Обида обезьян

Лига-пресс, (14:43) 14 ноября 2007 г.

Обида обезьян
Обезьяны способны также остро испытывать чувство несправедливости, как и человек. И реагируют на такую обиду они схожим образом: прекращают работать, отказываются от наград и кидаются в работодателей чем попало. По мнению учёных, чувство справедливости эволюционно обусловлено.

Учёные выяснили: обезьяны не только могут почувствовать несправедливость, но и имеют механизмы борьбы с этим явлением. Некоторые из них – например, коричневые капуцины, известные высокой социальной организацией своих сообществ, – очень чётко чувствуют несправедливость и могут применять собственные меры для борьбы с таким неадекватным отношением к себе. Например, они могут бастовать.

Стоит отметить, что это исследование показывает, что некоторые концепты, ранее считавшиеся исключительно результатом культурной деятельности человека и функционирования крупных социальных институтов – таких как церковь, школы и университеты, на самом деле определяются ещё эволюционным процессом. И тогда становится понятным, почему у представителей любых народа и культуры понятия о справедливости не сильно отличаются друг от друга, а чувство униженности в ситуации, когда с нами несправедливо обошлись, возникает практически инстинктивно.

В рамках тестов, разработанных для оценки уровня понимания и использования обезьянами концепта справедливости, учёные во главе с зоологом Сарой Броснан из университета американской Джорджии в Атланте работали с шестью парами бурых капуцинов (Cebus apella). Задача у животных была проста: каждый член пары должен был отдать лаборанту специальный жетон, за что обезьяна получала вкусное вознаграждение.

Несправедливость начиналась тогда, когда за одно и то же задание разным обезьянам давали разное вознаграждение. Например, одну обезьяну в обмен на жетон угощали виноградом, а второй предлагали простой огурец.

Ответные действия обезьян оказались просты, но крайне эффективны – они просто отказывались дальше выполнять задания.

Более того, чем больше усилий капуцины затрачивали для того, чтобы выполнить задание, тем сильнее они расстраивались, когда понимали, что их работу не оценили должным образом.

Такое поведение, называемое «отвращением к несправедливости», как считают биологи, может быть эволюционно детерминировано и связано с процессами, в которых обезьяны веками принимают участие. Так, обострённое чувство справедливости необходимо приматам при совместном сборе плодов, поскольку, работая с более ленивыми собратьями, они могли бы пострадать от уравнительной делёжки собранного.

Броснан особо подчеркнула, что такое поведение приматов не продиктовано банальной жадностью или жаждой больше награды, которая, как они знали, существует.

- На самом деле обезьян больше обижало то, что кто-то за ту же работу получал большее, – заявила Броснан National Geographic.

Похожие тесты учёные под руководством Броснан уже проводили в 2003 году. В ходе того эксперимента исследователи, работавшие с парами приматов из центральной и южной Африки, обменивались с лаборантами небольшими камнями, за что, как водится, получали съедобный приз.

Задачей капуцинов было передать ученому камень за минуту, в награду приматам вручали кусок огурца. При этом некоторые обезьяны получали не стандартный приз (огурец), а более вкусное лакомство – например, виноград. Чтобы обезьяны в ещё больше степени почувствовали всю несправедливость подобного отношения, исследователи иногда давали виноград обезьянам-лентяйкам, то есть тем особям, которые вообще ничего не делали для получения вознаграждения.

В результате обезьяны, наблюдавшие за несправедливым награждением своих товарищей, отказывались сотрудничать с учёными, прекращали есть подаренные огурцы, а некоторые даже бросались унизительными подачками в учёных.

В рамках нового исследования учёные провели несколько дополнительных процедур, чтобы удостовериться, что обезьянами движет не просто зависть, а именно чувства оскорбления и обострённой несправедливости. Так, обезьянам иногда показывали виноград перед тем, как приматы завершали задание, однако такая демонстрация возможной награды не всегда сопровождала деятельность капуцинов.

В результате, по словам Броснан, биологи выяснили - никакого заметного различия в скорости или тщательности действия обезьян замечено не было. Более того, обезьяны, которым только что показали виноград, а в качестве приза за работу дали огурец, не выказали никакого недовольства. Также обезьяны не расстраивались, если за одно выполненное задание им дарили виноград, а за другое, аналогичное – огурец.

Как считает Броснан, то поведение, которое демонстрируют обезьяны, можно назвать социальным взаимодействием, при котором учитывается имеющееся «отвращение к несправедливости», однако эта жажда справедливости осуществляется весьма примитивными методами. Несмотря на то, что исследование Броснан и её коллег говорит в пользу теории о врождённом и предопределённом эволюцией чувстве справедливости, пока учёные не до конца понимают диалектику и динамику социальных отношений в популяциях обезьян.

Как обещает Броснан, следующее её исследование будет направлено на изучение характера социальных взаимодействий между обезьянами в контексте имеющегося чувства справедливости.

Оксана Молчанова, «Газета.Ru»

22 февраля 2020 г. :: Медицина

Ученые выяснили, когда начинается старение человека

Методами биоинформатики и статистики сотрудники НИИ физико-химической биологии имени А.Н.Белозерского МГУ выяснили, что старение человека начинается в момент зачатия или практически сразу после него.

24 января 2020 г. :: Экологический дозор

Аномалии предновогодней недели: зимнее цветение в Средней России

Участники проекта МГУ «Флора России» обнаружили зимнее цветение в Средней России. В научной литературе отсутствуют данные о зимнем цветении растений в Подмосковье.

20 января 2020 г. :: История

В окрестностях Иерусалима найдены руины церкви VI века

Она построена в период владычества Византийской империи и посвящена неизвестному мученику.

15 января 2020 г. :: Оружие

В 2020 году на вооружении России появятся много новинок

Продолжение модернизации армии с 2018 по 2027 гг. предусматривает создание новейшего вооружения, большинство из которого не имеет мировых аналогов и уже в этом году появятся в российской армии и на флоте.

09 января 2020 г. :: Криминал

Криминал в Прибалтике

Прибалты вновь лидеры Евросоюза по числу умышленных убийств

23 декабря 2019 г. :: В мире

«С божьей помощью»: как старообрядцы переселяются в Россию

За последние два-три года в Россию вернулись более 100 семей старообрядцев из-за рубежа. Такие данные озвучил предстоятель РПСЦ Корнилий на встрече с российским президентом Владимиром Путиным.

20 декабря 2019 г. :: Медицина

Впервые в мире пациент введен в состояние анабиоза

Доктору Сэмюэлю Тишерману из Университета Мэриленда (США) удалось ввести пациента в состояние анабиоза.

16 декабря 2019 г. :: Экономика

Масло из России начнут производить в Египте

Группа компаний «Эфко» планирует наладить совместное производство растительных масел и специализированных жиров для пищевой промышленности с египетской компанией United Oil.

29 ноября 2019 г. :: Наука и образование

Учёные получили мегагрант на 79 млн рублей

Международная Лаборатория топологических методов в динамике НИУ ВШЭ (г. Нижний Новгород) под управлением доктора физико-математических наук, профессора Ольги Починки получила первый в регионе мегагрант по общей математике для проведения исследований в области динамических систем и приложений.

27 ноября 2019 г. :: Технологии

Приступили к реконструкции центра ликвидации баллистических ракет

ФГУП «Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ, входит в ГК «Роскосмос») объявило тендер на разработку проектной документации для реконструкции Центра ликвидации межконтинентальных баллистических ракет в Арзамасском районе Нижегородской области.