«Пионер» уходит в поиск

Лига-пресс, (19:59) 20 августа 2006 г.

«Пионер» уходит в поиск

Автоматическая исследовательская станция НАСА "Вояджер 1" (Voyager 1), запущенная три десятка лет назад и в настоящее время уходящая из Солнечной системы в межзвездное пространство, преодолела рубеж в 100 астрономических единиц.

1 астрономическая единица, а.е., равна среднему расстоянию от Земли до Солнца - около 150 млн. км.

Тем самым аппарат, продолжающий функционировать, удалился от Солнца на расстояние, примерно в 2,5 раза превышающее среднее расстояние от Солнца до самой далекой планеты Солнечной системы - Плутона. На таком расстоянии Солнце видится обычной, хотя и яркой, звездочкой. Источником энергии аппаратуры зонда является радиоизотопный источник энергии.

Как сообщает НАСА, рубеж в 100 а.е. "Вояджер 1" преодолел 15 августа. В настоящее время до нас дошел его сигнал об этом и теперь он является самым далеким от Земли искусственным телом.

Полет в неизвестность "Вояджеров", а также зондов "Пионер", уже принес ученым новые загадки. Во-первых, зонды преодолевают так называемую гелиопаузу - область, в которой околосолнечное пространство, в котором доминирует солнечный ветер, сменяется межзвездным. Полученная зондами информация о процессах, происходящих в ней, чрезвычайно ценна и не могла быть получена иными способами.

Во-вторых, благодаря зондам удалось обнаружить новое явление, известное в настоящее время как "гравитационная аномалия Пионеров". Выяснилось, что зонды теряют скорость заметно быстрее, чем следовало из уравнений небесной механики, справедливость которых признается и классической, и релятивистской физиками.

Неоднократные попытки объяснить странный эффект особенностями конструкции самих аппаратов – например, истечением газов – не увенчались успехом. Высказывалось предположение, что наблюдаемые аномалии связаны с систематической ошибкой, однако доказать это никому не удалось.
Причина такого торможения неясна - она может быть связана и с неизвестными свойствами пространства-времени, и, например, с гравитационным воздействием одного или нескольких сверхмасcивных, но невидимых тел на периферии Солнечной системы.

Однако, попытки объяснить «гравитационную аномалию», выявленную в движении самых удаленных искусственных небесных тел, приводят к необходимости глубокого пересмотра принципов небесной механики.

Возможно, наблюдаемые расхождения с теорией вызваны гравитационным воздействием вещества, которое до сих пор не удавалось обнаружить иными способами и условно обозначаемого как «темная материя». Не исключено, что потребуется коренная ревизия постулатов небесной механики.

По мнению ряда ученых, новые результаты позволяют говорить о возможности наличия слабых и до сих пор не описанных эффектов при передаче энергии в ходе гравитационного взаимодействия двух тел. Если это действительно так, «гравитационная аномалия Пионеров» способна неожиданно поставить под удар, казалось бы, незыблемые устои классической механики.

Пётр МИЛЕНИН

02 июля 2021 г. :: Недвижимость

Росреестр предлагает упростить строительство частных домов

Отменить уведомительный порядок строительства индивидуальных жилых домов предлагает Росреестр. Об этом рассказал его глава Олег Скуфинский.

29 июня 2021 г. :: Медицина

В МГУ предложили новый метод лечения больных COVID-19

Сотрудники Медицинского научно-образовательного центра (МНОЦ) МГУ – участники НОШ «Фотоника» представили протокол нового метода лечения пациентов, у которых коронавирусная инфекция протекает в осложнённой форме. Результаты работы опубликованы в обзоре Cardiology today.

Новая угроза для пресных водоемов

Уровень кислорода в пресноводных водоемах снижается быстрее, чем в океанах. Это установили специалисты-лимнологи из разных стран, объединившись под эгидой глобальной сети лимнологических станций GLEON.

28 апреля 2021 г. :: В мире

В огороде – бузина, а в Таллине – дядька

Страны Прибалтики приняли решение выслать российских дипломатов.

25 марта 2021 г. :: Экономика

Цены на нефть вырастут до ста долларов

Аналитики Bank of America спрогнозировали рост цен на нефть марки Brent до $100 за баррель. Такой стоимости «чёрное золото» должно достичь в следующие несколько лет, а пока ближайшая планка — $70 до конца года.

28 февраля 2021 г. :: Медицина

Есть подозрения, что коронавирус виновен в провоцировании болезни Паркинсона и слабоумия

Опыты на обезьянах показали, что в некоторых случаях заражение коронавирусом нового типа приводит к острым воспалениям мозга, а также провоцирует образование белковых клубков, связанных с болезнью Паркинсона и слабоумием. Результаты исследования опубликовал bioRxiv.

29 января 2021 г. :: Медицина

Пневмонию вычислит искусственный интеллект

В Москве запущен КТ-калькулятор – новый сервис для лечения больных коронавирусом.

26 декабря 2020 г. :: Оружие

Заказ выполнен в срок

«Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» – филиал корпорации «МиГ» – завершил контракт на капитальный ремонт и модернизацию партии истребителей-перехватчиков МиГ-31.

29 ноября 2020 г. :: Медицина

Учёные МГУ создали базу данных веществ, подавляющих белковый синтез

Учёные из МГУ под руководством Сергея Дмитриева издали «Краткий справочник по низкомолекулярным ингибиторам эукариотической трансляции». Вещества-ингибиторы способны подавлять биосинтез белка, поэтому они имеют большое значение для борьбы с раком, вирусными и бактериальными инфекциями.

22 октября 2020 г. :: Масс-медиа

Журналы факультета журналистики МГУ включены в базу данных Scopus

Научные журналы "Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика" и World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies, издаваемые факультетом журналистики МГУ, включены в международную библиографическую и реферативную базу данных Scopus.