Улей сдержек и противовесов

Лига-пресс, (14:32) 16 ноября 2007 г.

Улей сдержек и противовесов
Пчелиные матки оказались вовсе не «машинами для откладывания яиц», как то считалось раньше. По словам учёных, в улье работает своеобразная «система сдержек и противовесов» – рабочие пчёлы могут указать матке, куда откладывать яйца самцов, но не в силах контролировать, сколько матка их отложит.

Учёные из университета Мичигана в Ист-Лансинге опровергли широко распространённую гипотезу, согласно которой царица, откладывающая яйца и являющаяся матерью всех пчёл в улье, никак не влияет на появление пчёл того или иного пола, а решающую роль в этом играют рабочие пчёлы. Такое мнение до сих пор было основным.

Копуляция у пчёл всегда совершается только во время проигры, то есть полёта матки и трутней вокруг улья. В дальнейшем матка хранит полученную в ходе многократных спариваний сперму и расходует её постепенно в течение жизни, откладывая яйца. Самцы пчёл, или трутни, появляются из неоплодотворенных яиц, таким образом, они не наследуют второй комплект генов от отца и являются «полуклонами» матки. Самки пчёл рождаются из оплодотворённых яиц и становятся рабочими. Таким образом, чисто биологически пол потомства зависит от того, добавит ли матка сперму в формирующееся яйцо или нет.

Тем не менее, одной биологии для определения полового состава потомства мало: яйца самцов можно отложить лишь в особые ячейки сот.

До сих пор среди энтомологов практически догмой оставалось мнение, согласно которому именно дочери царицы – иначе говоря, рабочие пчёлы – контролируют половой состав улья. Делают это они в ходе строительства сот. Неоплодотворённые яйца матка должна положить в особенные ячейки, которые рабочие отстраивают большими по размеру, чем среднестатистические ячейки. Согласно господствующему мнению, посредством строительства того или иного числа больших ячеек, рабочие и контролируют соотношение полов в популяции.

Впрочем, не все учёные считают, что только дочери царицы решают, кому и в каком количестве появиться на свет. Энтомологи из университета Мичигана под руководством Кэти Уортон показали, что и матка может регулировать гендерное соотношение среди своего потомства. Работа энтомологов опубликована в выпуске Behavioural Ecology за ноябрь-декабрь.

Что бы доказать это, исследователи специальным образом оборудовали наблюдаемые ими ульи, чтобы матки находились в небольших клетках. Каждая клетка в улье помещалась так, чтобы матка не могла добраться до больших ячеек, куда ей следовало бы откладывать личинки трутней. При этом доступ к ячейкам стандартного размера для царицы продолжал оставаться свободным.

Спустя 4 дня после начала эксперимента исследователи убрали клетку, что позволило матке свободно перемещаться вдоль рядов ячеек, среди которых оказалось достаточно много незаполненных «мест». Получив свободу передвижений, матка практически сразу обратилась к большим ячейкам, отложив втрое больше неоплодотворённых яиц, нежели обычно.

Таким образом, считают учёные, царица попыталась восстановить гендерный баланс, нарушенный вследствие лишения её свободы.

- Матка и рабочие пчёлы вместе следят за демографической ситуацией в улье. Такое ощущение, что в социальной жизни ульев господствует принцип сдержек и противовесов, – говорит Уортон.

Как отметил энтомолог Ларс Читтка из лондонского университета королевы Марии, комментируя Science исследование Уортон, информация о том, что матка решающим образов влияет на гендерное соотношение в улье меняет общие представления об организации социальной жизни в улье и факторах, влияющих на выбор царицы.

- Может, она помнит, сколько яиц какого пола она уже отложила, или ощущает, сколько спермы она использовала, или, возможно, существует какая-нибудь химическая сигнальная система, к которой матка чувствительна, и которая позволяет ей определять, как много трутней будет в её потомстве, - говорит Читтка.

Ответов на эти вопросу, добавляет он, у учёных пока нет.

Оксана Молчанова, «Газета.Ru»

Обида обезьян

Обезьяны способны также остро испытывать чувство несправедливости, как и человек.

03 июня 2019 г. :: Общество

Жители потребовали школу вместо храма

Жители поселка Рудного в Чкаловском районе Екатеринбурга обратились с письмом к уральским бизнесменам Андрею Козицыну и Игорю Алтушкину, являющихся основными учредителями Фонда Святой Екатерины, с просьбой построить вместо храма святой Екатерины школу.

02 июня 2019 г. :: Политика

Наконец-то разобрались

Подписав соглашение об ассоциации с ЕС, Киев согласился на заведомо невыгодные условия, которые губят украинскую экономику. Такое заявление сделал бывший министр экономики Украины Виктор Суслов.

29 мая 2019 г. :: Культура

Колокольный звон возвестит о начале лета

В поселке Алексеевское Московской области 1 и 2 июня состоится XVII фестиваль колокольного звона «Алексеевские перезвоны 2019». В этом году он пройдет под темой «Покров и щит Руси святой»

25 мая 2019 г. :: В мире

Тереза Мэй объявила об отставке

Премьер-министр Великобритании 7 июня покинет пост лидера Консервативной партии Великобритании и главы кабинета министров.

24 мая 2019 г. :: Медицина

Эксперты обсудили методы борьбы с аллергией

Круглый стол с участием депутатов Государственной Думы Российской федерации, ведущих аллергологов и микробиологов, а также представителей фармацевтических компаний прошел в пресс-центре Издательского дома «Аргументы и факты».

24 мая 2019 г. :: Общество

Краснодарская активистка Галина Сильман избивала свою мать

Общественница из Краснодара Галина Сильман входит в комиссию по вопросам ЖКХ и развитию городской среды, а также комиссию по экологии Совета при губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека.

29 апреля 2019 г. :: Культура

В Петербурге состоялось награждение победителей театрального фестиваля для детей

На сцене театра «Зазеркалье» в Петербурге состоялась церемония вручения премий победителям XVI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин».

10 апреля 2019 г. :: Медицина

Из чёрных муравьёв-древоточцев выделен новый штамм актинобактерий

Межфакультетская коллаборация учёных МГУ при участии специалистов Сколковского института науки и технологий выделила из муравьёв новый штамм актинобактерий, вырабатывающий вещество с антибиотическим действием.

04 апреля 2019 г. :: Наука и образование

Создан новый магнитный материал с заданной структурой и необычными свойствами

Сотрудники кафедры неорганической химии МГУ совместно со своими коллегами из США, Германии и Эстонии синтезировали и изучили новый магнитоактивный материал.

22 марта 2019 г. :: Медицина

Химики МГУ «соединили» мирамистин с наноалмазами

Сотрудники химического факультета МГУ исследовали способность лекарственных препаратов адсорбироваться на поверхности наноалмазов на примере известного антисептика мирамистина.