Китайский городовой

Лига-пресс, (12:05) 12 июля 2007 г.

Китайский городовой
«В День памяти и скорби на площадке перед конноспортивным комплексом «Казань» состоялась презентация полусотни новых автобусов китайской марки «Higer».
 
По словам мэра Казани, новые автобусы поступают в столицу Татарии практически каждый день. В сентябре их будет уже около 800. Всего же до октября будут поставлены более 1100 единиц техники. Разработка транспортной схемы и закупка более 1100 новых автобусов обошлись Казани в 3 млрд. рублей». /«Татар-Информ»/
 
Вряд ли кто будет спорить, что к позапрошлому году проблема пассажирских перевозок в Казани была фактически решена. Ушли в прошлое утомительные ожидания и штурмы автобусов в часы пик. Конечно, оставались ещё проблемы культуры обслуживания, но и они постепенно решались. Владельцы автобусов сами наказывали – вплоть до увольнения – водителей, замеченных в хамском отношении к пассажирам. А вот с улучшением качества подвижного состава – заменой старых автобусов на новые – возникла «неувязка». Почему? Городские власти наложили «мораторий на обновление», а попросту ввели негласный запрет на покупку новых машин. Приобрести новый автобус предприниматель, конечно, мог, но не мог получить разрешительные документы, чтобы выпустить её на линию… А потом в городе сменилась власть. И началось.
 
Едва возглавив город, мэр Казани Ильсур Метшин заявил, что первоочередная городская проблема, с решения которой он начнёт работу – «проблема с перевозками, весь этот бардак с «ГАЗелями»… «ГАЗели» свою роль выполнили, и на сегодняшний день они уже вчерашние». Большинство перевозчиков тогда решили, что молодой градоначальник, не разобравшись с реальным положением дел в сфере пассажирских перевозок, погорячился.
 
Казалось, что упорное желание властей очистить городские улицы от «ГАЗелей» и ПАЗов – обычное проявление удивительного качества любых не очень профессиональных чиновников – не реагировать на проблемы там, где они есть, а создавать там, где их нет.
 
Но чем больше было разговоров о грядущих революционных преобразованиях в сфере перевозок, чем больше произносилось красивых слов о том, что вместо «ГАЗелей» да ПАЗов пассажиров будут возить более вместимые и комфортабельные автобусы, тем сильнее становилось ощущение, что городская власть чего-то недоговаривает. Ну а когда, было объявлено о широкомасштабном исследовании пассажиропотоков (с заранее предсказуемым результатом), стало очевидно, что за заботой о горожанах готовится банальный передел рынка перевозок, продиктованный стремлением городской власти установить в этой сфере новый «порядок». Ценой полного разрушения установившейся системы и введением диктата чиновников.
 
Судите сами. Ежедневно общественный транспорт Казани совершает около 2 миллионов пассажироперевозок. Даже если предположить, что только половину тех, кто полностью оплачивают свой проезд, перевозят автобусы (хотя эта цифра намного больше – метро, троллейбусы, трамваи реально не перевозят и трети пассажиров), то получается, что ежедневный денежный оборот этого рынка составляет около 5 миллионов рублей. В позапрошлом году из этой суммы около половины приходилось на частников. Правда, говорить о баснословных доходах предпринимателей не приходилось. С каждого проданного билета частнику доставалось чуть меньше рубля, 6-7 рублей составляли расходы, связанные с организацией бизнеса (амортизация, выплата кредита, бензин, запчасти, аренда базы, зарплата водителя, кондуктора и т.д.). А около 2 рублей с каждого проданного билета, уходили в негласный, но жёсткий коррупционный «налог» – взятки, благодарности и откупные за саму возможность работать. Вероятно, именно эти 2 рубля с каждого билета (а это около миллиона рублей в день!) и не давали покоя властям. Решено было сконцентрировать эти деньги в руках как можно меньшего количества людей. Так было бы легче договариваться. «По честному». Или «по совести».
 
Стоило ли привлекать экспертов из Санкт-Петербургского НИИ транспортной инфраструктуры, финансировать, скажем прямо, недешёвые исследования, чтобы «выяснить» очевидные вещи? Например, что центр города перегружен. Можно было заглянуть в стратегию развития Казани до 2015 года, раздел 3.3.1 и узнать, что «транспортная ситуация в Казани с каждым годом усложняется». Там же можно было прочесть, что «количество автомобилей с 1993 по 2002 годы возросло с 92 до 144 на тысячу жителей, и рост парка продолжается. По прогнозам к 2015 году произойдёт следующее удвоение количества автомобилей. В то же время, строительство магистралей осуществлено на 46 процентов, транспортных развязок и путепроводов на 26 от объёмов предусмотренных генеральным планом 1969 года. В результате нагрузка на ряд основных транспортных магистралей превышает 200 процентов от нормативной».
 
Вот ведь где была собака зарыта! Автомобилей стало много, а улицы не расширились, про дорожные развязки никто и не думал. А нас уже два года пытаются убедить, что стоит избавить город от «ГАЗелей» и ПАЗов, заменить их на более вместимые автобусы, и сразу исчезнут пробки. Год назад зампред комитета по транспорту и связи Людмила Алёшина так и говорила: - В городе – 2103 автобуса, из них порядка 450 – автобусы большой вместимости, остальная часть – «ГАЗели» и ПАЗы. Это количество превышает пропускную способность дорожной сети Казани.
 
Святая простота! Да даже если загнать в гаражи и на стоянки все без исключения автобусы – большие и маленькие, комфортабельные и не очень – казанские улицы этого почти не заметят. Потому что общее количество автобусов составляет менее процента от всего автомобильного парка города. И этот самый автопарк продолжает стремительно увеличиваться – на 5 тысяч единиц в год.
 
29 сентября в интервью «Интерфакс-Поволжью» Ильсур Метшин заявил: - С начала 2007 года на 27 маршрутах появятся 200 комфортабельных автобусов большой вместимости, на остальных – чуть позже. Малые автобусы останутся и на некоторых маршрутах, где нет экономической целесообразности вводить автобусы большой вместимости. Мэрия планирует приобрести автобусы производства «НефАЗа», входящего в «КамАЗ». Кроме того, и сами перевозчики ведут переговоры с корейскими и китайскими производителями автобусов. Приобретаться они будут по лизингу».
 
И вот… Первая партия НеФАЗов появилась в городе не с начала года, а только в мае. И не 200 автобусов, а на порядок меньше. Но прошлогоднее лукавство градоначальника было адресовано не столько горожанам, сколько перевозчикам. Готовился конкурс на право работать на рынке пассажирских перевозок. И предпринимателям был дан чёткий сигнал: если вы не способны быстро обновить подвижной состав, то на конкурс можете не соваться, делать там вам нечего. Дело в том, что по условиям конкурса половину автобусов перевозчики должны были заменить на новые уже к 5 апреля. А к 1 августа обновление автобусного парка должно было быть завершено. Именно завершено, а не «заключено договоров на приобретение автобусов», как сегодня мямлят городские чиновники.
 
Многие перевозчики, прочитав предельно жёсткие условия конкурса, прикинув свои возможности, решили на конкурс не идти. А пошли на него те, кому, по всей видимости, «шепнули», что условия выполнять совсем не обязательно, что сроки покупки новых автобусов можно будет перенести. Так оно и вышло. К 5 апреля ни один – НИ ОДИН! – победитель конкурса его условия не выполнил. И формально, конкурс можно и нужно отменять уже только по этой причине.
 
К тому же, как решило татарское управление Федеральной антимонопольной службы, условия конкурса противоречат российскому законодательству. Было вынесено предписание ФАС – отменить итоги конкурса. Но городские власти предписание игнорировали, подали жалобу в арбитражный суд и, не дожидаясь его решения, объявили, что с 1 июля новая схема пассажирских перевозок будет введена. А если суд оставит в силе предписание ФАС? Откуда такая уверенность, что суд отменит предписание антимонопольщиков? У нас что, суд работает по звонку из мэрии? Или решение судей уже неким образом «простимулировано»? Впрочем, если в скором времени в Казани разразится арбитражно-мэрский коррупционный скандал, лично меня это ничуть не удивит. И вот почему.
 
В сентябре, как я уже писал, Ильсур Метшин заявил, что «сами перевозчики ведут переговоры с корейскими и китайскими производителями автобусов». А недавно татарские официальные СМИ проговорились. Оказалось, что переговоры вели не «сами перевозчики», а лично руководитель исполкома Казани Марат Загидуллов. Который договорился о покупке 800 китайских автобусов на сумму почти в 2,5 миллиарда рублей.
 
Злые языки поговаривают, что китайцы умеют договариваться. Что тем, кто лоббирует контракты, возвращают до 10 процентов суммы контракта. У кого проблемы с математикой, напомню, что с 2,5 миллиардов – это четверть миллиарда рублей. У меня нет оснований слепо верить этим утверждениям, как нет оснований и не верить им. Пусть проверкой то ли слухов, то ли фактов прокуратура занимается. Но однозначно и доказательно, в случае проявленного интереса, могу заверить, что для Марата Загидуллова «китайский контракт» далеко не первый, когда он оказывается в эпицентре подобных разговоров.
 
20 июня «Взгляд» опубликовал информацию об аресте счетов пермского «Мотовилихинского завода». Это грозит не только остановкой завода, но и срывом выполнения контракта на поставку 38 зенитно-ракетных комплексов «Смерч» в Индию.
 
Вполне возможно, что собственники предприятия, среди которых назван и Марат Загидуллов, осознанно пошли на обострение ситуации, чтобы сорвать выполнение контракта и тем самым подтвердить опасения экспертов о неспособности России выполнять взятые на себя обязательства. 18 апреля прошлого года Regions.ru сообщило: «…Марат Загидуллов пришёл на «Мотовилихинские заводы» первым заместителем генерального директора. Произошло это в начале ноября позапрошлого года перед самым подписанием российско-индийского договора о поставках индийским сухопутным войскам двух полков системы залпового огня «Смерч». Сумма контракта, реализация которого рассчитана на 3 года, составляет полтораста миллионов долларов. Эта информация была озвучена пресс-службой губернатора Пермского края 9 марта прошлого года после встречи губернатора края Олега Чиркунова с Маратом Загидулловым. В этот же день в СМИ просочилась и другая информация – о том, что «Мотовилихинские заводы» оказались не готовы к столь крупному заказу и в первую очередь из-за нехватки квалифицированного персонала и проблем с поставками металла для проекта.
 
Меньше чем через месяц после встречи с губернатором Пермского края Загидуллов подает документы на замещение должности главы исполкома Казани. Но в сообщениях для прессы нет ни слова о том, что он – зам. гендиректора «Мотовилихинских заводов».
 
Что это? Бегство? Или подарок спецслужбам США? Дело в том, что 1-2 марта прошлого года состоялся визит президента США Джорджа Буша в Индию. В Дели Буш и премьер-министр Индии Манмохан Сингх подписали американо-индийское соглашение, по которому Вашингтон признал ядерный статус Дели. Но это официальные итоги встречи лидеров США и Индии. А были ещё и закулисные договорённости. По данным французского эксперта Арно Колики, издающего бюллетень стратегической информации TTU (Париж), у ядерного соглашения есть второе дно – секретное неядерное приложение.
 
По мнению Колики, стороны договорились о том, что американские фирмы будут участвовать в крупнейшем тендере на закупку Индией партии из 126 истребителей.
 
Конечно, встреча Загидуллова с губернатором Пермского края и последовавшая за встречей утечка информации, что выполнение индийского заказа о системах залпового огня «Смерч» под угрозой срыва, вполне могла быть случайной. Только больно уж своевременна эта случайность. Случайность очень выгодная ВПК США».
 
В позапрошлом году выпускник Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Загидуллов фактически пусть косвенно, но помог конкурентам российских производителей авиатехники. В нынешнем году эта помощь была уже не косвенной, а самая что ни на есть прямая. Китайский автопром получил от Казани мощную финансовую подпитку. Цинизм ещё и в том, что в историю оказались втянуты казанцы, а забота об их интересах стала дымовой завесой – приобретение Казанью 200 НеФАЗов оказалось не более чем операцией прикрытия, предпринятой для отвода глаз. Якобы город покупает автобусы разных производителей. А то, что камазовскому дочернему предприятию достанутся деньги несоизмеримо меньше суммы, которая уйдет в Китай, это уже никого не должно волновать. Конкуренция!
 
Да, НеФАЗы немного дороже китайских автобусов. Но их обслуживание дешевле. К тому же все деньги остались бы в России, а не ушли в Поднебесную.
 
В своё время Никита Хрущев, советовал «догнать Америку, но не обгонять её. Чтобы американцы не увидели наш голый зад». Казанские власти своего голого зада не стесняются. Даже не думают о том, что Казань расположена не в Африке, дожди и снегопады у нас не редкость. А состояние ливнёвок и процесс расчистки зимних снежных завалов – оставляют желать лучшего. Смогут ли китайские автобусы ездить по нашим сугробам и огромным лужам? Вопрос остаётся открытым.
 
Под радостный шум презентаций незаметно отошли на второй план разговоры о новой транспортной схеме. Сегодня подконтрольные властям СМИ изображают перевозчиков, сопротивляющихся волюнтаризму мэрии, противниками обновления автобусного парка.
 
Мол, они хотят и дальше возить казанцев «на ржавых ПАЗах и «ГАЗелях». Хотя это совершенно не так. Перевозчики изначально выступают под лозунгом «Большие автобусы не ВМЕСТО, а ВМЕСТЕ с «ГАЗелями» и ПАЗами!». Справедливости ради надо сказать, что перевозчики сами дали повод, чтобы вектор общественного настроения несколько изменился. Дело в том, что на следующий день после того, как в город пришла первая партия НеФАЗов, часть перевозчиков вышла на пикет. Власть немедленно использовала этот инцидент, чтобы выставить всех казанских перевозчиков в невыгодном свете – ретроградами, заботящимися только о своей выгоде. Но как выяснилось позже, к организации этой акции протеста пикетчики не имели никакого отношения. Заявку на проведение пикета подал человек, не имеющий никакого отношения ни к предпринимательству, ни к перевозкам, но называющий себя руководителем «профсоюза предпринимателей». А неискушённые в интригах перевозчики «повелись» на откровенную провокацию.
 
Тем не менее, борьба продолжается. Борьба за пассажиров. В которой, увы, и перевозчики, и пассажиры Казани оказались заложниками куда более серьёзных интересов людей, облечённых властью.
 
 

Межрегиональная Лига журналистов

Статьи по теме:

Статья о статусе исключена

СФ одобрил договор о разделении полномочий с Татарией.

Республика равнее других

Госдума одобрила обновлённый договор с Татарией.

Появятся ли в России паспорта на татарском языке?

Путин снова внёс в Госдуму договор о разграничении полномочий с Татарией.

Пекин-Париж со всеми остановками

Век назад стартовал первый в истории автомобильный сверхмарафон.

На новую "Волгу" ожидается ажиотажный спрос

Современная "Волга" ГАЗ 31105 ведёт свою историю с 1970 года, когда началось производство автомобиля "ГАЗ-24".

Государство хочет сэкономить на машинах "скорой помощи"

Организаторы конкурса на поставку машин "скорой помощи" в российские медучреждения выдвинули ряд новых требований к техническим характеристикам автомобилей. Им отвечает только продукция "Группы "ГАЗ".

Новые "ГАЗели" приезжают быстрее

Медведев отчитался о нацпроектах перед депутатами.

Подсудимые обвинены в 9 религиозных убийствах

В Татарии под суд отданы члены "Исламского джамаата".

Путину показали, чем строят дороги

13 октября в центре Ярославля прошла выставка отечественной дорожно-строительной техники, приуроченная к выездному заседанию президиума Госсовета России.

В России создан первый двигатель стандарта Euro-4

Сегодня в австрийском Граце на полигоне AVL GmbH состоялся запуск первого прототипа нового рядного дизельного двигателя ЯМЗ-536, созданного конструкторами "Группы ГАЗ".

Последние статьи

28 апреля 2021 г. :: В мире

В огороде – бузина, а в Таллине – дядька

Страны Прибалтики приняли решение выслать российских дипломатов.

25 марта 2021 г. :: Экономика

Цены на нефть вырастут до ста долларов

Аналитики Bank of America спрогнозировали рост цен на нефть марки Brent до $100 за баррель. Такой стоимости «чёрное золото» должно достичь в следующие несколько лет, а пока ближайшая планка — $70 до конца года.

28 февраля 2021 г. :: Медицина

Есть подозрения, что коронавирус виновен в провоцировании болезни Паркинсона и слабоумия

Опыты на обезьянах показали, что в некоторых случаях заражение коронавирусом нового типа приводит к острым воспалениям мозга, а также провоцирует образование белковых клубков, связанных с болезнью Паркинсона и слабоумием. Результаты исследования опубликовал bioRxiv.

29 января 2021 г. :: Медицина

Пневмонию вычислит искусственный интеллект

В Москве запущен КТ-калькулятор – новый сервис для лечения больных коронавирусом.

26 декабря 2020 г. :: Оружие

Заказ выполнен в срок

«Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» – филиал корпорации «МиГ» – завершил контракт на капитальный ремонт и модернизацию партии истребителей-перехватчиков МиГ-31.

29 ноября 2020 г. :: Медицина

Учёные МГУ создали базу данных веществ, подавляющих белковый синтез

Учёные из МГУ под руководством Сергея Дмитриева издали «Краткий справочник по низкомолекулярным ингибиторам эукариотической трансляции». Вещества-ингибиторы способны подавлять биосинтез белка, поэтому они имеют большое значение для борьбы с раком, вирусными и бактериальными инфекциями.

22 октября 2020 г. :: Масс-медиа

Журналы факультета журналистики МГУ включены в базу данных Scopus

Научные журналы "Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика" и World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies, издаваемые факультетом журналистики МГУ, включены в международную библиографическую и реферативную базу данных Scopus.

29 сентября 2020 г. :: Медицина

Новый шаг в борьбе с раком

Сотрудникам химического факультета и факультета фундаментальной медицины МГУ, а также Сколтеха и Казанского (Приволжского) федерального университета удалось проследить эволюцию белка-мишени для противораковых препаратов.

28 августа 2020 г. :: Наука и образование

В Минпросвещения отказались переносить начало учебного года

Так в ведомстве прокомментировали предложение депутата Госдумы Василия Власова о переносе начала школьных занятий, чтобы не спровоцировать вспышку коронавируса.

26 августа 2020 г. :: Спорт

Черчесов не вызвал Соболева в сборную России из-за конфликта с Дзюбой

Главный тренер сборной России Станислав Черчесов объявил состав на сентябрьские матчи Лиги Наций, и в заявке не оказалось игроков, которых многие ждали. Но самое интересное, что там не оказалась нападающего "Спартака" Александра Соболева.

Мнения

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты":
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости

12 февраля 2015 г.
Сергей Лавров

Сергей Лавров,
Министр иностранных дел России:
Переговоры идут лучше чем супер