Пробный пуск

Лига-пресс, (19:35) 10 сентября 2008 г.

Пробный пуск
Запуск Большого адронного коллайдера (БАК) прошел успешно - пучок протонов впервые был проведен по всему 27-километровому кольцу ускорителя, что открывает дорогу для начала экспериментов на этой самой большой в мире исследовательской установке, сообщили ученые журналистам в пресс-центре Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРНа).

"Это фантастический момент. Мы можем теперь ожидать наступления новой эры в понимании происхождения и эволюции Вселенной", - заявил руководитель проекта Лин Эванс (Lyn Evans), слова которого цитируются в сообщении ЦЕРНа.
Директор ЦЕРНа Робер Аймар (Robert Aymar) назвал БАК "машиной открытий". "Его исследовательская программа имеет потенциал, способный в корне изменить наши представления о мироздании, продолжая традицию человеческой любознательности, которая так же стара, как и человечество", - заявил он.

Кольцо коллайдера, расположенное на границе Швейцарии и Франции, состоит из восьми секторов. В конце августа физики проверили систему инжекции ("впрыска" протонов в кольцо) и пропустили его по одному из секторов. В среду ученые поочередно проверяли каждый сектор кольца - насколько хорошо мощные магниты фокусируют и удерживают пучок, как работают детекторы, криогенные и другие системы.

Тест на минимальной мощности, значительно меньшей "штатной" мощности в семь тераэлектронвольт и без столкновений протонов, проводился для окончательной проверки работоспособности систем коллайдера. Реальные эксперименты по столкновению встречных пучков протонов намечены на 21 октября.

Как сообщает корреспондент РИА Новости, в настоящее время специалисты ЦЕРН изучают и анализируют полученные данные.
Большой адронный коллайдер (от английского сollide - "сталкивать"), созданный Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН) при участии нескольких тысяч ученых из 85 стран, будет разгонять протоны, частицы, из которых состоят ядра атомов, принадлежащие к классу адронов, до энергии семь тераэлектронвольт - в семь раз больше, чем самый мощный существующий коллайдер Тэватрон, находящийся в Брукхейвенской национальной лаборатории США.

Разогнанные практически до скорости света частицы будут сталкиваться "лоб в лоб" в четырех точках кольца ускорителя с суммарной энергией 14 тераэлектронвольт. Установленные в "местах встречи" детекторы будут фиксировать результаты столкновений - частицы и излучение, изучая которые физики смогут познать тайны материи.

БАК предназначен, в частности, для получения информации о так называемом бозоне Хиггса, предсказанном английским физиком Питером Хиггсом в 1960 году. В рамках существующих представлений, эта частица отвечает за массу элементарных частиц. Для обнаружения следов этой частицы предназначены два самых больших детектора БАК - CMS и ATLAS.

В связи с будущим началом работы ускорителя в мире звучит множество катастрофических предсказаний. В частности, говорится о том, что при работе коллайдера якобы образуется черная дыра, которая поглотит Землю. Однако ученые заверяют, что эксперимент безопасен, так как подобные "эксперименты" многие миллиарды лет происходят в природе при столкновении космических частиц с Землей и другими небесными телами.

Все, что ученые собираются делать на Большом адроном коллайдере, является продолжением той деятельности, которую человечество вело с начала своего появления. Об этом в интервью информационному каналу "Вести" заявил профессор Объединенного института ядерных исследований Игорь Голутвин.

"Люди пытаются узнать, из чего устроен мир, из чего состоит Вселенная. Мы исследуем микромир, объекты и явления которого происходят на расстояниях в тысячи раз меньше размера атомного ядра. Проникновение в эту область требует большой энергии взаимодействующих частиц", - отметил ученый.
"Мы много не понимаем, есть теории, которые находятся в согласии с экспериментом, но эти теории не доходят до столь малых расстояний. Есть ряд вопросов, в которых надо разобраться", - подчеркнул Голутвин.

По его словам, наибольший интерес представляет следующее обстоятельство: "доказано что все, что мы видим, – менее пяти процентов от общего количества материи и энергии во Вселенной. Остальное – мы не знаем, что это такое. В этом надо разобраться". В программу "включены эксперименты, которые смогут прояснить что-то в этой сложнейшей проблеме", - добавил Голутвин. "Надо понять и что такое масса. Из-за чего массы различных частиц, объектов так различны", - отметил ученый, добавив, что это может быть связано как с бозоном Хиггса, так и с другими механизмами.

Голутвин рассказал, что на Большом адроном коллайдере есть два больших эксперимента: ATLAS и CMS. Эти физические программы "более-менее подобны". "Но весь этот комплекс рассчитан на то, что будут сделаны большие открытия. И когда такие события происходят, необходимы подтверждения. Поэтому традиционно делаются два эксперимента с более-менее одинаковыми программами", - пояснил он, подчеркнув, что "до сих пор ошибок не было".

"Важнейшее место в исследованиях занимает попытка понять, почему мы в природе не наблюдаем антивещество. Мы наблюдаем вещество – это хорошо, на самом деле, но надо понять, почему так происходит", - добавил профессор.
Сегодня на крупнейшем в мире ускорителе элементарных частиц – Большом адронном коллайдере, – который создан Европейской организацией ядерных исследований (CERN) близ Женевы, прошел первый пробный эксперимент по разгону пучка протонов.

Новая угроза для пресных водоемов

Уровень кислорода в пресноводных водоемах снижается быстрее, чем в океанах. Это установили специалисты-лимнологи из разных стран, объединившись под эгидой глобальной сети лимнологических станций GLEON.

28 апреля 2021 г. :: В мире

В огороде – бузина, а в Таллине – дядька

Страны Прибалтики приняли решение выслать российских дипломатов.

25 марта 2021 г. :: Экономика

Цены на нефть вырастут до ста долларов

Аналитики Bank of America спрогнозировали рост цен на нефть марки Brent до $100 за баррель. Такой стоимости «чёрное золото» должно достичь в следующие несколько лет, а пока ближайшая планка — $70 до конца года.

28 февраля 2021 г. :: Медицина

Есть подозрения, что коронавирус виновен в провоцировании болезни Паркинсона и слабоумия

Опыты на обезьянах показали, что в некоторых случаях заражение коронавирусом нового типа приводит к острым воспалениям мозга, а также провоцирует образование белковых клубков, связанных с болезнью Паркинсона и слабоумием. Результаты исследования опубликовал bioRxiv.

29 января 2021 г. :: Медицина

Пневмонию вычислит искусственный интеллект

В Москве запущен КТ-калькулятор – новый сервис для лечения больных коронавирусом.

26 декабря 2020 г. :: Оружие

Заказ выполнен в срок

«Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» – филиал корпорации «МиГ» – завершил контракт на капитальный ремонт и модернизацию партии истребителей-перехватчиков МиГ-31.

29 ноября 2020 г. :: Медицина

Учёные МГУ создали базу данных веществ, подавляющих белковый синтез

Учёные из МГУ под руководством Сергея Дмитриева издали «Краткий справочник по низкомолекулярным ингибиторам эукариотической трансляции». Вещества-ингибиторы способны подавлять биосинтез белка, поэтому они имеют большое значение для борьбы с раком, вирусными и бактериальными инфекциями.

22 октября 2020 г. :: Масс-медиа

Журналы факультета журналистики МГУ включены в базу данных Scopus

Научные журналы "Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика" и World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies, издаваемые факультетом журналистики МГУ, включены в международную библиографическую и реферативную базу данных Scopus.

29 сентября 2020 г. :: Медицина

Новый шаг в борьбе с раком

Сотрудникам химического факультета и факультета фундаментальной медицины МГУ, а также Сколтеха и Казанского (Приволжского) федерального университета удалось проследить эволюцию белка-мишени для противораковых препаратов.

28 августа 2020 г. :: Наука и образование

В Минпросвещения отказались переносить начало учебного года

Так в ведомстве прокомментировали предложение депутата Госдумы Василия Власова о переносе начала школьных занятий, чтобы не спровоцировать вспышку коронавируса.