За рулём с детства

Лига-пресс, (16:09) 05 сентября 2005 г.

За последнее десятилетие на дорогах страны ежегодно погибало 30-33 тыс. российских граждан. Еще около 200 тыс. получают различные увечья. 70 % потерь от дорожно-транспортных происшествий  происходит по вине водителей. Минздрав, например, считает, что одной из важнейших причин аварийности является низкий уровень “законопослушности” водителей и пешеходов, т.е. неисполнение ими правил безопасности на дорогах.

 

В этой связи стремление ГИБДД повысить ответственность автомобилистов за нарушения правил движения по дорогам и их последствия понять можно. Здесь и ОСАГО, и эвакуаторы со штрафными стоянками и даже снятие номеров. Но вот беда: от ужесточения наказания количество ДТП не снижается. Более того, оно увеличивается в связи с ростом на дорогах числа транспортных единиц повышенной мощности и износом старой автотехники у лиц со скромным достатком.

 

Нельзя сказать, что власти не видят проблемы. Предпринимаются меры как на федеральном, так и на местном уровнях. Многие регионы, несмотря на нехватку необходимых для этого финансовых средств, ищут свои пути сокращения потерь на дорогах. В этом смысле интересен опыт работы на этом направлении в Республике Татарстан.

 

Здесь считают, что жесткие меры воздействия на безответственную часть взрослого населения в виде крупных штрафов за нарушения Правил движения по дорогам (ПДД)   по приоритету должны находиться на втором месте после более актуальной цели – защиты от негативных последствий автомобилизации подрастающего поколения россиян. Поэтому в республике  всерьез занимаются обучением и воспитанием будущих водителей и пешеходов, способных оценивать реальный риск  и умеющих управлять техникой без вреда для себя и окружающих.

 

ОТ ИДЕИ К РАБОТАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ

 

В Татарстане создан механизм, который позволяет практически каждого ребенка, начиная с детского сада и до окончания школы, провести через три ступени программы “водитель, автомобиль-дорога, среда”. Занятия проводятся в рамках предмета “Обеспечение безопасности жизнедеятельности” (ОБЖ). Дети и подростки проходят бесплатное обучение навыкам управления техникой в картинговых клубах и детско-юношестских автошколах, получая перед окончанием школы водительские права.

 

Основную нагрузку  по организации успешной работы системы ОБДД несет Научный центр безопасности жизнедеятельности детей (НЦБЖД), а также Комиссия по БДД РТ, упраздненная в России на общефедеральном уровне. Финансовую сторону реализации программ обеспечивает Фонд БДД Управления ГИБДД МВД Татарстана за счет средств собираемых с нарушителей правил дорожного движения. В НЦБЖД созданы методики обучения детей основам БДД, издаются учебники и методические пособия, приобретаются технические средства обучения, разработан первый в России региональный образовательный стандарт по БДД, ежегодно осуществляется переподготовка 600 преподавателей основ БЖД.

 

  Разработка концепции БДД в РТ осуществлялась на базе Федерального закона РФ “О безопасности дорожного движения” и проекта Концепции БДД в России на 1999-2010 г.г. с учетом зарубежного опыта, который позволил в ряде стран вдвое сократить число погибших в ДТП при росте числа транспортных средств. В октябре 2002 г. Программа БДД была утверждена Кабинетом министров РТ.

 

УПОР НА ПРОФИЛАКТИКУ

 

Основными целями Программы стали снижение числа ДТП, сохранение здоровья граждан и их имущества, повышение безопасности условий движения на дорогах РТ, в том числе путем повышения качества дорожного покрытия. Похоже, что с последним условием в Татарстане справляются успешно. На очереди две другие (из трех) составляющие: транспортные средства и участники дорожного движения, включая  пешеходов. На это направлены основные усилия структуры управления ГИБДД,  включающие организацию экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП, обучение правилам  безопасного поведения на дорогах и контроль за соблюдением их населением.

 

Азам БДД в Татарстане обучают всех. По телевидению и на радио идут оригинальные обучающие программы с использованием сказочных персонажей, проблемы БДД стали частыми темами газетных публикаций. И хотя число ДТП в республике в последнее время увеличилось, в их статистике есть и отрадные изменения: начало снижаться количество пострадавших в них детей. И, видимо, не случайно: за последние 5 лет участия во Всероссийских конкурсах юных инспекторов движения (ЮИД) команда Татарстана поднялась с 26 места на самый верх.

 

По данным на 12 августа в нынешнем году по вине детей не произошло ни одного ДТП. А совсем недавно вице-премьер и министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимир Швецов был вынужден заявить, что “у нас дети и подростки управляют автомобилями лучше, чем взрослые”. Это, конечно, не украшает старшее поколение, но, вместе с тем, вселяет надежду на то, что по мере взросления детей число жертв и материальных потерь на дорогах Татарстана будет сокращаться.

 

Эта надежда подкрепляется и техническим оснащением дорог, увеличением протяженности заградительных барьеров для пешеходов. А также мерами защиты “от несмышленого” при строительстве дорог до тех пор “пока, как заявил тот же Владимир Швецов, не вырастет следующее поколение”.

 

Практика Татарстана по укреплению БДД привлекла внимание не только российских регионов, но и зарубежных стран. В республику потянулись перенимать опыт иностранные делегации.

 

В России за последние 10 лет в ДТП погибли 315 тыс. человек.

 

Это превышает более чем в 21 раз потери СССР в афганской войне. Только в 2002-2004 гг. общий ущерб от ДТП на российских дорогах составлял ежегодно около 2,5 % ВВП страны.

 

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), по числу ДТП (12) на 10 тыс. автомобилей Россия занимает первое место. Ситуация на наших дорогах хуже, чем в среднем по миру.

 

Не способствует качественной подготовке водителей и то, что в 30 тыс. карликовых автошкол практически отсутствует учебно-техническая база, а водительские права часто просто покупают.

 

На осложнение ситуации на дорогах России, повлиял провал в последние 4 года программ строительства новых дорог в результате передачи средств Дорожного фонда на федеральный уровень.

 

Уменьшению потерь от ДТП способствовал бы и больший крен в усилиях ГИБДД на профилактику нарушений ПДД. Неоперативность  сотрудников дорожной службы, особенно в выходные, приводит иногда к тому, что на второстепенных дорогах ждут своей очереди всего лишь 5-10 машин, а на пересекающих их федеральных трассах образуются километровые пробки, провоцирующие выезд на встречную полосу “особо торопливых”.

 

При автомобильных пробках в воздух выбрасывается громадное количество вредных веществ. И в это же время автомобилистов штрафуют за превышение норм выбросов.

 

Борьба за здоровую экологию, конечно, нужна. Но не менее важно всерьез заняться созданием условий для “свободного и безопасного перемещения граждан и товаров по территории РФ”. Ведь именно к этому призывает Закон “О безопасности дорожного движения” от 10.12 1995 г., который установил “приоритет ответственности государства за ОБДД над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении”. Этот закон трактует понятие ОБДД как деятельность государства, направленную на предупреждение причин возникновения ДТП и снижение тяжести их последствий.

 

         Зависимость количества ДТП и числа пострадавших от средней

 

                   скорости движения транспортного средства.  (в %)*

 

|  Изменение средней  | Изменение количества  | Изменение количества |

 

|  скорости движения  |  ДТП с травматизмом   |     ДТП с погибшими     |

 

|————————————————————|——————————  

 

   Увеличение на 15     |  увеличение на 35-45    |   увеличение на 70-80    |

 

|————————————————————|—————————     | 

 

   Увеличение на 10     |  увеличение на 20-30        увеличение на 50-60   |

 

|———————————————————— ——————————

 

|  Увеличение на 5       |  увеличение на 10-15     |   увеличение на 20-30  |

 

|————————————————————|——————————

 

|  Уменьшение на 5    |  уменьшение на 10-15     |   уменьшение на 15-25|

 

|—————————————————————————————     |

 

|  Уменьшение на 10   |  уменьшение на 15-25    |   уменьшение на 30-40|

 

|————————————————————|——————————|

 

|  Уменьшение на 15   |  уменьшение на 25-35    |   уменьшение на 40-50|

 

 ——————————————————————————————

 

        Источник: Справочник по безопасности дорожного движения  Института экономики транспорта, Осло.

 

* В отношении погибших при ДТП она выражается формулой: (Vнач. : Vкон.).

 

Некоторый разброс в цифрах объясняется влиянием качества  дорожного покрытия, погодных условий и интенсивности движения.

 

 

Комаров Валентин

 

Подробности на www.dorogajizni.ru

 

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

12 января 2019 г. :: Криминал

Нижегородское УФАС обнаружило признаки сговора

Признаки сговора обнаружены Нижегородским УФАС между МКУ «Главное Управление по капитальному строительству города Нижнего Новгорода» («ГлавУКС») и 15 организациями и одним частным предпринимателем.

05 января 2019 г. :: Культура

Фестиваль абхазской культуры «Анакопия» прошел в Нижнем Новгороде.

Ярким новогодним подарком для жителей города стал фестиваль абхазской культуры «Анакопия», прошедший в ДК «Ритм» при поддержке генерального директора Арзамасского приборостроительного завода Олега Лавричева.

04 января 2019 г. :: Медицина

Нижегородские хирурги за год выполнили тысячу операций на сердце

В Нижнем Новгороде с начала года в специализированной кардиохирургической клинической больнице провели тысячу операций с искусственным кровообращением.

29 декабря 2018 г. :: Культура

Нижегородские бизнесмены сыграли в благотворительном спектакле

Деньги, вырученные с продажи билетов, направят на адресные подарки одаренным детям Нижегородской области.

29 декабря 2018 г. :: Недвижимость

Оригинальный новогодний подарок жильцам-нижегородцам

Жители многоквартирного аварийного дома в Нижнем Новгороде получили уведомление о том, что он будет снесен на полтора года раньше срока, а снести его должны… они сами.

13 декабря 2018 г. :: История

К истории уникального интервью

Трудно сказать, у кого из главных редакторов газет, которые входили в 2002 году в Приволжскую Лигу журналистов, первого зародилась идея взять интервью у живого классика российской литературы Александра Исаевича Солженицына.

13 декабря 2018 г. :: Общество

Писателю Александру Солженицыну открыли в Москве памятник

Открытие монумента приурочено к празднованию 100-летия со дня рождения писателя, которое было отмечено 11 декабря.

12 декабря 2018 г. :: Бывший СССР

Сколок великой эпохи

11 декабря исполнилось сто лет со дня рождения писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе, лауреата Государственной премии России, историка, политического заключенного советской эпохи, автора знаменитого «Архипелага ГУЛАГ» Александра Исаевича Солженицына.

12 декабря 2018 г. :: Масс-медиа

Последнее интервью Солженицына

Наш сайт предлагает читателю уникальное интервью с писателем и общественным деятелем Александром Исаевичем Солженицыным, организованное Владимиром Ториным, бывшем в то время редактором газеты «Нижегородские новости» и возглавлявшим Приволжскую Лигу журналистов.

15 ноября 2018 г. :: Наука и образование

Нижегородская область впервые вошла в топ регионов с хорошим уровнем подготовки к ЕГЭ

Рособрнадзор дал оценку организации государственной итоговой аттестации на территории Нижегородской области. В 2018 году регион впервые попал в список субъектов РФ, где уровень подготовки к ЕГЭ и ГИА признан наиболее достойным.

Мнения

15 октября 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Подарок судьбы или «Русская правда» в действии

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты":
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости

12 февраля 2015 г.
Сергей Лавров

Сергей Лавров,
Министр иностранных дел России:
Переговоры идут лучше чем супер