Школьные реформы: лучше меньше, да лучше

Советская Чувашия, (17:16) 19 ноября 2004 г.

Нынешняя осень для родителей чебоксарских школьников выдалась не очень-то спокойной. С октября в нашу газету пошли звонки от пап и мам учеников 17, 19, 20-й школ… Всех интересовал один и тот же вопрос: правда ли, что их школу собираются реструктурировать, оставляя лишь начальные классы или - только старшие? И не лучше ли сразу перевести своих детей в другую школу?
- Да кому вообще нужна эта реструктуризация? - возмущалась одна из мам. - Работали школы и работают, зачем что-то перестраивать?
Ситуация, надо сказать, знакомая: три года назад под такой же "аккомпанемент" начиналась у нас реструктуризация сельских школ…


Главную цель новшества тогда обозначили так: сельским ребятишкам необходимо дать хорошие знания. В маленьких деревенских школах, где в классах сидело по 7-8 детей, а один учитель вел параллельно и математику, и физику, и географию, достичь этого было просто нереально. Кстати, против хорошего образования для дочек и сыновей никто из родителей не возражал. Тревожило их другое - как будет все организовано. Не выйдут ли из строя школьные автобусы, не помешают ли их движению заснеженные дороги и т. д.? Время оказалось лучшим аргументом. Конечно, отдельные нестыковки поначалу имелись. Но из-за занесенных снегом дорог поездки на уроки ни разу не срывались - трассы для школьных автобусов расчищались регулярно, а на случай поломки машин был создан парк резервных автобусов. Ну а когда следом за программой “Школьный автобус” в глубинке началось строительство новых дорог, а в базовые школы пришла современнейшая компьютерная техника, убеждать уже никого и не надо было: поток жалоб сельчан “на ненужную реструктуризацию” практически иссяк. А в некоторых районах - в Цивильском, Аликовском - родители сами проголосовали за дополнительные школьные перемены. После реструктуризации в их деревнях оставили лишь начальные классы, ребята же постарше каждый день отправлялись в базовую школу на новеньком автобусе. Посмотрев на такую картину, взрослые поставили вопрос: нельзя ли и остальных ребятишек возить вместе со старшеклассниками, пусть и они учатся в хорошей школе.

За минувшие годы реструктуризация затронула в общей сложности 136 сельских школ. Следом за сельской глубинкой настал черед городов: в 2003-2004 годах было преобразовано восемь школ в Чебоксарах, Алатыре и Шумерле. Перестройка проходила по-разному: где-то две школы объединили в одну, где-то вместо прежней средней школы создали основную. Надо сказать, процесс перемен не всегда шел тихо-мирно. В прошлом году, к примеру, после того, как лицей № 3 переселился из 27-й школы в 48-ю, в редакцию обратились возмущенные родители. Сетовали они на хозяйственных “лицеистов”, при переезде забравших с собой немалую долю школьного имущества: лабораторное оборудование, хорошую мебель и даже стенд из вестибюля. В этом году страсти разгорелись вокруг чебоксарской школы № 1, попавшей под неплановую реструктуризацию: школьное здание признали аварийным, а учебу в нем - небезопасной для детей. Шуму по поводу закрытия этой школы было немало. Но потом иные родители даже спасибо чиновникам говорили - благодаря реструктуризации их детям удалось попасть в престижные лицеи.

И все-таки остался вопрос: зачем нужна реструктуризация городским школам? Ведь их ученикам, в отличие от сельских, на дефицит качественного образования жаловаться грех. Но тут есть другие резоны. Во-первых, демография. Специалисты вывели формулу наибольшей эффективности учебного процесса: достигается она, если на одного педагога приходится не менее 15 учеников. А при нынешнем кризисе рождаемости соблюдать эту пропорцию удается не всегда. Во-вторых, из мирового опыта известно: учеба идет лучше, если малыши занимаются отдельно от старшеклассников. Кстати, практика такая существует во многих зарубежных странах - в Германии, в США. Ну и, наконец, сама “география” городских школ тоже на руку реструктуризации. В Чебоксарах, например, две-три школы частенько располагаются в считанных метрах друг от друга, иногда между ними даже и забора нет. И если одна из них станет начальной, а в другой откроют профильные классы для старшеклассников, далеко ездить на учебу ребятам не придется.

Но все эти проекты уже не сегодняшнего, скорее будущего дня: в этом учебном году никаких новых преобразований в чебоксарских школах не предвидится. Слухи о смене статуса иных учебных заведений были скорее всего своеобразным изучением родительского мнения (хотя можно было, наверное, изучить его и в более “мягком” варианте). А точка зрения родителей при реструктуризации обязательно должна учитываться. Равно как и другие факторы: насколько школа загружена, как успешно обучает она своих питомцев и т. д. Перемены ради одних только перемен затеваться у нас не будут.


ПЕРЕМЕНЫ ПО-АВСТРАЛИЙСКИ

Реструктуризация школ и для нашей республики, и для России - дело относительно новое. Но эту идею за границей апробируют достаточно давно. Особенно в Австралии и Канаде - странах, имеющих огромные по площади территории с малой плотностью населения.

В Австралии школьной "перестройкой" занялись еще в начале 20 века. В малонаселенных районах страны пробовали внедрять дистанционные обучения, сельским ребятам давали уроки "кочующие" учителя. В австралийской глубинке создавались также школы одного учителя ("one + teacher school") - своеобразный аналог наших сельских "малокомплекток". Сейчас эти учебные заведения уступают место объединенным школам в городах. Именно в них продолжают учебу дети из сельской местности.

В Канаде в 40-70-х годах прошлого века было проведено укрупнение (консолидация) сельских школ. Необходимость мероприятия местные власти объясняли тем, что крупным школам проще проводить самостоятельную образовательную экономическую политику. Плюс к тому, "консолидировавшись", школы могли экономить на коммунальных и прочих коллективных затратах.

Сейчас в малонаселенных провинциях Канады существует двухступенчатая структура школ. Начальные школы (в виде маленьких "школ в одной комнате") работают в мелких населенных пунктах. Учатся в них ребята до 11-12 лет, а затем переходят в средние школы, расположенные в относительно крупных поселениях.

И еще один любопытный факт. Заграничные эксперты по образованию рассматривают реструктуризацию сети сельских школ как процесс, характерный прежде всего для высокоразвитых стран. Так что хотя бы в этом плане мы смело можем причислить себя к списку преуспевающих государств…


ВСЛЕД ЗА КОМПЬЮТЕРАМИ - КАРТЫ И УЧЕБНИКИ

Программу школьной реструктуризации финансирует не только республика, идет помощь и со стороны. Как известно, 27 сельских базовых школ Чувашии включены в проект “Реформа системы образования”, поддерживаемый Международным банком реконструкции и развития. В рамках проекта в этом году школы уже получили спортинвентарь, оборудование для мастерских, компьютеры, школьные автобусы. В ноябре ожидается новое поступление - всем школам-участницам проекта достанутся комплекты учебно-методических материалов на общую сумму более полутора миллионов рублей. Помимо учебников в них войдут видеофильмы, электронные диски с учебными программами и тестами, а также наглядные пособия - карты, таблицы, диаграммы.

Подборку подготовила Е. Казнина.

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

03 декабря 2017 г. :: Наука и образование

«Русское наследие в современном мире: Россия и её отражение в Британии

Под таким названием в Лондоне прошла 3-я международная научно-практическая конференция.

28 ноября 2017 г. :: Наука и образование

Прошел Европейский форум выпускников российских и советских вузов

Сегодня в Российском центре науки и культуры в Республике Кипр состоялся Европейский форум выпускников советских и российских вузов, организованный Посольством Российской Федерации, Представительством Россотрудничества в Республике Кипр, Кипрской ассоциацией выпускников российских и советских вузов, Всемирной ассоциацией выпускников российских и советских вузов, Обществом дружбы «Кипр-Россия».

27 ноября 2017 г. :: Спорт

Прошёл Международный шахматный турнир «Зимний гамбит 2017»

В Хрустальном зале Российского центра науки и культуры в столице Чехии Праге прошел XI Международный любительский шахматный турнир «Зимний гамбит 2017».

27 ноября 2017 г. :: Культура

В Вене открылась выставка «Союз культур»

В столице Австрии прошло торжественное открытие выставки «Союз культур», подготовленной Русско-австрийским центром искусств.

31 октября 2017 г. :: Культура

Премьера в Бразилии прошла с успехом

Премьера масштабной театральной постановки «Десять дней, которые потрясли мир», подготовленной к 100-летию Октябрьской революции, состоялась в Рио-де-Жанейро.

18 октября 2017 г. :: Культура

Старинная дружба продолжается

Президент Армении Серж Саргсян на днях принял председателя Российского общества дружбы и сотрудничества с Арменией Виктора Кривопускова.

18 октября 2017 г. :: Экономика

Первый кроссовер Skoda начнут собирать в России

На производственных мощностях «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде в начале 2018 года стартует производство полного цикла кроссовера Skoda Kodiaq.

18 сентября 2017 г. :: Политика

Число русскоговорящих в мире снизилось на 50 млн

Об этом заявил Председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.

07 сентября 2017 г. :: Криминал

Из воров в мафиози. От общака к инвестициям в экономику Кубани

На протяжении последних десятилетий в воровском сообществе публично осуждалась клановость как альтернатива воровским понятиям. Однако по факту все объективные предпосылки и решения лидеров преступного мира лишь приближали переход к западному варианту – когда криминальные сообщества выстраиваются в вертикально структурированные крупные организации.

04 сентября 2017 г. :: Бывший СССР

Памяти первой атомной бомбы посвящается

Русский музей фотографии в Нижнем Новгороде представил историко-фотографический проект, посвященный испытанию первой отечественной атомной бомбы на Семипалатинском полигоне в 1949 году.

Мнения

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты":
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости

12 февраля 2015 г.
Сергей Лавров

Сергей Лавров,
Министр иностранных дел России:
Переговоры идут лучше чем супер

15 марта 2014 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Темна украинская ночь или Пять отличий Бандер-Логов от фашистов

06 мая 2013 г.
Георгий Бовт

Георгий Бовт,
Политолог:
Не пишите новые законы - соблюдайте старые инструкции!

20 марта 2013 г.
Наталия Геворкян

Наталия Геворкян,
специальный корреспондент ИД "КоммерсантЪ":
Поцелуй для гомофобов

26 июля 2012 г.
Антон Орехъ

Антон Орехъ,
журналист "Эха Москвы":
Луку не пустили на Темзу