Сигналы с Тау Кита

Лига-пресс, (12:04) 08 апреля 2010 г.

Сигналы с Тау Кита

(к 50-летию начала попыток найти иные цивилизации в космосе)

Именно эти два далеких созвездия — Кита и Эридана — были избраны в качестве наиболее перспективных, где могла быть разумная жизнь и развитая цивилизация. Более того, не просто созвездия, а конкретные звезды — Тау Кита и Эпсилон Эридана.

На них 8 апреля 1960 года, то есть ровно 50 лет назад, астроном Фрэнк Дрейк и направил свой огромный радиотелескоп диаметром в 26 метров. С помощью его он пытался принять сигналы предполагаемых развитых цивилизаций от этих далеких звезд на волне 21 сантиметр. Произошло это в американской радиоастрономической обсерватории Грин-Бэнкс во время осуществления проекта OZMA.

К тому времени Дрейк составил весьма оптимистичную формулу, предложив рассматривать числа, характеризующие совокупность вероятностей — существование планет у звезды, подходящих условий для возникновения жизни, появления самой разумной жизни, возникновения высокоразвитой цивилизации и, естественно, готовности этой цивилизации вступить в контакт. Согласно ей только в нашей Галактике не менее 200 высокоразвитых цивилизаций.

Сейчас о ней и его программе мало кто знает и лишь любители великого русского барда Высоцкого по-прежнему с удовольствием слушают две его песни, где это событие осталось увековеченным, причем дважды.

В припеве «Песни космических негодяев» упомянута звезда Эпсилон: «От Земли до Беты — восемь дён, Ну, а до планеты Эпсилон — не считаем мы, чтоб не сойти с ума…». Что же касается второй, то ей и вовсе посвящена отдельная песня, которая так и называется: «В далеком созвездии Тау Кита». В ней он, кстати, успел сообщить немало сведений об этой предполагаемой цивилизации: «У таукитов В алфавите слов — Немного, и строй — буржуазный, И юмор у них — безобразный…» Что же до научно-технического развития, то тут они ушли далеко вперед, овладев телепортацией: «…тут с ними нельзя состязаться: То явятся, то растворятся». Да еще вдобавок и процесс размножения по инициативе женского пола у них происходит совершенно отлично от нашего: «…Не хочем с мужчинами знаться, — А будем теперь почковаться».

Однако в отличие от оптимистических прогнозов поэта все попытки Дрейка не дали ни малейших результатов. В конечном итоге все закончилось сокрушительным фиаско. Правда сам Дрейк не отчаивался и спустя 14 лет стал соавтором (совместно с Карлом Саганом и др.) первого в мире послания для внеземных цивилизаций — «Pioneer Plaque». Две идентичные пластинки из анодированного алюминия были отправлены с бортов космических аппаратов «Пионер-10» (запущен 2 марта 1972) и «Пионер-11» (запущен 5 апреля 1973).

А в 1974 году с мощного телескопа в Аресибо (Пуэрто-Рико, телескоп работает и поныне) послали во Вселенную мощный кодированный радиосигнал, направленный в сторону созвездия Геркулеса в Шаровом звездном скоплении № 13. Дрейк высчитал, что именно среди многочисленных светил этого скопления могут иметься звезды с планетами, подходящими для образования внепланетных цивилизаций. Обратного сигнала Земля не получила, но и не могла получить, поскольку только в одну сторону свет движется 24 тысячи лет.

Одно время к поискам был потерян интерес в научном мире, который вновь возрос после 1995 года, когда было сделано выдающееся открытие — швейцарский астроном Мишель Майор и его аспирант Дидье Квелотц обнаружили первую планету у другой звезды, 51 Пегаса. Стало ясно, что планеты — такие же обыденные и распространенные небесные объекты, как звезды и галактики.

Уже через четыре года после этого события было подготовлено второе послание. На сей раз отправили его три раза и все три — из Евпатории, то есть с непосредственным участием нашей страны. После этого разнообразные по форме и по содержанию послания отправлялись неоднократно, причем только из Евпатории. Так, в августе 2001 года к 6-ти звездам солнечного типа в процессе реализации проекта «Детское послание 2001» трижды были посланы сонограммы трех 40-секундных фрагментов музыкальных произведений: Бетховен, Финал 9-й Симфонии; Сен-Санс, Лебедь; Гершвин, Summertime, исполненных на терменвоксе. Эти произведения были включены в 1-й Терменвокс-концерт для Других цивилизаций, переданный из Евпатории.

Словом, поиск братьев по разуму продолжается, вот только, увы, безуспешный. А о начале поисков напоминают песни знаменитого барда…

Валерий МИЛЕНИН.

Мы помним

Владимиру Высоцкому сегодня исполнилось бы 70. Русский музыкант советского периода, актер, поэт, прозаик для нескольких поколения россиян он прежде всего Глеб Жеглов и Дон Гуан.

Мы помним

Сегодня, 25 января, исполняется 69 лет со дня рождения актера, певца и поэта Владимира Высоцкого.

Во Владивостоке пройдет концерт, посвященный памяти Высоцкого

29 июня во Владивостоке в Пушкинском театре Дальневосточного государственного технического университета ждут поклонников творчества Владимира Высоцкого.

11 марта 2019 г. :: Медицина

Сотрудничество в области регенеративной медицины

Нижегородские и американские медики договорились о сотрудничестве в области регенеративной медицины.

05 марта 2019 г. :: Экономика

Нижегородская область привлекла 7,4 миллиарда рублей инвестиций

За счет сотрудничества с Фондом развития промышленности (ФРП) Нижегородская область сумела привлечь 7,42 миллиарда рублей инвестиций.

01 марта 2019 г. :: Культура

В Нижегородской области отреставрировали рекордное число объектов культурного наследия

По итогам прошедшего года в Нижегородской области отреставрировали 100 объектов культурного наследия и еще 50 внесли в реестр, что стало рекордом для региона, сообщил губернатор Глеб Никитин.

27 февраля 2019 г. :: Экономика

Нижегородская область заняла 11 место в РФ по объему несырьевого экспорта

В 2018 году объем несырьевого неэнергетического экспорта Нижегородской области превысил 4 миллиарда долларов, что вывело регион на 11 место по этому показателю в РФ и первое место в ПФО.

25 февраля 2019 г. :: Экологический дозор

Прошло первое заседание рабочей группы Госсовета по экологии

Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин провел первое заседание рабочей группы Государственного совета России по направлению «Экология и природные ресурсы».

25 февраля 2019 г. :: Наука и образование

ННГУ получит субсидию на повышение международной конкурентоспособности

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского вошел в число российских вузов, которые в 2019 году получат федеральные субсидии в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров

20 февраля 2019 г. :: Экономика

Полёт на Ямал

О мощнейших ледоколах, самой большой «сгущенке» и -35°C

12 января 2019 г. :: Криминал

Нижегородское УФАС обнаружило признаки сговора

Признаки сговора обнаружены Нижегородским УФАС между МКУ «Главное Управление по капитальному строительству города Нижнего Новгорода» («ГлавУКС») и 15 организациями и одним частным предпринимателем.

05 января 2019 г. :: Культура

Фестиваль абхазской культуры «Анакопия» прошел в Нижнем Новгороде.

Ярким новогодним подарком для жителей города стал фестиваль абхазской культуры «Анакопия», прошедший в ДК «Ритм» при поддержке генерального директора Арзамасского приборостроительного завода Олега Лавричева.

04 января 2019 г. :: Медицина

Нижегородские хирурги за год выполнили тысячу операций на сердце

В Нижнем Новгороде с начала года в специализированной кардиохирургической клинической больнице провели тысячу операций с искусственным кровообращением.