Четыре юбилея последнего суперпроекта супердержавы

Лига-пресс, (14:10) 27 октября 2009 г.

Четверть века назад, 27 октября 1984 года произошло официальное открытие сквозного движения поездов по всей Байкало-Амурской магистрали. Великий и прощальный суперпроект СССР успешно завершился.

Ветка Транссибирской восточной магистрали, построенная во времена Российской империи, задыхалась от перенапряжения. К тому же часть ее, так называемая КВЖД (Китайско-Восточная железная дорога), проходила по территории Китая.

К тому же середина 20-х годов ознаменовалась серией конфликтов, связанных с КВЖД и стало понятным, что иметь единственную железнодорожную трассу, связующую со всем Дальним Востоком, проходимость которой зависит от простой прихоти другого государства, крайне нежелательно.

Нужно было искать выход. Еще в конце XIX века лучшие инженерные умы России обдумывали направление первой железной дороги к Тихому океану. В 1889 году полковник генерального штаба Н. А. Волошинов преодолел с небольшим отрядом тысячекилометровое пространство от Усть-Кута до Муи, как раз по тем местам, где сейчас пролегла трасса БАМа. И 120 лет назад – это первый, хоть весьма своеобразный юбилей великой трассы – Волошинов пришел к выводу, что строительство линии по этому направлению… технически невозможно. Волошинов трезво осознавал, что ни техники, ни средств для выполнения таких грандиозных работ у России на тот момент не было. Спустя два года после изысканий Волошина ее начали строить в ином направлении, гораздо южнее. В историю она вошла под названием Транссибирская железнодорожная магистраль (Трансси́б).

У СССР в середине голодных 20-х тоже не было особых средств для выполнения подобных работ – зато имелось много людей. Не имелось в стране Советов и техники – но и этот вопрос можно было решить, увеличив в несколько раз количество заключенных.

В 1926 году Отдельный корпус железнодорожных войск РККА начал проводить топографическую разведку будущей трассы БАМа. В 1932 году (13 апреля) вышло постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги» и были развёрнуты проектно-изыскательские работы. К осени стало ясно, что основной проблемой строительства стала нехватка рабочих рук. При официально установленном количестве работников в 25 тысяч человек, удалось привлечь только 2,5 тысячи человек. В результате, 25 октября вышло второе постановление СНК СССР, по которому строительство БАМа было передано особому управлению ОГПУ. И чем большими становились многотысячные потоки заключенных, тем активнее велось строительство в тех местах силами заключенных Байкало-Амурского ИТЛ (Бамлага).

Ударных темпов, в отличие от Беломорканала на БАМе не было, потому стройку затянули до начала войны, когда стране стало не до неё. Более того, с построенного к этому времени участка Бам — Тында в годы войны были сняты звенья пути и мостовые фермы для строительства железнодорожной линии Сталинград —Ульяновск (Волжская рокада).

После Великой Отечественной войны несколько лет строительство продолжалось вестись, но столь же вялыми темпами – СССР нуждалось в восстановлении народного хозяйства и каждый рубль был на счету. К тому же победа коммунистов в Китае обещала определенные гарантии в отношении старой царской ветки.

Однако конфликты из-за разных взглядов на строительство коммунизма стали возникать уже в конце пятидесятых, а спустя еще десяток лет, в конце шестидесятых, дело стало доходить до вооруженных столкновений. Надо было что-то предпринимать.

Знаковым в истории БАМа принято считать постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР за № 561 от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» – это второй юбилей магистрали. Тут же, повинуясь знаменитому лозунгу того времени (партия сказала: «Надо» комсомол ответил: «Есть!») XVII съезд ВЛКСМ объявил строительство Байкало-Амурской Железнодорожной магистрали Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. БАМ стал как бы олицетворением поступательного движения страны вперед, продолжением, пусть и после долгого топтания на месте, Днепрогэса, Магнитки, Турксиба, Комсомольска-на-Амуре...

БАМ ответвлялся от Турксиба в Тайшете, пересекал Ангару в Братске, Лену близ Усть-Кута, прошёл через Северобайкальск, огибая с севера озеро Байкал, затем через Тынду, пересек Амур в Комсомольске-на-Амуре и закончился на берегу Тихого океана в Советской Гавани.
27 октября 1984 года страна отметила официальное открытие сквозного движения поездов по всей Байкало-Амурской магистрали, ставшей одной из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Строительство основной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет – с 5 апреля 1972 года по 27 октября 1984 года. Правда, в постоянную эксплуатацию в объёме пускового комплекса весь новый трёхтысячекилометровый участок магистрали был сдан 1 ноября 1989 года – четвертый юбилей.

Объявленный комсомольской стройкой, БАМ привлек огромное количество молодых ребят, получивших на этом строительстве ни с чем не сравнимый жизненный опыт. Корреспонденту сайта LIGA-PRESS удалось встретиться с одним из таких энтузиастов. Многое пришлось испытать и пережить Александру Тимофеевичу Переслегину. Были и зимы, проведенные в палатках, и другие зимы, в бараках. Приходилось тяжело – летом заедал таёжный гнус, который по своей настырности в десятки, а то и в сотни раз хуже комаров, зимой доставали лютые морозы и метели. Однажды к ним в палатку забрел медведь. Правда, обошлось без человеческих и… звериных жертв – косолапого удалось выгнать, но напакостить он успел изрядно, сожрав или перепортив все запасы продуктов, а в довершение загубив полевой телефон. Словом, еще целых две недели пришлось сидеть на диете.

Да что там говорить – хватало всякого, но, что самое удивительное, именно эти годы он до сих пор вспоминает с чувством легкого умиления, окрашенной легкой ностальгией по безвозвратно ушедшему прошлому, в том числе и его молодости.

– А техника и тогда практически отсутствовала, во всяком случае, у нас, – делится он впечатлениями, – ведь наша бригада была наподобие десантной. Её выбрасывали как авангард, да не в чистое поле, а в такую таежную глушь, что просто кошмар. Вертолет нас выгружал, оставлял кое-какие запасы и инструменты, но в основном самая главная техника называлась бензопилой «Дружба». Простая в обращении и практически безотказная. И вперед… Особенно тяжко пришлось на самой высшей точке пути — Мууринском перевале. Но ничего, управились в срок…

НАША СПРАВКА:

Протяженность БАМа более 4 тысяч километров. Строителям БАМа пришлось выполнить свыше 300 миллионов кубометров земляных работ, построить около 3,5 тысячи искусственных сооружений, в том числе 150 мостов длиной от 100 до 300 метров каждый (а всего мостов – тысячи), соорудить несколько тоннелей общей протяженностью свыше 29 километров, уложить и забалластировать тысячи километров главного пути, построить сотни станций и разъездов.
Почти на всем протяжении трасса проходит по местности, сложной по топографическим и инженерно-геологическим условиям. Она пересекает труднодоступные районы Иркутской области, Бурятской АССР, Читинской и Амурской областей и Хабаровского края на расстоянии 180–500 километров к северу от Транссибирской магистрали. Магистраль пересекает 7 горных хребтов, более 3 тысяч водных преград, в том числе 11 крупных рек. Примерно 65 процентов трассы приходится на районы вечной мерзлоты.
 

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

20 февраля 2019 г. :: Экономика

Полёт на Ямал

О мощнейших ледоколах, самой большой «сгущенке» и -35°C

12 января 2019 г. :: Криминал

Нижегородское УФАС обнаружило признаки сговора

Признаки сговора обнаружены Нижегородским УФАС между МКУ «Главное Управление по капитальному строительству города Нижнего Новгорода» («ГлавУКС») и 15 организациями и одним частным предпринимателем.

05 января 2019 г. :: Культура

Фестиваль абхазской культуры «Анакопия» прошел в Нижнем Новгороде.

Ярким новогодним подарком для жителей города стал фестиваль абхазской культуры «Анакопия», прошедший в ДК «Ритм» при поддержке генерального директора Арзамасского приборостроительного завода Олега Лавричева.

04 января 2019 г. :: Медицина

Нижегородские хирурги за год выполнили тысячу операций на сердце

В Нижнем Новгороде с начала года в специализированной кардиохирургической клинической больнице провели тысячу операций с искусственным кровообращением.

29 декабря 2018 г. :: Культура

Нижегородские бизнесмены сыграли в благотворительном спектакле

Деньги, вырученные с продажи билетов, направят на адресные подарки одаренным детям Нижегородской области.

29 декабря 2018 г. :: Недвижимость

Оригинальный новогодний подарок жильцам-нижегородцам

Жители многоквартирного аварийного дома в Нижнем Новгороде получили уведомление о том, что он будет снесен на полтора года раньше срока, а снести его должны… они сами.

13 декабря 2018 г. :: История

К истории уникального интервью

Трудно сказать, у кого из главных редакторов газет, которые входили в 2002 году в Приволжскую Лигу журналистов, первого зародилась идея взять интервью у живого классика российской литературы Александра Исаевича Солженицына.

13 декабря 2018 г. :: Общество

Писателю Александру Солженицыну открыли в Москве памятник

Открытие монумента приурочено к празднованию 100-летия со дня рождения писателя, которое было отмечено 11 декабря.

12 декабря 2018 г. :: Бывший СССР

Сколок великой эпохи

11 декабря исполнилось сто лет со дня рождения писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе, лауреата Государственной премии России, историка, политического заключенного советской эпохи, автора знаменитого «Архипелага ГУЛАГ» Александра Исаевича Солженицына.

12 декабря 2018 г. :: Масс-медиа

Последнее интервью Солженицына

Наш сайт предлагает читателю уникальное интервью с писателем и общественным деятелем Александром Исаевичем Солженицыным, организованное Владимиром Ториным, бывшем в то время редактором газеты «Нижегородские новости» и возглавлявшим Приволжскую Лигу журналистов.

Мнения

15 октября 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Подарок судьбы или «Русская правда» в действии

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты":
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости

12 февраля 2015 г.
Сергей Лавров

Сергей Лавров,
Министр иностранных дел России:
Переговоры идут лучше чем супер