Морской разбой по-африкански

Вятский край, (20:19) 08 марта 2005 г.

Морской разбой по-африкански
Крест на морской карьере жителя Белой Холуницы Леонида Повышева, при этом едва не лишив его жизни, поставили пираты, с которыми судьба свела нашего земляка у берегов экваториальной Африки три года назад. Но он, капитан дальнего плавания, вынужденный сегодня довольствоваться ролью обычного пенсионера, все еще не теряет надежды снова выйти в море... Случилось это в марте 2002 года. Их грузовое судно в ту роковую для него ночь в ожидании погрузки находилось на якорной стоянке у побережья западноафриканского Габона. В одном из портов этой бывшей французской колонии наши моряки должны были принять на борт груз, который надлежало доставить в Европу. Погрузка была запланирована на утро. По бортам теплохода несли ночное дежурство двое вахтенных. Остальные члены экипажа, в том числе старпом Леонид Повышев, отдыхали в своих каютах. Пираты подкрались к борту незаметно - подкатили на бесшумном скоростном катере. Все произошло молниеносно. Забравшись на палубу, чернокожие корсары связали одного из вахтенных, второго, взяв в заложники, заставили быть их проводником - веди, мол, по каютам. Главной целью морских разбойников становятся, как правило, сейфы в каютах капитана и старшего помощника... Как ему, пареньку из Белой Холуницы, откуда до ближайшего моря тысячи верст, пришла вдруг в голову мысль стать моряком, он сейчас, по прошествии тридцати с лишним лет, точно сказать не может. Скорее всего, свое дело сделали книжки о путешествиях и приключениях, которыми в детстве зачитывается всякий мальчишка. Но одни просто читают, другие превращают мечту в реальность. В семидесятом, после окончания восьмилетки, пятнадцатилетним пацаном он уехал в Архангельск, где и поступил в мореходку. И там впервые вышел в море - на учебном парусном судне. В дальнейшем, еще будучи курсантом, проходя практику, побывал и в своих первых "загранках" - в Голландии, Бельгии, Франции, Испании. После окончания училища несколько лет работал на внутренних рейсах - в Белом и Баренцевом морях. Случались уже тогда и дальние походы: от Мурманска, через весь Северный Ледовитый океан, до Таймыра и Чукотки. А параллельно Леонид Повышев окончил заочно Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С.О. Макарова, получив квалификацию инженера-судоводителя. После чего отправился наматывать свои тысячи морских миль уже по всему свету - как на отечественных, так и иностранных судах. За два минувших с тех пор десятилетия - а в 1997 году он после соответствующей аттестации получил уже и диплом капитана дальнего плавания - моряк из Белой Холуницы прошел в составе различных экипажей по всем служебным ступенькам морской иерархии: от третьего до старшего помощника (говоря "сухопутным" языком - первого заместителя) капитана. За эти годы, когда он работал уже в должности старпома, не раз приходилось Леониду Анатольевичу исполнять обязанности и непосредственно первого лица на корабле, принимая командование на себя, если, к примеру, капитан вдруг захворает, да и в случае иных непредвиденных обстоятельств. Практически вся жизнь Леонида Повышева, с момента окончания мореходки до его списания на берег после той пиратской атаки, прошла в море. На суше бывал, можно сказать, урывками. Каждый год - по одному-два рейса. А каждый рейс - это шесть, а то и восемь месяцев. За одно такое плавание он проходил по двадцать - тридцать тысяч морских миль. С заходом в десятки различных портов самых разных стран и континентов. Ливерпуль, Ванкувер, Монреаль, Сан-Диего, Новый Орлеан, Буэнос-Айрес, Панамский и Суэцкий каналы, пролив Дрейка... А еще - Бомбей, Шанхай, Порт-Саид, Кейптаун, Сингапур, Гонконг, Луанда... Чтобы просто перечислить все эти бесчисленные точки на карте мира, где он побывал, не хватит и целой газетной страницы. Семнадцать раз он за эти годы пересекал экватор. А последний раз это произошло 28 марта 2002 года. Следуя из южноафриканской Анголы (туда наши моряки доставили партию груза из Бельгии и теперь шли в Габон за новым грузом), судно, где он был старпомом, пройдя через экватор, вошло в Гвинейский залив, на следующий день бросив якорь у габонского берега... Они, дюжина чернокожих бандитов, вооруженных огромными мачете (нечто среднее между ножом и мечом), ворвались в его каюту с дикими криками, требуя денег и золота. Орали по-английски. Судя по всему, это были нигерийцы. До этого они уже побывали в каюте капитана - оглушив его ударом бутылки по голове, забрали небольшую сумму наличности. Все, что было в сейфе. Денег за рейс команда еще не получила. "Я попытался было убедить их в том, что у меня ничего нет, - вспоминает Леонид Анатольевич, - в ответ на что был избит до бесчувствия. Потом они обшарили каюту - ничего не нашли". Придя в ярость, разочарованные таким результатом обыска ночные гости снова стали истошно орать. Теряя сознание, он в этих криках разобрал только два слова: "Kill him!" ("Убьем его!"). На свое счастье вспомнил, что у него все же есть кое-что - золотой перстень с печаткой. Его и отдал бандитам. Те смягчились. Оставили старпома в живых. После чего с этой и другой добычей (несколько судовых компьютеров, видеотехника, всяческие личные вещи моряков) скрылись на своем катере в ночной, по-африкански черной, темноте... То, что для обычного сухопутного жителя - бесконечная романтика, для него было просто работой. Хотя, разумеется, случались и по-настоящему экстремальные ситуации. Казалось бы, при нынешних технологиях риск повторить судьбу "Титаника" или, скажем, парусного фрегата, какие массово тонули в морях и океанах три-четыре века назад, современным судам вроде бы не грозит. Но... Леонид Анатольевич, к примеру, вспоминает свой рейс 1993 года. Его экипаж вел тогда с Тайваня в африканский Бенин греческий теплоход "Экспидиент" с крупной партией риса. Когда проходили у берегов ЮАР, при сварочных ремонтных работах на палубе искры попали в трюм - вспыхнул пожар. Благо его удалось погасить. Судно и экипаж были спасены, чего не скажешь о товаре. Сгорело аж 500 мешков риса. А днем раньше они прошли буквально по краю чужой беды. По радио был принят сигнал SOS: где-то рядом, в южной Атлантике, тонул российский теплоход "Полесск". На спасение его команды с близлежащей базы британских ВМС на Фолклендских островах вылетел армейский вертолет. Но, долетев до места бедствия, обнаружил лишь пустую спасательную шлюпку - сам "Полесск" с экипажем в тридцать человек уже ушел под воду. Спасти, как поняли на "Экспидиенте" из радиопереговоров вертолетчиков с базой, никого не удалось. А еще годом раньше Леонид Повышев сам едва не оказался в роли утопающего - вместе с экипажем грузового теплохода "Киржач", в составе которого он тогда, в 1992-м, работал в рейсе из Канады в Англию. "Киржач" шел через Атлантику с пиломатериалами. И во время шторма часть груза сбросило в воду ударом волны. Судно, потеряв равновесие, накренилось. Возникла угроза затопления - дело едва не дошло до подачи сигнала SOS. Но, к счастью, все обошлось. Экипаж все же смог справиться с креном своими силами... А что касается, так сказать, заморского криминала, то впервые моряку из Белой Холуницы пришлось с ним столкнуться задолго до той встречи с пиратами. Правда, тогда, в первый раз, это были не морские разбойники, а обычные уличные грабители. В ноябре 94-го теплоход "Капитан Вакула", совершавший рейс из Аляски в Южную Америку, транзитом пришвартовался в бразильском порту Сантос (родина легендарного Пеле). Экипаж, а в его составе и Леонид Повышев, для кратковременного отдыха сошел на берег - прогуляться по городу. Это произошло средь бела дня прямо на оживленной центральной улице. Леонид Анатольевич и понять-то ничего не успел. К нему подскочили двое местных жителей, выстрелили в лицо струей нервно-паралитического газа из баллончика, а когда русский моряк в результате "отключился", обшарили его карманы. Очнувшись через несколько мгновений, наш земляк обнаружил, что нападавшие вытащили у него сотню долларов - всю имевшуюся при нем наличность... Вот так лихо грабят у них там, в карнавальной Бразилии... О существовании пиратов он, уже в силу самой своей профессии, конечно, знал. О них рассказывали коллеги. О них говорили на инструктажах по безопасности. Но сам он с ними на протяжении всей своей карьеры мореплавателя, вплоть до той встречи с нигерийскими флибустьерами три года назад, никогда не сталкивался. Наиболее опасными в этом смысле считаются, как известно, Карибское море и особенно Юго-Восточная Азия, прежде всего - Южно-Китайское море и Малаккский пролив, где, кстати сказать, не раз пролегали маршруты Леонида Повышева, однако на морских разбойников он там не натыкался. А Гвинейский залив, где он также прежде бывал неоднократно, слыл куда менее опасным, и там он такой встречи совсем не ждал... После этого инцидента с пиратами он и был отправлен на берег... Тяжело травмированного Леонида Повышева с атакованного морскими бандитами судна доставили в Либревиль, столицу Габона, откуда он авиарейсом был переправлен в Париж, а затем - в Санкт-Петербург... Травмы, полученные при нападении пиратов, оказались столь нешуточными, что стало резко падать зрение. В итоге он был выведен на пенсию по инвалидности. И надолго, если уже не навсегда, осел в родной Белой Холунице. Прошло уже три года, как он, теперь, по сути, обычный пенсионер, ведет эту вынужденную сухопутную жизнь, а страховку за потерю здоровья во время того рокового рейса пока так и не получил - бюрократических проволочек на этом пути, увы, хватает. Все финансовые сбережения, остававшиеся от морских заработков, за три года, понятно, уже иссякли. Вот и живет сегодня капитан дальнего плавания, для которого еще недавно весь мир был как на ладони, в своей маленькой, тихой и такой далекой от всех морей и океанов Белой Холунице на пенсию в две тысячи рублей. Живет с женой, работающей в библиотеке, где заработки известно какие, и шестнадцатилетним сыном-школьником, а есть еще дочь-студентка... А между тем инвалидом он себя не чувствует. Вот если б не глаза... А так - есть еще силы и энергия, никуда не делась и его высочайшая квалификация, а главное - огромный профессиональный опыт. Увы, все это никем сегодня не востребовано. Но он рассчитывает, что зрение все же постепенно вернется в норму. А никаких иных препятствий для возвращения в море у Леонида Анатольевича нет. И он пока надеется, что на берег списан не окончательно... Однако покуда он все же вынужден, как говорится, сидеть на берегу, хочется выразить надежду, что, может, прочитав этот рассказ о нашем столь неординарном земляке, кто-то из деловых людей сможет что-то ему предложить, как-то востребовать потенциал этого уникального в своем роде специалиста, владеющего несколькими иностранными языками, в совершенстве знающего технику, и не только морскую, обладающего организаторскими способностями, управленческими навыками... Приведем на такой случай его электронный адрес: Lpovyshev@yandex.ru Евгений РЕПИН. "Вятский край"

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

28 апреля 2021 г. :: В мире

В огороде – бузина, а в Таллине – дядька

Страны Прибалтики приняли решение выслать российских дипломатов.

25 марта 2021 г. :: Экономика

Цены на нефть вырастут до ста долларов

Аналитики Bank of America спрогнозировали рост цен на нефть марки Brent до $100 за баррель. Такой стоимости «чёрное золото» должно достичь в следующие несколько лет, а пока ближайшая планка — $70 до конца года.

28 февраля 2021 г. :: Медицина

Есть подозрения, что коронавирус виновен в провоцировании болезни Паркинсона и слабоумия

Опыты на обезьянах показали, что в некоторых случаях заражение коронавирусом нового типа приводит к острым воспалениям мозга, а также провоцирует образование белковых клубков, связанных с болезнью Паркинсона и слабоумием. Результаты исследования опубликовал bioRxiv.

29 января 2021 г. :: Медицина

Пневмонию вычислит искусственный интеллект

В Москве запущен КТ-калькулятор – новый сервис для лечения больных коронавирусом.

26 декабря 2020 г. :: Оружие

Заказ выполнен в срок

«Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» – филиал корпорации «МиГ» – завершил контракт на капитальный ремонт и модернизацию партии истребителей-перехватчиков МиГ-31.

29 ноября 2020 г. :: Медицина

Учёные МГУ создали базу данных веществ, подавляющих белковый синтез

Учёные из МГУ под руководством Сергея Дмитриева издали «Краткий справочник по низкомолекулярным ингибиторам эукариотической трансляции». Вещества-ингибиторы способны подавлять биосинтез белка, поэтому они имеют большое значение для борьбы с раком, вирусными и бактериальными инфекциями.

22 октября 2020 г. :: Масс-медиа

Журналы факультета журналистики МГУ включены в базу данных Scopus

Научные журналы "Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика" и World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies, издаваемые факультетом журналистики МГУ, включены в международную библиографическую и реферативную базу данных Scopus.

29 сентября 2020 г. :: Медицина

Новый шаг в борьбе с раком

Сотрудникам химического факультета и факультета фундаментальной медицины МГУ, а также Сколтеха и Казанского (Приволжского) федерального университета удалось проследить эволюцию белка-мишени для противораковых препаратов.

28 августа 2020 г. :: Наука и образование

В Минпросвещения отказались переносить начало учебного года

Так в ведомстве прокомментировали предложение депутата Госдумы Василия Власова о переносе начала школьных занятий, чтобы не спровоцировать вспышку коронавируса.

26 августа 2020 г. :: Спорт

Черчесов не вызвал Соболева в сборную России из-за конфликта с Дзюбой

Главный тренер сборной России Станислав Черчесов объявил состав на сентябрьские матчи Лиги Наций, и в заявке не оказалось игроков, которых многие ждали. Но самое интересное, что там не оказалась нападающего "Спартака" Александра Соболева.

Мнения

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты":
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости

12 февраля 2015 г.
Сергей Лавров

Сергей Лавров,
Министр иностранных дел России:
Переговоры идут лучше чем супер