Открыты пылевые диски у солнцеподобных звезд

Лига-пресс, (21:35) 08 февраля 2006 г.

Открыты пылевые диски у солнцеподобных звезд
Существование подобных дисков обнаружено давно по избытку инфракрасного излучения в спектре звезды. Однако непосредственно увидеть диски сложно, поскольку они значительно уступают по яркости самой звезде.
Тем не менее с этой проблемой тоже удалось справиться, и астрономы уже получили целый ряд изображений околозвездных дисков. Но большинство из них находятся у совсем молодых звезд (моложе 10 млн лет), у которых еще сохраняется протопланетный диск, в котором идет формирование планет. Со временем большая часть вещества таких дисков собирается в планеты, а остатки выметаются из внутренних областей звездным ветром. Поэтому у более зрелых звезд плотность пыли в дисках значительно снижается, и обнаружить такие диски намного труднее.
До последнего времени непосредственно наблюдались только 6 пылевых дисков у зрелых звезд. Но все эти звезды были значительно крупнее и горячее Солнца. Звезды HD 53143 и HD 139664 стали первыми солнцеподобными звездами, у которых удалось сфотографировать пылевые диски.
Обе звезды находятся на расстоянии около 18 парсек. Обнаружить у них диски удалось благодаря наблюдениям на телескопе Хаббла. Если добавить два вновь обнаруженных диска к уже известным дискам у немолодых звезд и включить в рассмотрение Солнечную систему, мы получим список из 9 систем, в которых можно непосредственно наблюдать характеристики пылевого диска.
Уже есть первые попытки классифицировать подобные пылевые диски, разделив их на две категории — узкие и широкие. Узких дисков известно четыре. Они представляют собой кольца шириной 20-30 а.е. с резкими краями. Остальные системы обладают широкими дисками, у которых снаружи кольцо плавно сходит на нет, а его ширина может составлять 50 а.е. и более.
Область внутри кольца в обоих случаях свободна от пыли благодаря планетам и излучению звезды. А вот причины, определяющие различия внешних краев пылевых дисков, еще предстоит выяснить. Одно из возможных объяснений возникновения резкой границы у пылевого диска — влияние второй компоненты двойной звездной системы. Однако пока обнаружить вторую компоненту ни у одной звезды с узким диском не удалось. Кстати, Солнечная система, по-видимому, тоже обладает узким резко ограниченным пылевым диском в районе пояса Койпера, но пока не обнаружено признаков того, что Солнце входит в состав двойной системы.
Открытые диски интересны еще и тем, что планетные системы, которые они окружают, могут подходить для развития жизни. Все ранее наблюдавшиеся диски находятся у массивных горячих звезд, которые не проживут более миллиарда лет. Звезды HD 53143 и HD 139664 будут светить гораздо больше. Если вблизи них есть планеты, на что указывает свободная от пыли центральная область диска, то у них в запасе будет достаточно времени для развития сложных форм жизни.
                                                                                                Алена МАСЛОВА

29 января 2021 г. :: Медицина

Пневмонию вычислит искусственный интеллект

В Москве запущен КТ-калькулятор – новый сервис для лечения больных коронавирусом.

26 декабря 2020 г. :: Оружие

Заказ выполнен в срок

«Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» – филиал корпорации «МиГ» – завершил контракт на капитальный ремонт и модернизацию партии истребителей-перехватчиков МиГ-31.

29 ноября 2020 г. :: Медицина

Учёные МГУ создали базу данных веществ, подавляющих белковый синтез

Учёные из МГУ под руководством Сергея Дмитриева издали «Краткий справочник по низкомолекулярным ингибиторам эукариотической трансляции». Вещества-ингибиторы способны подавлять биосинтез белка, поэтому они имеют большое значение для борьбы с раком, вирусными и бактериальными инфекциями.

22 октября 2020 г. :: Масс-медиа

Журналы факультета журналистики МГУ включены в базу данных Scopus

Научные журналы "Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика" и World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies, издаваемые факультетом журналистики МГУ, включены в международную библиографическую и реферативную базу данных Scopus.

29 сентября 2020 г. :: Медицина

Новый шаг в борьбе с раком

Сотрудникам химического факультета и факультета фундаментальной медицины МГУ, а также Сколтеха и Казанского (Приволжского) федерального университета удалось проследить эволюцию белка-мишени для противораковых препаратов.

28 августа 2020 г. :: Наука и образование

В Минпросвещения отказались переносить начало учебного года

Так в ведомстве прокомментировали предложение депутата Госдумы Василия Власова о переносе начала школьных занятий, чтобы не спровоцировать вспышку коронавируса.

26 августа 2020 г. :: Спорт

Черчесов не вызвал Соболева в сборную России из-за конфликта с Дзюбой

Главный тренер сборной России Станислав Черчесов объявил состав на сентябрьские матчи Лиги Наций, и в заявке не оказалось игроков, которых многие ждали. Но самое интересное, что там не оказалась нападающего "Спартака" Александра Соболева.

26 августа 2020 г. :: В мире

Юлию Тимошенко подключили к аппарату ИВЛ

Как сообщила пресс-секретарь политика Марина Сорока, состояние Тимошенко остается тяжелым.

22 июля 2020 г. :: Недвижимость

На Севере России вырос спрос на землю

На российском Севере увеличилась востребованность земли под частные дома.

19 июля 2020 г. :: Медицина

Обнаружен характерный признак коронавируса

Ученые из Франции обнаружили характерный признак у пациентов с осложнениями, вызванными коронавирусом.