Сильному государству - сильное образование

Советская Чувашия, (16:50) 28 августа 2006 г.

Уважаемые коллеги!

Наш педагогический форум касается всех жителей Чувашии, тем более что в архитектуре социально-экономических отношений образование все увереннее занимает лидирующее место. К тому же сегодняшний форум является своеобразным рубежом (если не этапом, то вехой) в нашей многолетней деятельности по превращению образования в фактор динамичного экономического и социального развития Чувашии. Именно такая задача ставилась мною более десятка лет назад, когда стартовала стратегически важная республиканская программа «Новая школа».

Поставленная в приоритетном национальном проекте цель — обеспечение доступности качественного образования — для нас не новелла, это суть нашей образовательной политики. Скажу прямо и ответственно, опыт малоизвестной, неконкурентной в прошлом Чувашии не только в области образования, но и большинстве других направлений социальной сферы сегодня широко востребован в России: будь то офисы семейного врача, модельные библиотеки, социокультурные центры, информационно­коммуникационные технологии и электронное правительство, достижение максимальной прозрачности и эффективности финансовой системы, опыт жилищного строительства и газификации, показатели по охране материнства и детства и другое.

Постулат «богатство зависит не от ископаемых, а от управления» для нас — формула жизни. Потому и участвовали в масштабных и амбициозных по новизне международных и федеральных образовательных проектах, строили оптимальную образовательную сеть, внедряли программу «Школьный автобус», закупали в школы современные компьютеры и электронные программные средства, учреждали премии и стипендии для одаренных учащихся, студентов, молодежи, вводили гранты для педагогических работников и образовательных учреждений и многое другое. И это правильно. Это — наивыгоднейшие для страны инвестиции.

«После хлеба самое важное для народа — школа» — под этими известными словами подписались бы, наверное, все те, кто действительно заботится о будущем и своей семьи, и своей страны. Появление национального проекта как раз и свидетельствует о кардинальном усилении социальной ориентации российской политики, понимании исторической миссии образования, которая точно передается формулой «От просвещенной России — к процветающей России».

Это здорово, что в системе образования есть флагманы, «звездочки», они делают главное — мотивируют учителей и учеников к творчеству, прокладывают путь к новым вершинам. Несомненно, что таких школ у нас значительно больше, чем сегодняшних победителей. Более того, хочется думать, что уже создана «критическая масса» инновационных школ и творческих учителей. Термин из курса физики я применил не случайно. Хороших школ действительно уже немало, и общество вправе ожидать, что их опыт обеспечит «прорывное инновационное» развитие Чувашии. И в этой логике 53 школы­грантополучатели — не просто победители, а носители определенной миссии, которая одновременно и почетна, и сложна, и ответственна. Но главное — не получение денег. Куда важнее другое: превратить опыт лидеров в массовую практику. Школа­победительница может и должна стать современным образовательным методическим центром, транслятором передовых технологий. И это уже — забота руководителей.

Конечно же, для движения вперед необходимы дальнейшие изменения в управлении, содержании образования и новая система оплаты труда. Она должна находиться в прямой зависимости от качества, эффективности и результативности труда. Вопрос этот чрезвычайно важен, и хотя заработная плата учителя увеличилась в течение последних полутора лет в среднем на 35 процентов и составляла на 1 июня т. г. 4675 рублей, конечно же, она все еще мала. Мною дано поручение правительству разработать и внедрить механизм поэтапного повышения зарплаты учителей с учетом критериев, названных выше.

И очень важно, на мой взгляд, участие в оценке качества работы педагогов общественных организаций, что как раз соответствует принципам национального проекта. Мы видим, что сегодня профессиональные сообщества, родители, лидеры бизнеса, государство объединяются вокруг образовательных целей. Участие в конкурсном отборе Республиканского союза попечителей образования и еще 7 республиканских организаций показало, что они разделяют ответственность за использование государственных средств и, следовательно, за результативность проекта. Времена, когда образование само оценивало свою деятельность, уходят в прошлое.

Следующим этапом должно стать объединение школ­победителей и учителей­победителей в общественные формирования, способные вести, подчеркиваю, конструктивный и продуктивный диалог с обществом, властью, бизнесом. Тогда и сумеем обеспечить реальное государственно­общественное управление образованием, образно говоря, достроить так и не построенную Вавилонскую башню.

Годы напряженной работы убедительно свидетельствуют: ни одна новация сама по себе не приведет к качественному изменению ситуации в целом. Путь только один — решать образовательные задачи комплексно, в совокупности с иными социально­экономическими проблемами, как это было, например, с реструктуризацией сети школ. Она дала существенный импульс для проявления педагогических и социальных эффектов внутри самого образования. Так, к примеру, создание кустовых базовых школ и появившиеся в связи с этим возможности получения качественного образования для детей из малочисленных школ в сочетании с единым госэкзаменом, созданием профильных классов заметно увеличили возможности выпускников школ для поступления в вузы. Если сегодня в целом в вузы поступает 65% выпускников школ, а по селу — 50, то до начала ЕГЭ и реструктуризации поступали всего 45, а по селу — 33% выпускников.

Пять лет назад мы как раз и рассчитывали на такие улучшения. Но, должен признать, что они оказались даже выше наших ожиданий. Принятые меры существенно повысили возможности для поступления в вузы и позволили оценить реальное состояние знаний учащихся, качество работы учителей и назначить адекватное «лечение» проблем образования. А это уже вызвало появление совершенно другого образовательного менеджмента. Эффективность управления состояла и в том, что были вложены значительные инвестиции в ресурсные центры (прекрасные лаборатории, модельные библиотеки, компьютерные классы), они уже дают результаты. И очень неплохие. Так, среди 27 сельских школ, получивших гранты Президента России и Чувашии, 82 процента составляют именно эти школы. Это убедительно свидетельствует, что грамотно инвестировать образование чрезвычайно выгодно, и мы будем продолжать эту политику.

Значительную выгоду получила в результате реструктуризации и система дошкольного образования, главная задача которого — выравнивание стартовых возможностей дошкольников. За прошедшие годы, расширяя основную сеть и внедряя более динамичные формы обучения, охват детей дошкольным образованием увеличили до 67 процентов, а шестилеток — до 82 процентов. Неплохо. В условиях повышенного внимания федерального руководства к вопросу демографического развития мы должны и дальше активно работать по созданию условий для получения каждой семьей доступного дошкольного образования. Именно такую задачу и ставит Президент России. Особый акцент в связи с этим делаю на необходимости усиления ответственности муниципалитетов. Предстоит восстанавливать мощности учреждений, а где­то — и строить новые. У всех будет свой путь, но инновационные решения нужно искать каждому. Все эти меры в сочетании с повышением размера пособий по уходу за ребенком должны помочь улучшить демографическую ситуацию и позволят малышам лучше подготовиться к обучению в школе.

Очевидны и внешние эффекты реструктуризации, которая дала мощный импульс развитию всей общественной инфраструктуры. Программа «Школьный автобус» вызвала необходимость строительства новых дорог, а дороги — это новые автобусные маршруты, которые, в свою очередь, привели в село современные социальные услуги, малый бизнес и, наконец, другой уровень культуры! Создавая для сельских ребятишек качественные условия, максимально приближая их к городским, делали шаг за шагом, каждый из которых требовал все более ответственных решений.

Сегодня школьный автобус, казалось бы, напрямую не связанный с информатизацией, подтолкнул нас к созданию единой системы диспетчерской службы. Плюсы ее очевидны: это и обратная связь со школами, и оптимальные маршруты движения автобусов, и замена их в случае поломки и многое другое.

Возвращаясь к необходимости комплексных изменений, напомню, что Президент России поставил задачу перехода в 2006 году всех образовательных учреждений на нормативное бюджетное финансирование, считая это одним из главных системных условий преобразования сети и развития конкурентности, мотивации педагогов к созданию школ высокой эффективности. В нашей республике норматив в школьном образовании введен еще с 2001 года, с этого года ввели в дошкольном и начальном профессиональном образовании. Что изменилось в результате этого? Школы стали экономически самостоятельнее, научились формировать и исполнять бюджет. За счет экономии средств и привлечения других источников расширяется диапазон образовательных услуг, стимулируется работа педагогов, имеющих высокие результаты деятельности. Этим созданы предпосылки к формированию здоровой конкуренции образовательных учреждений там, где это реально. Чем больше привлечет школа учеников, тем больше у нее денег. Плохо работать становится невыгодно. Так на деле реализуется принцип «следования денег за учеником».

К сожалению, понимание важности внедрения нового экономического механизма пришло не ко всем руководителям. Как видно из доклада министра, пока не меняется ситуация в лучшую сторону в Порецком, Алатырском, Шемуршинском, Канашском, Урмар-ском, Козловском районах, городе Шумерля, где финансовую самостоятельность имеют от 7 до 17 процентов учреждений, а в Яльчикском, Красночетайском районах — ни одно учреждение! Что это — низкий уровень профессионализма или отсутствие должного контроля со стороны глав администраций?

Хотя напрямую национальный проект не определяет ответственности регионов в вопросах развития профессионального образования, несомненно, что без принятия кардинальных мер в этой сфере невозможно решить задачи конкурентоспособности страны. Уровень профессионального образования — это исходная, отправная точка прогресса и экономического благополучия населения. В последние годы на развитие учебной и материальной базы, внедрение инновационных технологий и обучение кадров были привлечены значительные инвестиции. Открыт ряд новых специальностей по перспективным направлениям развития экономики, вдвое возросли объемы научных исследований, проводимых учеными республики. В результате реструктуризации сети учреждений профессионального образования существенно увеличилась целевая подготовка кадров для бизнеса, интеграция разных ступеней профессионального образования, что повысило закрепляемость выпускников на производстве. Сегодня более 600 предприятий республики сотрудничает с учреждениями профессионального образования в области подготовки кадров. За последние три года количество выпускников, состоящих на учете в службах занятости, уменьшилось в 1,5 раза.

Однако коренной модернизации отрасли в целом пока не произошло. Качество профессионального образования и структура выпуска квалифицированных рабочих и специалистов расходятся с текущими и перспективными потребностями экономики. Хотя хорошие примеры есть, один из них — договор с акционерной компанией «Транснефть». Такое сотрудничество позволит нам выйти на еще более эффективную модель партнерства, адекватную современным реалиям и ориентированную на долгосрочную перспективу. Думаю, бизнес­структуры должны быть заинтересованы в развитии сотрудничества на основе принципов рынка.

Нам также нужна принципиально новая система оценки качества профессионального образования, причем с опорой на критерии, предъявляемые рынком труда. Для продолжения системных изменений в сфере подготовки кадров нашему Министерству образования и молодежной политики совместно с Федеральным агентством по образованию необходимо ускорить создание образовательных комплексов. Интеграция разных ступеней профессионального образования позволит в короткие сроки заметно усилить рыночную эффективность каждого выпускника — рабочего, специалиста.

По прошествии лет видно, что многие направления нашей деятельности были бы обречены на провал, не будь настойчивости в последовательном внедрении информационных технологий. В последние годы в основном решены проблемы насыщения учреждений образования компьютерным оборудованием, подключения их к Интернету. (Хотя скорость связи зачастую нас не устраивает, но в соответствии с решением Президента России, которое состоялось в феврале по моему докладу как руководителя рабочей группы президиума Госсовета Российской Федерации, уже к концу года для подавляющего большинства школ эта проблема будет решена, а для оставшихся — в следующем году. Причем подключение к сети Интернет будет по постоянному соединению со скоростью передачи не менее 128 Кбит/сек с предоставлением бесплатного трафика сроком на 2 года.) Сайты, электронная почта позволяют школам и педагогам находиться не только в общероссийском, но и мировом информационном пространстве. Теперь нужно переходить на другой уровень. Эффективным решением мы видим внедрение мультисервисной информационно­образовательной среды (МИОС), основными компонентами которой станут беспроводные компьютерные классы, интерактивные доски и другое специализированное суперсовременное оборудование. Это дорогостоящий, амбициозный проект, который требует объединения финансовых потоков всех уровней и высочайшей ответственности органов местного самоуправления, коренного изменения службы методического сопровождения педагогической деятельности. И все же решающим фактором реализации проекта должны стать так называемые «сетевые учителя» (таковыми хотелось бы видеть лидеров, получивших премию), готовые работать в режиме on­line сразу с несколькими классами, школами. Тогда у каждого ученика будет возможность обучаться у лучших учителей не только республики, но всей страны и даже мира. Конечно, это в разы увеличивает трудоемкость работы педагога. Но вы же должны помнить великого Льва Толстого, который говорил, что в обучении учителю должно быть трудно, а ученику интересно. Только такие меры помогут решить застарелую проблему образования — обеспечение высокопрофессиональными педагогами маленьких сельских школ.

Достичь существенного прорыва в экономике страны, материальном благополучии граждан без значительного изменения ментальности, роста духовной просвещенности — невозможно! Не случайно 2006 год был объявлен мною Годом духовного просвещения.

Введение в рамках национального проекта дополнительного вознаграждения классным руководителям подтверждает востребованность государством важнейшей функции школы — воспитания. Вознаграждение — это не добавка к зарплате, не подарок, а стимул и материально обоснованное требование к тому, чтобы классные наставники вместе с родителями формировали в детях стремление к истинно духовным ценностям. Т.е. задача проекта — повышение уровня воспитывающего влияния школы на молодежь. При этом классный руководитель должен быть центральной фигурой, организатором всей воспитательной работы, которую ведет педагогический коллектив школы. На основе этого «стержня» и нужно выстраивать обновленную систему работы с детьми. Вместе с тем нельзя забывать, что институт классного руководства не снимает ответственности за воспитание и с других участников образовательного процесса.

Хочется верить, что материальное стимулирование за классное руководство в конечном итоге материализуется в хорошие поступки детей, станет меньше бродяжничества, сломанных судеб, хулиганства, социального сиротства. В республике немало хороших примеров решения этих вопросов. Используя уже имеющийся опыт, предстоит еще активнее развивать семейные формы устройства детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это — ответственность и первейшая обязанность органов местного самоуправления.

Что делает жизнь человека основательной, стабильной?

Жилье, хорошо оплачиваемая работа, крепкое здоровье, возможность дать детям хорошее образование. Именно такие критерии предусматривают 4 национальных проекта, объявленные в России год назад. Их комплексная реализация — необходимое условие улучшения жизни каждого человека, а значит, и благосостояния России. Наш синергетический подход к решению образовательных проблем (да и не только образовательных!) позволяет создать условия для обеспечения современного содержания образования, доступности качественных образовательных услуг. Это дает нам возможность участия еще в одном федеральном конкурсе регионов, осуществляющих комплексную модернизацию образования, который будет объявлен уже в сентябре этого года.

Хорошо, что национальный проект начинает ориентироваться на стимулирование тех регионов, которые интенсивно работали в предыдущие годы и достигли эффективных результатов. Конечно, без поддержки федеральных органов управления образования, без опоры на органы местного самоуправления республики успехи были невозможны. Но нельзя останавливаться на достигнутом, нужен постоянный поиск новых, еще более эффективных путей развития. Сильному государству нужно сильное образование. Задача каждого педагога — стремиться и соответствовать этому уровню. Я бы сказал более строго и ответственно, что это — наша с вами конституционная обязанность!

Уважаемые коллеги, дорогие мои соотечественники! Все, о чем мы сегодня говорили, — чрезвычайно важно и для нас, и для детей, и для общества. Но мы не выполним нашу миссию и наши мечты не осуществятся, если все сказанное не будет базироваться на самом главном — на любви, любви настоящей и деятельной, которая подтверждается каждодневным трудом. Только такая любовь, помноженная на знания и вдохновенный труд, принесет тот результат, о котором мечтают достойные граждане нашей Чувашии, нашей России!

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

18 сентября 2017 г. :: Политика

Число русскоговорящих в мире снизилось на 50 млн

Об этом заявил Председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.

07 сентября 2017 г. :: Криминал

Из воров в мафиози. От общака к инвестициям в экономику Кубани

На протяжении последних десятилетий в воровском сообществе публично осуждалась клановость как альтернатива воровским понятиям. Однако по факту все объективные предпосылки и решения лидеров преступного мира лишь приближали переход к западному варианту – когда криминальные сообщества выстраиваются в вертикально структурированные крупные организации.

04 сентября 2017 г. :: Бывший СССР

Памяти первой атомной бомбы посвящается

Русский музей фотографии в Нижнем Новгороде представил историко-фотографический проект, посвященный испытанию первой отечественной атомной бомбы на Семипалатинском полигоне в 1949 году.

02 сентября 2017 г. :: Экологический дозор

Более двух тысяч проб воды взято из нижегородских водоемов за лето

Более двух тысяч исследований проб воды из нижегородских водоемов провели специалисты Роспотребнадзора за летний сезон в 2017 году. Об этом сообщила пресс-служба ведомства.

30 августа 2017 г. :: Культура

Битва средневековых воинов состоялась в Нижнем Новгороде

Сражение произошло на на территории музея деревянного зодчества «Щелоковский хутор», в рамках состоявшегося там Фестивале клубов исторической реконструкции эпохи средневековья «Приволжский штандарт».

29 августа 2017 г. :: Происшествия

Гонщик из Омска на полном ходу врезался в судей

В Нижнем Новгороде на третьем этапе чемпионата России по дрэг-рейсингу 55-летний гонщик из Омска Андрей Муленко за рулём Chevrolet Corvette Custom Turbo врезался в ассистентов судей.

29 августа 2017 г. :: Общество

Строители метро «Стрелка» в Нижнем Новгороде объявили забастовку

Рабочие, выполняющие строительные работы на станции метро «Стрелка» в Нижнем Новгороде, заявили, что «ООО «Нижегородское «Строительное управление – 620» систематически задерживают им выплату заработной платы и объявили забастовку.

31 июля 2017 г. :: Спорт

Начат отбор уличных артистов для участия в чемпионате мира по футболу

В Нижнем Новгороде начинается набор уличных артистов к Чемпионату мира по футболу – 2018.

30 июля 2017 г. :: Культура

Бесплатный интернет-кинотеатр начал работу в центре Нижнего Новгорода

На площади Маркина начал работу интернет-кинотеатр. Нижегородцы и гости города смогут бесплатно посмотреть фильмы разных жанров.

28 июля 2017 г. :: Общество

Новые автобусы пришли в Нижний Новгород

Автобусный парк Нижнего Новгорода пополнился сотней новейших «ЛиАЗов» Ликинского завода.

Мнения

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты":
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости

12 февраля 2015 г.
Сергей Лавров

Сергей Лавров,
Министр иностранных дел России:
Переговоры идут лучше чем супер

15 марта 2014 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Темна украинская ночь или Пять отличий Бандер-Логов от фашистов

06 мая 2013 г.
Георгий Бовт

Георгий Бовт,
Политолог:
Не пишите новые законы - соблюдайте старые инструкции!

20 марта 2013 г.
Наталия Геворкян

Наталия Геворкян,
специальный корреспондент ИД "КоммерсантЪ":
Поцелуй для гомофобов

26 июля 2012 г.
Антон Орехъ

Антон Орехъ,
журналист "Эха Москвы":
Луку не пустили на Темзу