Вид из космоса на морщинки Земли

Советская Чувашия, (17:40) 23 марта 2006 г.

К многочисленным энциклопедиям, которые ударными темпами выпускаются в последние годы, скоро добавится сельскохозяйственная. Правда, называться она будет Атласом земель Чувашской Республики.

По словам начальника отдела Минприроды республики В. Балясного, подобное издание вышло в свет в конце 70-х годов прошлого столетия. С тех пор эта настольная книга ученых-аграриев, руководителей органов власти на местах и специалистов сельского хозяйства безнадежно устарела. Сегодня им нужен свежий взгляд на свои владения. То, что почва деградирует и снижает свое плодородие, видно невооруженным глазом (самое красноречивое свидетельство тому — поля, заросшие бурьяном). Но специалисту одной визуальной оценки мало. О болячках и проблемах земель надо знать точно. Для ведения хозяйства, внедрения технологий, повышения плодородия такие данные может дать только наука. В рамках целевой программы мониторинг земель ведет Минприроды республики. В поле его зрения — плодородие почвы, эрозионные процессы, использование земель, их загрязнение тяжелыми металлами и т. д. Причем контроль ведется самыми разными методами. «Года два назад по заказу нашей республики впервые был проведен космический мониторинг земель Чувашии, — говорит В. Балясный. — Работа выполнялась с участием одного из научно-исследовательских институтов Санкт-Петербурга».

Космические съемки территории нашей республики велись и раньше — в 70-80-е годы прошлого столетия. Сравнение снимков различной давности дает хорошие результаты. Фотографии, сделанные из космоса, без всяких отчетов и рапортов дают полную картину того, что происходит на земле. Как она используется, в каком месте и с какой интенсивностью развивается эрозия — сверху видно как на ладони. Кстати, в этом отношении современная наука достигла небывалых высот. Специалисты Минприроды продемонстрировали корреспонденту «СЧ» интернет-программу с круглой картой земли. Чудо современной информационной технологии работает в режиме реального времени. Возможности виртуальной карты безграничны. С ее помощью легко проверить достоверность любых данных о проведенных сельхозработах. Так что любителям приписок следует призадуматься. Что примечательно, эта технология доступна не только ученым, но и чиновникам в чебоксарских кабинетах.

По результатам мониторинговых наблюдений за чувашскими землями будет издана серия тематических карт, которые войдут в Атлас. Это карты административного устройства, геологического строения, почвы, плодородия, эрозионных процессов и т. д. Вместе с пояснительными текстами, диаграммами, аналитическим материалом должно получиться солидное издание академического толка. К работе привлечены крупные ученые-аграрии республики. А вот насчет полиграфического оформления будущей энциклопедии чувашских земель вопросы пока имеются. Все зависит от финансовых возможностей, с которыми негусто. В Татарстане в прошлом году хорошо воспользовались случаем — 1000-летием Казани, — под этим соусом нашли деньги и на великолепное издание Атласа земель республики. У нас такого повода нет. Значит, придется искать варианты. Атлас должен появиться в свет в следующем году.

В. ВАДИМОВ.

Новая угроза для пресных водоемов

Уровень кислорода в пресноводных водоемах снижается быстрее, чем в океанах. Это установили специалисты-лимнологи из разных стран, объединившись под эгидой глобальной сети лимнологических станций GLEON.

28 апреля 2021 г. :: В мире

В огороде – бузина, а в Таллине – дядька

Страны Прибалтики приняли решение выслать российских дипломатов.

25 марта 2021 г. :: Экономика

Цены на нефть вырастут до ста долларов

Аналитики Bank of America спрогнозировали рост цен на нефть марки Brent до $100 за баррель. Такой стоимости «чёрное золото» должно достичь в следующие несколько лет, а пока ближайшая планка — $70 до конца года.

28 февраля 2021 г. :: Медицина

Есть подозрения, что коронавирус виновен в провоцировании болезни Паркинсона и слабоумия

Опыты на обезьянах показали, что в некоторых случаях заражение коронавирусом нового типа приводит к острым воспалениям мозга, а также провоцирует образование белковых клубков, связанных с болезнью Паркинсона и слабоумием. Результаты исследования опубликовал bioRxiv.

29 января 2021 г. :: Медицина

Пневмонию вычислит искусственный интеллект

В Москве запущен КТ-калькулятор – новый сервис для лечения больных коронавирусом.

26 декабря 2020 г. :: Оружие

Заказ выполнен в срок

«Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» – филиал корпорации «МиГ» – завершил контракт на капитальный ремонт и модернизацию партии истребителей-перехватчиков МиГ-31.

29 ноября 2020 г. :: Медицина

Учёные МГУ создали базу данных веществ, подавляющих белковый синтез

Учёные из МГУ под руководством Сергея Дмитриева издали «Краткий справочник по низкомолекулярным ингибиторам эукариотической трансляции». Вещества-ингибиторы способны подавлять биосинтез белка, поэтому они имеют большое значение для борьбы с раком, вирусными и бактериальными инфекциями.

22 октября 2020 г. :: Масс-медиа

Журналы факультета журналистики МГУ включены в базу данных Scopus

Научные журналы "Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика" и World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies, издаваемые факультетом журналистики МГУ, включены в международную библиографическую и реферативную базу данных Scopus.

29 сентября 2020 г. :: Медицина

Новый шаг в борьбе с раком

Сотрудникам химического факультета и факультета фундаментальной медицины МГУ, а также Сколтеха и Казанского (Приволжского) федерального университета удалось проследить эволюцию белка-мишени для противораковых препаратов.

28 августа 2020 г. :: Наука и образование

В Минпросвещения отказались переносить начало учебного года

Так в ведомстве прокомментировали предложение депутата Госдумы Василия Власова о переносе начала школьных занятий, чтобы не спровоцировать вспышку коронавируса.