Дьявольская жаба сдвигает континенты

Лига-пресс, (16:40) 22 октября 2008 г.

На Мадагаскаре найдена гигантская лягушка, которая 70 миллионов лет назад могла питаться динозаврами. Однако как она там оказалась – загадка. То ли Гондвана раскололась на 100 миллионов лет позже, чем считалось до сих пор, то ли эти гиганты могли на плотах преодолевать целые океаны. Впрочем, предлагаются объяснения и попроще.

Обнаруженные на Мадагаскаре окаменелые останки гигантской лягушки, жившей примерно 65–70 миллионов лет назад, заставили палеонтологов еще раз серьезно задуматься о времени раскола Гондваны.

По оценкам специалистов, лягушка имела 20 сантиметров в ширину, а длина её от кончика носа до окончания туловища составляла примерно 40 см. Наверное, поэтому ученые, не церемонясь, назвали существо «дьявольской жабой», а её официальное название, Beelzebufo ampinga, происходит от одного из многочисленных имен дьявола – Beelzebub (Вельзевул) и латинского bufo, что значит – жаба.

Команда палеонтолога Сюзанны Эванс из Лондонского университетского колледжа нашла кости амфибии во время работ по поиску окаменелостей в районе Махаянга на Мадагаскаре. Им не удалось собрать полный скелет лягушки, однако завершенный окаменелый череп – довольно короткий и чрезвычайно широкий, с большим ртом – все же стал главным результатом поисков научной группы.

Южноамериканские современные виды лягушек, имеющие схожую с Beelzebufo ampinga форму тела, обладают сильным ядовитым укусом и способны питаться даже небольшими позвоночными животными, такими как мыши или ящерицы.

Вельзебуфо же был раза в 3 крупнее самой габаритной современной южноафриканской амфибии и в 4–5 раза больше самой большой мадагаскарской лягушки. Какой ужас она наводила на окрестную фауну 70 миллионов лет назад – можно только догадываться, однако сомневаться в справедливости её нового имени не приходится.

Однако более всего учёных поразили не размеры, позволявшие лягушке питаться детёнышами динозавров, а строение её тела.
По непонятной пока причине инфернальная лягушка более сходна с подсемейством амфибий Ceratophryinae, которые, как сейчас принято считать, ограничены в своем расселении территорией Южной Америки, а не с сотнями других видов лягушек, обитающих на Мадагаскаре в наши дни.

В течение многих лет ученые были уверены, что доисторический суперконтинент Гондвана, состоявший в свое время из современных Антарктиды, Южной Америки, Африки и Мадагаскара, а также Индийского субконтинента, Австралии и Новой Зеландии, начал разделяться на эти части примерно 160 миллионов лет назад.

Останки позволяют ученым предположить, что Гондвана оставалась целостным образованием в течение существенно более долгого времени.

По мнению Эванс, вельзебуфо и современные земноводные Южной Америки имеют общего предка, жившего на Гондване. Разделение видов началось 70 миллионов лет назад, еще в то время, когда тандем Мадагаскара и Индии еще был соединен с Южной Америкой через Антарктиду. Происходило это все в позднем Меловом периоде.

Эванс признает: решиться на предположение, что обнаруженная окаменелость – свидетельство более позднего расхождения материков, было непросто. Другие палеонтологи также не спешат согласиться с радикальным выводом.
Как отметил в интервью Nature палеонтолог Блэр Хэджес из Пенсильванского университета, связь южноамериканских видов земноводных и вельзебуфо до сих пор не обоснована достаточно надежно. Учёный считает более правдоподобным другое объяснение сходству мадагаскарского ископаемого и современных южноамериканских лягушек.

По его словам, состав останков свидетельствует, что разделение произошло не ранее 66 миллионов лет назад, а потому сходство этих видов, скорее всего, обусловлено схожими условиями, в которых происходила их эволюция, нежели прямой связью через общего предка. Такая эволюционная конвергенция достаточно часто встречается у земноводных.

Хэджес не постеснялся высказать и идею, что перемещение лягушек на Мадагаскар могло произойти и после разделения континентов. Например, он предположил, что лягушки могли легко перебраться через разделяющую материки воду на обломках павших деревьев. Является ли предположение о том, что несколько лягушек, способных продолжить свой род, могут пересечь океан «на плоту», покажут дальнейшие исследования.

Алексей ПЕТРОВ.

Обнаружен новый вид

Британские учёные открыли в северо-западной части Мадагаскара новый род пальм.

03 июня 2019 г. :: Общество

Жители потребовали школу вместо храма

Жители поселка Рудного в Чкаловском районе Екатеринбурга обратились с письмом к уральским бизнесменам Андрею Козицыну и Игорю Алтушкину, являющихся основными учредителями Фонда Святой Екатерины, с просьбой построить вместо храма святой Екатерины школу.

02 июня 2019 г. :: Политика

Наконец-то разобрались

Подписав соглашение об ассоциации с ЕС, Киев согласился на заведомо невыгодные условия, которые губят украинскую экономику. Такое заявление сделал бывший министр экономики Украины Виктор Суслов.

29 мая 2019 г. :: Культура

Колокольный звон возвестит о начале лета

В поселке Алексеевское Московской области 1 и 2 июня состоится XVII фестиваль колокольного звона «Алексеевские перезвоны 2019». В этом году он пройдет под темой «Покров и щит Руси святой»

25 мая 2019 г. :: В мире

Тереза Мэй объявила об отставке

Премьер-министр Великобритании 7 июня покинет пост лидера Консервативной партии Великобритании и главы кабинета министров.

24 мая 2019 г. :: Медицина

Эксперты обсудили методы борьбы с аллергией

Круглый стол с участием депутатов Государственной Думы Российской федерации, ведущих аллергологов и микробиологов, а также представителей фармацевтических компаний прошел в пресс-центре Издательского дома «Аргументы и факты».

24 мая 2019 г. :: Общество

Краснодарская активистка Галина Сильман избивала свою мать

Общественница из Краснодара Галина Сильман входит в комиссию по вопросам ЖКХ и развитию городской среды, а также комиссию по экологии Совета при губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека.

29 апреля 2019 г. :: Культура

В Петербурге состоялось награждение победителей театрального фестиваля для детей

На сцене театра «Зазеркалье» в Петербурге состоялась церемония вручения премий победителям XVI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин».

10 апреля 2019 г. :: Медицина

Из чёрных муравьёв-древоточцев выделен новый штамм актинобактерий

Межфакультетская коллаборация учёных МГУ при участии специалистов Сколковского института науки и технологий выделила из муравьёв новый штамм актинобактерий, вырабатывающий вещество с антибиотическим действием.

04 апреля 2019 г. :: Наука и образование

Создан новый магнитный материал с заданной структурой и необычными свойствами

Сотрудники кафедры неорганической химии МГУ совместно со своими коллегами из США, Германии и Эстонии синтезировали и изучили новый магнитоактивный материал.

22 марта 2019 г. :: Медицина

Химики МГУ «соединили» мирамистин с наноалмазами

Сотрудники химического факультета МГУ исследовали способность лекарственных препаратов адсорбироваться на поверхности наноалмазов на примере известного антисептика мирамистина.