"Моя профессия — вторая мама"

Миасский рабочий, (12:04) 10 апреля 2010 г.

Учитель русского языка и литературы из гимназии № 26 Елена Артышева стала победителем областного конкурса «Самый классный классный». Теперь она готовится представлять Южный Урал на аналогичном всероссийском конкурсе.

— Елена Анатольевна, конкурс, в котором Вы участвовали, собрал лучших педагогов области. В какой-то степени он был индикатором общего уровня профессионализма классных руководителей в наших школах. Высок ли, на Ваш взгляд, этот уровень или победитель не чувствовал серьёзной конкуренции?
 
— Мне победа далась нелегко. Уровень конкурса был высоким, подготовка участников отличной. Уже на вечере знакомств стало ясно, что здесь, в лесной школе Озёрска, собрались творческие люди. Каких только сценических находок и интересных приёмов не было на самопрезентациях педагогов! В финале выступали 16 классных руководителей из разных городов и районов области, и каждый из них показал себя неординарной личностью и украшением российской школы.
 
— Для вас как для филолога не подлежит сомнению, что слова «учитель» и «педагог» мужского рода. А много ли среди участников конкурса было мужчин?
 
— Ни одного. Заместитель министра образования и науки области Надежда Фуникова предположила, что сильный пол испугался нагрузки, которую предстояло испытать конкурсанткам. Шутка шуткой, а если серьёзно, то грустно всё это.
 
— Почему же мужчины не идут в школу?
 
— Основная причина, конечно, в заработке. Главе семьи, мужчине, трудиться за такую маленькую зарплату, мягко говоря, некомфортно. На моей памяти было не раз, когда мужчины приходили в школу, влюблялись в свою профессию, а затем уходили. Жалели, но куда деваться? У них семья и её надо кормить. Вероятно, есть и вторая причина. Труд педагога требует очень кропотливой ежедневной работы, а кроме того, эмоциональности.
 
Женщине в этом плане легче, так уж она устроена.
 
— Труд свободного учителя-предметника и труд классного руководителя отличаются как небо и земля?
 
— Понятие «воспитатель» включает в себя и понятие «учитель-предметник», и понятие «классный руководитель». Чистый предметник на своих уроках имеет огромную массу возможностей осуществлять и регулировать воспитательный процесс. Но функция учителя, который является ещё и классным руководителем, гораздо шире. У него непочатый край работы. Он и психолог, и блюститель порядка, и судья, и даже в какой-то степени семейный доктор либо пастор. Можно продолжить список профессий, приёмы которых мне приходится применять в своей работе. Скажу коротко: моя профессия — вторая мама.
 
— Тяжело…
 
— Вот именно. Конечно, я бы никогда не состоялась как классный руководитель, если бы не поддержка моих коллег, родителей и детей, разумеется. Главным образом благодаря детям учитель становится настоящим учителем. А у нас в гимназии к тому же сложился интересный коллектив единомышленников, которые умеют стимулировать друг друга. Я считаю, что в любой школе от того, сколько там настоящих педагогов-энтузиастов, зависит всё. В том числе и официальный статус, и просто доброе имя учебного заведения.
 
Директор нашей гимназии Илья Герштейн, на мой взгляд, тонкий психолог и гуманист.
 
Он помогает учителю полнее раскрыть свои возможности и нацеливает на выполнение задачи, которая, на первый взгляд, кажется непреодолимой. Но всё получается — и успех окрыляет, и стимулирует на дальнейшую работу.
 
— Раз у нас зашла речь о коллективе, то скажите, пожалуйста, являетесь ли Вы сторонником воспитания человека через его вовлечение в коллектив? Или лучше воспитывать индивидуалистов?
 
— Подростки всегда были одинаковыми, разве что нынешнее время с его социальными вопросами и обилием информации обострило подростковый максимализм. За внешней, напускной бравадой обычно прячется нежнейшая душа человека, не уверенного в себе, не знающего жизни.
 
Коллектив как средство адаптации к окружающей действительности необходим. Там воспитываются толерантное отношение к другому человеку и умение уживаться с незнакомыми людьми. Человеку, не понимающему чужих интересов и не уважающему их, наверняка в дальнейшем будет непросто. А ведь ни один учитель не пожелает зла своему питомцу, ведь так?
 
Но, с другой стороны, в коллективе часто бывает не принято высовываться и заявлять о своей особой одарённости. В таких условиях человек может и не проявить свои талант и индивидуальные качества. А педагог должен помочь ребёнку раскрыть его дар и природные способности и направить своего питомца на путь развития этого дара.
 
В решении спора о том, что лучше — индивидуализм или коллективизм, моё сердце — в поисках золотой середины. В поисках той самой гармонии и с окружающим миром людей, и с собственной душой.
 
— Человек изначально рождается талантливым? Дети уже появляются на свет архитекторами, врачами или артистами, важно лишь это увидеть и развить?
 
— Однозначного ответа нет. Нельзя сказать, что этот ребёнок родился гениальным математиком, а тот — великим писателем. В каждом ребёнке изначально заложен какой-то дар, но было бы неправильным утверждать, что человеку следует быть по профессии именно тем-то.
 
Можно говорить лишь о направлениях, в которых его одарённость может проявиться.
 
— Вы преподаете литературу. Помогает ли она Вам в жизни и помог ли преподаваемый вами предмет победить в конкурсе?
 
— Очень помог, потому что от конкурсантов требовались владение ораторским искусством и умение выражать свои мысли и облекать их в привлекательную форму. Надо вообще сказать, что в жизни это очень даже не лишнее.
 
Остаётся выразить сожаление, что дети сегодня мало читают и редко берут книгу в руки.
 
Ведь именно книга не только даёт представление о жизни, но и формирует язык человека.
 
Умение говорить помогает сделать карьеру. Значит, книга, в том числе и художественная, — это ключ к успешной жизни.
 
— А Вы сами что читаете?
 
— Моя работа связана с классической литературой, поэтому я читаю и перечитываю классику. С возрастом начинаешь понимать, что хотел сказать писатель, и обращаешь внимание на то, о чём раньше не задумывался. Перечитывать книгу через несколько лет после прочтения бывает очень интересно: в ней ты вдруг открываешь много нового.
 
Люблю Булгакова — «Мастера и Маргариту» и «Собачье сердце». Ещё большая поклонница многих советских писателей, которых в своё время активно печатали в «Новом мире» и «Роман-газете», — Айтматова, Астафьева, Липатова и Распутина…
 
Много хороших прозаиков было в нашей стране.
 
— Ну и напоследок, пожалуй, главный вопрос. Что наиболее важно в воспитании?
 

— Измерить процесс воспитания достаточно сложно. Он не укладывается в рамки всевозможных методик. К тому же этот процесс бесконечный. Но в любой ситуации воспитатель должен реагировать таким образом, чтобы ребёнку в результате было хорошо.

Марк Корюков, "Миасский рабочий"

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

01 декабря 2023 г. :: Технологии

Россия достигла абсолютного рекорда по продажам смартфонов.

В России установлен абсолютный рекорд по продажам смартфонов. C января по ноябрь было реализовано около 27 миллионов аппаратов, что превышает результаты 2020 года. К концу декабря будет продано еще от 2 до 2,5 миллионов устройств. Если эта прогнозная модель оправдается, общий объем продаж в России составит от 33,5 до 34 миллионов смартфонов. В МТС также подтверждают рост продаж смартфонов в 2023 году, достигнувший самых высоких уровней с 2021 года.

30 ноября 2023 г. :: Недвижимость

Покупатели все чаще выбирают жилые комплексы из-за близости инфраструктуры

На рынке недвижимости бизнес-класса клиенты все чаще приобретают жилье из-за близости качественных объектов социальной инфраструктуры — школы или детского сада.

29 ноября 2023 г. :: Недвижимость

В 2023 году в России построят рекордный объем многоквартирного жилья

По итогам 2023 года в России с высокой степенью вероятности будет введено более 51 млн кв. м многоквартирного жилья, что может стать абсолютным рекордом.

10 января 2023 г. :: В мире

RAND: США в случае эскалации могут нанести удар по России для защиты союзников по НАТО

Накануне Рождества корпорация RAND (аналитический центр, обслуживающий американские военные ведомства) выпустила доклад о стратегии эскалации США в противостоянии с Россией.

28 декабря 2022 г. :: Бывший СССР

30 декабря исполняется 100 лет со дня создания нового государства – Союза Советских Социалистических Республик

СССР существовал с 30 декабря 1922 года по 25 декабря 1991 года. Однако мало кому известно, что эта страна продолжала бы существовать и далее, если бы… руководством партии был принят иной проект создания СССР.

29 ноября 2022 г. :: Технологии

Новое слово в электронных технологиях: создан термоэкран

Исследователь Московского университета предложил устройство — термоэкран, который меняет свой цвет под действием тепла.

28 октября 2022 г. :: Наука и образование

Новый способ кодирования информации

Ученые физического факультета МГУ вместе с коллегами из Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН и Национального исследовательского университета МИЭТ придумали способ кодировать информацию по пяти измерениям (5D).

30 сентября 2022 г. :: Политика

В.В. Путин подписал указы о вхождении новых территорий в состав РФ

В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца состоялась церемония подписания договоров о вхождении в РФ Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей.

28 августа 2022 г. :: В мире

Рекордная жара в Европе

Этим летом во многих странах Европы были побиты температурные рекорды. с какими глобальными процессами это связано и как отразится на нашей жизни.

30 июля 2022 г. :: Медицина

В России зафиксировали заражения «кентавром»

В России выявили семь случаев заболевания новым штаммом коронавируса «кентавр», сообщила заместитель директора ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная. По ее словам, эта доля «пока незначительна».

Мнения

28 декабря 2022 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Если бы не Ленин

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости