Чёрные дыры быстрее галактик

Лига-пресс, (17:52) 11 февраля 2009 г.

Сверхмассивные чёрные дыры в центрах галактик, образовавшихся в первые 1-2 миллиарда лет после Большого взрыва, росли быстрее окружающих их центральных областей галактики.

Не исключено, что именно чёрные дыры были затравочным механизмом, спровоцировавшим образование первых звёздных систем, хотя доказательства этому пока весьма скудны.

По словам Криса Карилли из американской Национальной радиоастрономической обсерватории, представившего пленарный доклад на 213-м съезде Американского астрономического общества, «похоже, что первыми были чёрные дыры». По данным международной команды астрономов из США, Германии и Австралии, центральные чёрные дыры ранних галактик были более массивными, чем чёрные дыры в центрах таких же галактик в наших окрестностях.

Прежде по наблюдениям галактик в наших космических окрестностях был установлен эмпирический закон, согласно которому масса центральной чёрной дыры примерно равна 0,1% от массы сфероидальной составляющей в распределении звёзд и газа в галактике.

Речь идёт о полных массах эллиптических и массах балджей (центральных «вздутий») спиральных галактик. Хотя масса чёрной дыры составляет очень небольшую часть массы балджа, это соотношение удивительным и пока необъяснимым образом выполняется для галактик самых разнообразных масс и в широком диапазоне возраста.

Возникает ощущение, что сверхмассивная чёрная дыра и центральные области галактик каким-то образом контролируют рост друг друга, однако механизм этой связи, несмотря на достаточное количество гипотез на этот счёт, остаётся неустановленным.

Карилли и его коллеги с помощью радиотелескопов определили массу газа и звёзд в окрестностях нескольких квазаров на краю наблюдаемой Вселенной, которые мы наблюдаем такими, какими они были от 0,85 до 1,6 миллиарда лет с момента возникновения нашего мира. Массу чёрной дыры учёные определяли разными методами, и во всех случаях она оказалась в несколько раз, а то и на порядок больше, чем предсказывается местным законом. Иначе говоря, галактики росли медленнее, чем их центральные чёрные дыры.

По мнению Карилли, это может указывать на разрешение классической задачи внегалактической астрономии – что появилось раньше, курица или яйцо, чёрные дыры или сами галактики. Вместе с тем, следует понимать, что эти результаты основаны на изучениях всего трёх галактик, результаты которых были опубликованы в последнее время.

Когда объектов так мало, очень трудно учитывать эффекты наблюдаемой селекции – ведь не исключено, что мы изучаем эти три галактики лишь потому, что их активные ядра проще заметить благодаря высокой массе центральной чёрной дыры. Пополнение выборки, как это часто бывает, может изменить результат – даже на противоположный.

22 марта 2019 г. :: Медицина

Химики МГУ «соединили» мирамистин с наноалмазами

Сотрудники химического факультета МГУ исследовали способность лекарственных препаратов адсорбироваться на поверхности наноалмазов на примере известного антисептика мирамистина.

11 марта 2019 г. :: Медицина

Сотрудничество в области регенеративной медицины

Нижегородские и американские медики договорились о сотрудничестве в области регенеративной медицины.

05 марта 2019 г. :: Экономика

Нижегородская область привлекла 7,4 миллиарда рублей инвестиций

За счет сотрудничества с Фондом развития промышленности (ФРП) Нижегородская область сумела привлечь 7,42 миллиарда рублей инвестиций.

01 марта 2019 г. :: Культура

В Нижегородской области отреставрировали рекордное число объектов культурного наследия

По итогам прошедшего года в Нижегородской области отреставрировали 100 объектов культурного наследия и еще 50 внесли в реестр, что стало рекордом для региона, сообщил губернатор Глеб Никитин.

27 февраля 2019 г. :: Экономика

Нижегородская область заняла 11 место в РФ по объему несырьевого экспорта

В 2018 году объем несырьевого неэнергетического экспорта Нижегородской области превысил 4 миллиарда долларов, что вывело регион на 11 место по этому показателю в РФ и первое место в ПФО.

25 февраля 2019 г. :: Экологический дозор

Прошло первое заседание рабочей группы Госсовета по экологии

Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин провел первое заседание рабочей группы Государственного совета России по направлению «Экология и природные ресурсы».

25 февраля 2019 г. :: Наука и образование

ННГУ получит субсидию на повышение международной конкурентоспособности

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского вошел в число российских вузов, которые в 2019 году получат федеральные субсидии в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров

20 февраля 2019 г. :: Экономика

Полёт на Ямал

О мощнейших ледоколах, самой большой «сгущенке» и -35°C

12 января 2019 г. :: Криминал

Нижегородское УФАС обнаружило признаки сговора

Признаки сговора обнаружены Нижегородским УФАС между МКУ «Главное Управление по капитальному строительству города Нижнего Новгорода» («ГлавУКС») и 15 организациями и одним частным предпринимателем.

05 января 2019 г. :: Культура

Фестиваль абхазской культуры «Анакопия» прошел в Нижнем Новгороде.

Ярким новогодним подарком для жителей города стал фестиваль абхазской культуры «Анакопия», прошедший в ДК «Ритм» при поддержке генерального директора Арзамасского приборостроительного завода Олега Лавричева.