Дьявольская жаба сдвигает континенты

Лига-пресс, (16:40) 22 октября 2008 г.

На Мадагаскаре найдена гигантская лягушка, которая 70 миллионов лет назад могла питаться динозаврами. Однако как она там оказалась – загадка. То ли Гондвана раскололась на 100 миллионов лет позже, чем считалось до сих пор, то ли эти гиганты могли на плотах преодолевать целые океаны. Впрочем, предлагаются объяснения и попроще.

Обнаруженные на Мадагаскаре окаменелые останки гигантской лягушки, жившей примерно 65–70 миллионов лет назад, заставили палеонтологов еще раз серьезно задуматься о времени раскола Гондваны.

По оценкам специалистов, лягушка имела 20 сантиметров в ширину, а длина её от кончика носа до окончания туловища составляла примерно 40 см. Наверное, поэтому ученые, не церемонясь, назвали существо «дьявольской жабой», а её официальное название, Beelzebufo ampinga, происходит от одного из многочисленных имен дьявола – Beelzebub (Вельзевул) и латинского bufo, что значит – жаба.

Команда палеонтолога Сюзанны Эванс из Лондонского университетского колледжа нашла кости амфибии во время работ по поиску окаменелостей в районе Махаянга на Мадагаскаре. Им не удалось собрать полный скелет лягушки, однако завершенный окаменелый череп – довольно короткий и чрезвычайно широкий, с большим ртом – все же стал главным результатом поисков научной группы.

Южноамериканские современные виды лягушек, имеющие схожую с Beelzebufo ampinga форму тела, обладают сильным ядовитым укусом и способны питаться даже небольшими позвоночными животными, такими как мыши или ящерицы.

Вельзебуфо же был раза в 3 крупнее самой габаритной современной южноафриканской амфибии и в 4–5 раза больше самой большой мадагаскарской лягушки. Какой ужас она наводила на окрестную фауну 70 миллионов лет назад – можно только догадываться, однако сомневаться в справедливости её нового имени не приходится.

Однако более всего учёных поразили не размеры, позволявшие лягушке питаться детёнышами динозавров, а строение её тела.
По непонятной пока причине инфернальная лягушка более сходна с подсемейством амфибий Ceratophryinae, которые, как сейчас принято считать, ограничены в своем расселении территорией Южной Америки, а не с сотнями других видов лягушек, обитающих на Мадагаскаре в наши дни.

В течение многих лет ученые были уверены, что доисторический суперконтинент Гондвана, состоявший в свое время из современных Антарктиды, Южной Америки, Африки и Мадагаскара, а также Индийского субконтинента, Австралии и Новой Зеландии, начал разделяться на эти части примерно 160 миллионов лет назад.

Останки позволяют ученым предположить, что Гондвана оставалась целостным образованием в течение существенно более долгого времени.

По мнению Эванс, вельзебуфо и современные земноводные Южной Америки имеют общего предка, жившего на Гондване. Разделение видов началось 70 миллионов лет назад, еще в то время, когда тандем Мадагаскара и Индии еще был соединен с Южной Америкой через Антарктиду. Происходило это все в позднем Меловом периоде.

Эванс признает: решиться на предположение, что обнаруженная окаменелость – свидетельство более позднего расхождения материков, было непросто. Другие палеонтологи также не спешат согласиться с радикальным выводом.
Как отметил в интервью Nature палеонтолог Блэр Хэджес из Пенсильванского университета, связь южноамериканских видов земноводных и вельзебуфо до сих пор не обоснована достаточно надежно. Учёный считает более правдоподобным другое объяснение сходству мадагаскарского ископаемого и современных южноамериканских лягушек.

По его словам, состав останков свидетельствует, что разделение произошло не ранее 66 миллионов лет назад, а потому сходство этих видов, скорее всего, обусловлено схожими условиями, в которых происходила их эволюция, нежели прямой связью через общего предка. Такая эволюционная конвергенция достаточно часто встречается у земноводных.

Хэджес не постеснялся высказать и идею, что перемещение лягушек на Мадагаскар могло произойти и после разделения континентов. Например, он предположил, что лягушки могли легко перебраться через разделяющую материки воду на обломках павших деревьев. Является ли предположение о том, что несколько лягушек, способных продолжить свой род, могут пересечь океан «на плоту», покажут дальнейшие исследования.

Алексей ПЕТРОВ.

Обнаружен новый вид

Британские учёные открыли в северо-западной части Мадагаскара новый род пальм.

22 марта 2019 г. :: Медицина

Химики МГУ «соединили» мирамистин с наноалмазами

Сотрудники химического факультета МГУ исследовали способность лекарственных препаратов адсорбироваться на поверхности наноалмазов на примере известного антисептика мирамистина.

11 марта 2019 г. :: Медицина

Сотрудничество в области регенеративной медицины

Нижегородские и американские медики договорились о сотрудничестве в области регенеративной медицины.

05 марта 2019 г. :: Экономика

Нижегородская область привлекла 7,4 миллиарда рублей инвестиций

За счет сотрудничества с Фондом развития промышленности (ФРП) Нижегородская область сумела привлечь 7,42 миллиарда рублей инвестиций.

01 марта 2019 г. :: Культура

В Нижегородской области отреставрировали рекордное число объектов культурного наследия

По итогам прошедшего года в Нижегородской области отреставрировали 100 объектов культурного наследия и еще 50 внесли в реестр, что стало рекордом для региона, сообщил губернатор Глеб Никитин.

27 февраля 2019 г. :: Экономика

Нижегородская область заняла 11 место в РФ по объему несырьевого экспорта

В 2018 году объем несырьевого неэнергетического экспорта Нижегородской области превысил 4 миллиарда долларов, что вывело регион на 11 место по этому показателю в РФ и первое место в ПФО.

25 февраля 2019 г. :: Экологический дозор

Прошло первое заседание рабочей группы Госсовета по экологии

Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин провел первое заседание рабочей группы Государственного совета России по направлению «Экология и природные ресурсы».

25 февраля 2019 г. :: Наука и образование

ННГУ получит субсидию на повышение международной конкурентоспособности

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского вошел в число российских вузов, которые в 2019 году получат федеральные субсидии в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров

20 февраля 2019 г. :: Экономика

Полёт на Ямал

О мощнейших ледоколах, самой большой «сгущенке» и -35°C

12 января 2019 г. :: Криминал

Нижегородское УФАС обнаружило признаки сговора

Признаки сговора обнаружены Нижегородским УФАС между МКУ «Главное Управление по капитальному строительству города Нижнего Новгорода» («ГлавУКС») и 15 организациями и одним частным предпринимателем.

05 января 2019 г. :: Культура

Фестиваль абхазской культуры «Анакопия» прошел в Нижнем Новгороде.

Ярким новогодним подарком для жителей города стал фестиваль абхазской культуры «Анакопия», прошедший в ДК «Ритм» при поддержке генерального директора Арзамасского приборостроительного завода Олега Лавричева.