"Детям Розенталя" вынесен вотум недоверия

Лига-пресс, (10:44) 23 марта 2005 г.

             Депутаты Госдумы, посмотрев репетицию «Детей Розенталя», решили уволить руководство Большого театра, предварительно проверив главную сцену страны при помощи аудиторов Счётной палаты.

Депутатов Госдумы пригласили посмотреть «Детей Розенталя» на генеральную репетицию. Начало было запланировано на 11 часов. На площади у фонтана рядом с проходом к новой сцене зрителей встречали активисты «Идущих вместе». Им и прохожим активисты раздавали листовки с «избранным» из Владимира Сорокина. Подростки признались, что сами оперу не смотрели и о содержании либретто Сорокина к музыке композитора Леонида Десятникова ничего не знают. Признались, что стоят, чтобы показать отношение к писателю, которому «не место в Большом».

У входа «Идущие» выставили гигантские плакаты: «До премьеры калоеда и порнографа В. Сорокина остался день». Депутаты все вместе прошли мимо «Идущих вместе».

Как выяснилось в зале, на генеральный прогон оперы пришли только четверо депутатов. Изначально Думе были выделены 40 пригласительных билетов. Как признавались сами депутаты, многие народные избранники отдали свои пригласительные родственникам. От комитета по культуре инспектировать новое искусство пришли депутаты Ирина Савельева («Родина»), Александр Фоменко («Родина») и Елена Драпеко (независимый депутат). Вместе с другим высоким гостем, председателем Cоюза кинематографистов Никитой Михалковым держался другой депутат, зампред комитета по информационной политике Павел Пожигайло («Единая Россия»).

Депутаты продержались недолго. Уже в перерыве между действиями, не дожидаясь финала, они вышли к прессе и сказали, что постановка провалена. Артисты плохо поют, музыканты плохо играют, текст неважный и вообще слишком много ударных инструментов.

Как призналась депутат Ирина Савельева, ей не понравилось в опере всё: постановка и либретто Сорокина, которое, как призналась она, «уже наизусть, наверное, выучила». Не понравились ей голоса поющих и музыка. «- Собственно музыки я не слышу. Некие громкие, схематические ударные инструменты, которые пытаются взять какую-то тему, но у них не получается. У нас есть молодёжные театры и экспериментальные сцены. Но это не для сцены Большого театра», – уверенно заявила Савельева.

Второе действие усугубило отвращение депутата Савельевой. Дело в том, что в этой части оперы на сцене появляются проститутки.

«- Я не понимаю, зачем на сцене Большого хор проституток? И меня никто не убедит, что это хорошо, гениально и талантливо», – объявила Савельева (в начале второго действия главные герои – композиторы Мусоргский, Вагнер, Верди, Чайковский и Моцарт – на площади Казанского вокзала ведут разговор с проститутками и бомжами). На вопрос, как же можно обойти реальность, Савельева не ответила. Она считает, что наличие проституток «не отражение времени, а отсутствие вкуса у руководства Большого театра и вызов всем людям».

В опере депутат Савельева отчётливо увидела тайное влияние Запада на Анатолия Иксанова, директора Большого, который сознательно разрешает к постановке вражескую «русофобскую» оперу: «- Посмотрите, как вписался этот Сорокин в это так сказать западное искусство. Ему там премии дают. Вот так же они (представители западной культуры) любят Сорокина на сцене, так же любят Закаева. Вдумайтесь: главное, что хотели показать, что всё гениальное, что здесь рождается, в этой пьяной, бедной и поганой стране, всё умирает. Руководство эту мысль понимает и сознательно ставит это.

Это же русофобия откровенная».

Когда депутат «Родины» говорила про смерть, имелось в виду, очевидно, следующее. В предпоследней сцене композиторов отравляет ядом брошенный проституткой Таней сутенёр, от которого она ушла к Моцарту. В живых остается только сам Моцарт, у которого, как считает Сорокин, из прошлой жизни остался иммунитет к крысиному яду.

Актриса Елена Драпеко была более осторожна в оценках. В перерыве она вообще ничего не говорила, а после окончания поделилась своим мнением. «- Я когда шла сюда, очень боялась: вдруг мы (депутаты Госдумы) ретрограды и консерваторы, убиваем ростки молодого искусства. Вдруг это Горький во МХАТе. Его тоже в 20-е годы не принимали», – высказалась Драпеко. «- Теперь боязнь прошла, я успокоилась. Поняла, что эту вещь в Большом театре смотреть не стоит», – подытожила Драпеко.

«- Руководство Большого надо снимать. Директор нанял такого музыкального руководителя и хормейстера, что они просто не справились», – ругался коллега Драпеко по комитету Александр Фоменко. В заключение гневных речей депутаты объявили, что направят запрос в Счётную палату о проверке правильности использования Большим театром денег налогоплательщиков.

Постановка и содержание либретто не понравились и Никите Михалкову. Он назвал оперу «провинциальной самодеятельностью». «- Что касается музыки Леонида Десятникова, есть очень хорошие куски. А вот драматургии, на мой взгляд, просто нет. За внешней эффектной фабулой – клонированием гениев музыки Верди, Мусоргского, Чайковского и Вагнера – нет глубинной идеи. Не хочу оценивать творчество Владимира Сорокина. Я бы просто посоветовал Сорокину читать свои сочинения своим детям», – отметил председатель Союза кинематографистов.

Руководители театра и всей российской культуры депутатской критики не испугались. Глава федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, выйдя после просмотра из главной ложи вместе с Анатолием Иксановым, предложил отдать оперу на суд зрителям. «- Во-первых, великолепная музыка. Во-вторых, произведение социальное: речь идет о сложных отношениях художника и государства. И если депутатам кажется, что этого не существует и не существовало, непонятно тогда, в какой стране они живут. Те же герои присутствуют и в «Кармен», «Мадам Батерфляй» и «Леди Макбет Мценского уезда», – вспомнил бывший министр культуры. – Я не поклонник современной оперы, мне тоже больше нравится Верди, но судить о художественной составляющей должны не депутаты, а зритель. Мне всё это напоминает постановление ВКП (б) и ЦК КПСС по поводу опер Шостаковича, мне кажется, что люди забыли, как мучительно мы прощаемся со своим прошлым». Иксанов об угрозах своей отставки отзывается спокойно. «- Мне не страшно. Это их право – требовать. Видимо, депутаты не очень образованы, если они считают, что в Большом должна ставиться только классика. Такого не будет».

            «Газета.Ru»

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

20 января 2018 г. :: Спорт

А к золоту прилагается путевка

Блестящих успехов добились на проходящем первенстве России по самбо среди юниоров и юниорок до 23 лет рязанские самбисты.

09 января 2018 г. :: Медицина

Основой нового метода борьбы с онкологией будет рентгеновское излучение

Новосибирские ученые института ядерной физики СО РАН трудятся над созданием нового способа лечения раковых опухолей методом микропучковой рентгеновской терапии и добавлением в кровь наночастиц и кислорода.

04 января 2018 г. :: Экономика

VW ведет переговоры о покупке доли в российском автопроме

Немецкий автопроизводитель Volkswagen ( VOWG_p.DE ) ведет переговоры о покупке доли в ГАЗ ( GAZA.MM ), российском производителе легких коммерческих автомобилей (LCV).

30 декабря 2017 г. :: Культура

Директор «Арсенала» признана одной из самых влиятельных фигур в российском искусстве

Директор Волго-Вятского филиала государственного центра современного искусства «Арсенал» Анна Гор вошла в рейтинг самых влиятельных фигур в российском искусстве. В ТОП-50 она заняла 13 место.

28 декабря 2017 г. :: Общество

Рухнул «президентский теремок»

На совете при президенте по культуре и искусству Владимиру Путину рассказали о печальной судьбе Дома Смирнова, находящегося в Нижнем Новгороде. Он разрушился сразу после его реставрации.

03 декабря 2017 г. :: Наука и образование

«Русское наследие в современном мире: Россия и её отражение в Британии

Под таким названием в Лондоне прошла 3-я международная научно-практическая конференция.

28 ноября 2017 г. :: Наука и образование

Прошел Европейский форум выпускников российских и советских вузов

Сегодня в Российском центре науки и культуры в Республике Кипр состоялся Европейский форум выпускников советских и российских вузов, организованный Посольством Российской Федерации, Представительством Россотрудничества в Республике Кипр, Кипрской ассоциацией выпускников российских и советских вузов, Всемирной ассоциацией выпускников российских и советских вузов, Обществом дружбы «Кипр-Россия».

27 ноября 2017 г. :: Спорт

Прошёл Международный шахматный турнир «Зимний гамбит 2017»

В Хрустальном зале Российского центра науки и культуры в столице Чехии Праге прошел XI Международный любительский шахматный турнир «Зимний гамбит 2017».

27 ноября 2017 г. :: Культура

В Вене открылась выставка «Союз культур»

В столице Австрии прошло торжественное открытие выставки «Союз культур», подготовленной Русско-австрийским центром искусств.

31 октября 2017 г. :: Культура

Премьера в Бразилии прошла с успехом

Премьера масштабной театральной постановки «Десять дней, которые потрясли мир», подготовленной к 100-летию Октябрьской революции, состоялась в Рио-де-Жанейро.

Мнения

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты":
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости

12 февраля 2015 г.
Сергей Лавров

Сергей Лавров,
Министр иностранных дел России:
Переговоры идут лучше чем супер

15 марта 2014 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Темна украинская ночь или Пять отличий Бандер-Логов от фашистов

06 мая 2013 г.
Георгий Бовт

Георгий Бовт,
Политолог:
Не пишите новые законы - соблюдайте старые инструкции!

20 марта 2013 г.
Наталия Геворкян

Наталия Геворкян,
специальный корреспондент ИД "КоммерсантЪ":
Поцелуй для гомофобов

26 июля 2012 г.
Антон Орехъ

Антон Орехъ,
журналист "Эха Москвы":
Луку не пустили на Темзу