Сигналы с Тау Кита

Лига-пресс, (12:04) 08 апреля 2010 г.

Сигналы с Тау Кита

(к 50-летию начала попыток найти иные цивилизации в космосе)

Именно эти два далеких созвездия — Кита и Эридана — были избраны в качестве наиболее перспективных, где могла быть разумная жизнь и развитая цивилизация. Более того, не просто созвездия, а конкретные звезды — Тау Кита и Эпсилон Эридана.

На них 8 апреля 1960 года, то есть ровно 50 лет назад, астроном Фрэнк Дрейк и направил свой огромный радиотелескоп диаметром в 26 метров. С помощью его он пытался принять сигналы предполагаемых развитых цивилизаций от этих далеких звезд на волне 21 сантиметр. Произошло это в американской радиоастрономической обсерватории Грин-Бэнкс во время осуществления проекта OZMA.

К тому времени Дрейк составил весьма оптимистичную формулу, предложив рассматривать числа, характеризующие совокупность вероятностей — существование планет у звезды, подходящих условий для возникновения жизни, появления самой разумной жизни, возникновения высокоразвитой цивилизации и, естественно, готовности этой цивилизации вступить в контакт. Согласно ей только в нашей Галактике не менее 200 высокоразвитых цивилизаций.

Сейчас о ней и его программе мало кто знает и лишь любители великого русского барда Высоцкого по-прежнему с удовольствием слушают две его песни, где это событие осталось увековеченным, причем дважды.

В припеве «Песни космических негодяев» упомянута звезда Эпсилон: «От Земли до Беты — восемь дён, Ну, а до планеты Эпсилон — не считаем мы, чтоб не сойти с ума…». Что же касается второй, то ей и вовсе посвящена отдельная песня, которая так и называется: «В далеком созвездии Тау Кита». В ней он, кстати, успел сообщить немало сведений об этой предполагаемой цивилизации: «У таукитов В алфавите слов — Немного, и строй — буржуазный, И юмор у них — безобразный…» Что же до научно-технического развития, то тут они ушли далеко вперед, овладев телепортацией: «…тут с ними нельзя состязаться: То явятся, то растворятся». Да еще вдобавок и процесс размножения по инициативе женского пола у них происходит совершенно отлично от нашего: «…Не хочем с мужчинами знаться, — А будем теперь почковаться».

Однако в отличие от оптимистических прогнозов поэта все попытки Дрейка не дали ни малейших результатов. В конечном итоге все закончилось сокрушительным фиаско. Правда сам Дрейк не отчаивался и спустя 14 лет стал соавтором (совместно с Карлом Саганом и др.) первого в мире послания для внеземных цивилизаций — «Pioneer Plaque». Две идентичные пластинки из анодированного алюминия были отправлены с бортов космических аппаратов «Пионер-10» (запущен 2 марта 1972) и «Пионер-11» (запущен 5 апреля 1973).

А в 1974 году с мощного телескопа в Аресибо (Пуэрто-Рико, телескоп работает и поныне) послали во Вселенную мощный кодированный радиосигнал, направленный в сторону созвездия Геркулеса в Шаровом звездном скоплении № 13. Дрейк высчитал, что именно среди многочисленных светил этого скопления могут иметься звезды с планетами, подходящими для образования внепланетных цивилизаций. Обратного сигнала Земля не получила, но и не могла получить, поскольку только в одну сторону свет движется 24 тысячи лет.

Одно время к поискам был потерян интерес в научном мире, который вновь возрос после 1995 года, когда было сделано выдающееся открытие — швейцарский астроном Мишель Майор и его аспирант Дидье Квелотц обнаружили первую планету у другой звезды, 51 Пегаса. Стало ясно, что планеты — такие же обыденные и распространенные небесные объекты, как звезды и галактики.

Уже через четыре года после этого события было подготовлено второе послание. На сей раз отправили его три раза и все три — из Евпатории, то есть с непосредственным участием нашей страны. После этого разнообразные по форме и по содержанию послания отправлялись неоднократно, причем только из Евпатории. Так, в августе 2001 года к 6-ти звездам солнечного типа в процессе реализации проекта «Детское послание 2001» трижды были посланы сонограммы трех 40-секундных фрагментов музыкальных произведений: Бетховен, Финал 9-й Симфонии; Сен-Санс, Лебедь; Гершвин, Summertime, исполненных на терменвоксе. Эти произведения были включены в 1-й Терменвокс-концерт для Других цивилизаций, переданный из Евпатории.

Словом, поиск братьев по разуму продолжается, вот только, увы, безуспешный. А о начале поисков напоминают песни знаменитого барда…

Валерий МИЛЕНИН.

Мы помним

Владимиру Высоцкому сегодня исполнилось бы 70. Русский музыкант советского периода, актер, поэт, прозаик для нескольких поколения россиян он прежде всего Глеб Жеглов и Дон Гуан.

Мы помним

Сегодня, 25 января, исполняется 69 лет со дня рождения актера, певца и поэта Владимира Высоцкого.

Во Владивостоке пройдет концерт, посвященный памяти Высоцкого

29 июня во Владивостоке в Пушкинском театре Дальневосточного государственного технического университета ждут поклонников творчества Владимира Высоцкого.

20 июня 2019 г. :: В мире

Обнаружена самая дорогая картина в мире

Картину «Спаситель мира» Леонардо да Винчи, проданную в 2017 году за 450 млн долларов неизвестному покупателю, обнаружили на яхте Serene принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана.

03 июня 2019 г. :: Общество

Жители потребовали школу вместо храма

Жители поселка Рудного в Чкаловском районе Екатеринбурга обратились с письмом к уральским бизнесменам Андрею Козицыну и Игорю Алтушкину, являющихся основными учредителями Фонда Святой Екатерины, с просьбой построить вместо храма святой Екатерины школу.

02 июня 2019 г. :: Политика

Наконец-то разобрались

Подписав соглашение об ассоциации с ЕС, Киев согласился на заведомо невыгодные условия, которые губят украинскую экономику. Такое заявление сделал бывший министр экономики Украины Виктор Суслов.

29 мая 2019 г. :: Культура

Колокольный звон возвестит о начале лета

В поселке Алексеевское Московской области 1 и 2 июня состоится XVII фестиваль колокольного звона «Алексеевские перезвоны 2019». В этом году он пройдет под темой «Покров и щит Руси святой»

25 мая 2019 г. :: В мире

Тереза Мэй объявила об отставке

Премьер-министр Великобритании 7 июня покинет пост лидера Консервативной партии Великобритании и главы кабинета министров.

24 мая 2019 г. :: Медицина

Эксперты обсудили методы борьбы с аллергией

Круглый стол с участием депутатов Государственной Думы Российской федерации, ведущих аллергологов и микробиологов, а также представителей фармацевтических компаний прошел в пресс-центре Издательского дома «Аргументы и факты».

24 мая 2019 г. :: Общество

Краснодарская активистка Галина Сильман избивала свою мать

Общественница из Краснодара Галина Сильман входит в комиссию по вопросам ЖКХ и развитию городской среды, а также комиссию по экологии Совета при губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека.

29 апреля 2019 г. :: Культура

В Петербурге состоялось награждение победителей театрального фестиваля для детей

На сцене театра «Зазеркалье» в Петербурге состоялась церемония вручения премий победителям XVI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин».

10 апреля 2019 г. :: Медицина

Из чёрных муравьёв-древоточцев выделен новый штамм актинобактерий

Межфакультетская коллаборация учёных МГУ при участии специалистов Сколковского института науки и технологий выделила из муравьёв новый штамм актинобактерий, вырабатывающий вещество с антибиотическим действием.

04 апреля 2019 г. :: Наука и образование

Создан новый магнитный материал с заданной структурой и необычными свойствами

Сотрудники кафедры неорганической химии МГУ совместно со своими коллегами из США, Германии и Эстонии синтезировали и изучили новый магнитоактивный материал.