

Аномалии предновогодней недели: зимнее цветение в Средней России

Участники проекта МГУ «Флора России» обнаружили зимнее цветение в Средней России. В научной литературе отсутствуют данные о зимнем цветении растений в Подмосковье.

20 января 2020 г. :: История

В окрестностях Иерусалима найдены руины церкви VI века

Она построена в период владычества Византийской империи и посвящена неизвестному мученику.

15 января 2020 г. :: Оружие

В 2020 году на вооружении России появятся много новинок

Продолжение модернизации армии с 2018 по 2027 гг. предусматривает создание новейшего вооружения, большинство из которого не имеет мировых аналогов и уже в этом году появятся в российской армии и на флоте.