«Пионер» уходит в поиск

Лига-пресс, (19:59) 20 августа 2006 г.

«Пионер» уходит в поиск

Автоматическая исследовательская станция НАСА "Вояджер 1" (Voyager 1), запущенная три десятка лет назад и в настоящее время уходящая из Солнечной системы в межзвездное пространство, преодолела рубеж в 100 астрономических единиц.

1 астрономическая единица, а.е., равна среднему расстоянию от Земли до Солнца - около 150 млн. км.

Тем самым аппарат, продолжающий функционировать, удалился от Солнца на расстояние, примерно в 2,5 раза превышающее среднее расстояние от Солнца до самой далекой планеты Солнечной системы - Плутона. На таком расстоянии Солнце видится обычной, хотя и яркой, звездочкой. Источником энергии аппаратуры зонда является радиоизотопный источник энергии.

Как сообщает НАСА, рубеж в 100 а.е. "Вояджер 1" преодолел 15 августа. В настоящее время до нас дошел его сигнал об этом и теперь он является самым далеким от Земли искусственным телом.

Полет в неизвестность "Вояджеров", а также зондов "Пионер", уже принес ученым новые загадки. Во-первых, зонды преодолевают так называемую гелиопаузу - область, в которой околосолнечное пространство, в котором доминирует солнечный ветер, сменяется межзвездным. Полученная зондами информация о процессах, происходящих в ней, чрезвычайно ценна и не могла быть получена иными способами.

Во-вторых, благодаря зондам удалось обнаружить новое явление, известное в настоящее время как "гравитационная аномалия Пионеров". Выяснилось, что зонды теряют скорость заметно быстрее, чем следовало из уравнений небесной механики, справедливость которых признается и классической, и релятивистской физиками.

Неоднократные попытки объяснить странный эффект особенностями конструкции самих аппаратов – например, истечением газов – не увенчались успехом. Высказывалось предположение, что наблюдаемые аномалии связаны с систематической ошибкой, однако доказать это никому не удалось.
Причина такого торможения неясна - она может быть связана и с неизвестными свойствами пространства-времени, и, например, с гравитационным воздействием одного или нескольких сверхмасcивных, но невидимых тел на периферии Солнечной системы.

Однако, попытки объяснить «гравитационную аномалию», выявленную в движении самых удаленных искусственных небесных тел, приводят к необходимости глубокого пересмотра принципов небесной механики.

Возможно, наблюдаемые расхождения с теорией вызваны гравитационным воздействием вещества, которое до сих пор не удавалось обнаружить иными способами и условно обозначаемого как «темная материя». Не исключено, что потребуется коренная ревизия постулатов небесной механики.

По мнению ряда ученых, новые результаты позволяют говорить о возможности наличия слабых и до сих пор не описанных эффектов при передаче энергии в ходе гравитационного взаимодействия двух тел. Если это действительно так, «гравитационная аномалия Пионеров» способна неожиданно поставить под удар, казалось бы, незыблемые устои классической механики.

Пётр МИЛЕНИН

20 января 2020 г. :: История

В окрестностях Иерусалима найдены руины церкви VI века

Она построена в период владычества Византийской империи и посвящена неизвестному мученику.

15 января 2020 г. :: Оружие

В 2020 году на вооружении России появятся много новинок

Продолжение модернизации армии с 2018 по 2027 гг. предусматривает создание новейшего вооружения, большинство из которого не имеет мировых аналогов и уже в этом году появятся в российской армии и на флоте.

09 января 2020 г. :: Криминал

Криминал в Прибалтике

Прибалты вновь лидеры Евросоюза по числу умышленных убийств

23 декабря 2019 г. :: В мире

«С божьей помощью»: как старообрядцы переселяются в Россию

За последние два-три года в Россию вернулись более 100 семей старообрядцев из-за рубежа. Такие данные озвучил предстоятель РПСЦ Корнилий на встрече с российским президентом Владимиром Путиным.

20 декабря 2019 г. :: Медицина

Впервые в мире пациент введен в состояние анабиоза

Доктору Сэмюэлю Тишерману из Университета Мэриленда (США) удалось ввести пациента в состояние анабиоза.

16 декабря 2019 г. :: Экономика

Масло из России начнут производить в Египте

Группа компаний «Эфко» планирует наладить совместное производство растительных масел и специализированных жиров для пищевой промышленности с египетской компанией United Oil.

29 ноября 2019 г. :: Наука и образование

Учёные получили мегагрант на 79 млн рублей

Международная Лаборатория топологических методов в динамике НИУ ВШЭ (г. Нижний Новгород) под управлением доктора физико-математических наук, профессора Ольги Починки получила первый в регионе мегагрант по общей математике для проведения исследований в области динамических систем и приложений.

27 ноября 2019 г. :: Технологии

Приступили к реконструкции центра ликвидации баллистических ракет

ФГУП «Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ, входит в ГК «Роскосмос») объявило тендер на разработку проектной документации для реконструкции Центра ликвидации межконтинентальных баллистических ракет в Арзамасском районе Нижегородской области.

26 ноября 2019 г. :: Политика

В состав центрального исполкома «Единой России» войдет Роман Любарский.

Министр внутренней и региональной политики Нижегородской области, заняв новую, недавно утвержденную должность в центральном исполкоме «ЕР», станет главой Проектного офиса по выборам в должности заместителя руководителя.

30 октября 2019 г. :: Экологический дозор

Удалось выяснить причины дождливого лета в России и масштабных наводнений в Западной Европе

Международная команда ученых с участием специалистов географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова проанализировала данные о речных наводнениях, собранные с 3700 гидрометрических станций Европы, и выявила пространственные закономерности их изменения в контексте нестационарности климата.