Отчим перестройки

Лига-пресс, (13:22) 22 апреля 2005 г.

Отчим перестройки

              Егор Лигачёв: “- Хорошо бы мы с вами жили, если бы не эти предатели! “
Завтра исполнится 20 лет со дня легендарного Апрельского пленума. Именно в тот день первой ласточкой, а точнее, грозовым облаком на вроде бы чистом политическом небосклоне советской империи стало заявление Горбачёва о готовящихся преобразованиях.
Рассказать о тех событиях мы попросили бывшего члена Политбюро Егора Лигачёва. Оказывается, за 15 лет тогдашние властители планировали добиться таких результатов, которых не смогли и за все 70...
Откуда взялась перестройка?
По некоторым данным, перестройка была личной импровизацией Горбачёва.
Впервые он выпалил этот лозунг ошеломлённому партийному активу Ленинграда в мае 1985 года. Перестраиваться, мол, надо всем — от министра до рабочего: “- Предстоит большая перестройка умов. Кто не настроен перестраиваться, должен уйти с дороги, не мешать”.
Егор Кузьмич назначил встречу в нашей редакции: “- Мне так удобнее. Объясните, как к вам добраться. Метро 1905 года, а дальше?” — “- А вы на метро ездите?” — удивленно спросила я у некогда второго человека в государстве. “- Да, — засмеялся Егор Кузьмич. — У меня нет машины с водителем”.
Если это и было ролью, то ролью, в которую некогда всесильный политик вжился всерьёз. Ленинская скромность в быту, вероятно, противопоставлялась манерам “компрадорской буржуазии”.
Едва переступив порог, Лигачёв крепким рукопожатием поздоровался с каждым охранником и со всеми, кто его узнавал. А, завидев в нашем кафе сервированный для чаепития стол, Егор Кузьмич сурово заметил: “- Зачем еда? Мы ещё не поработали...”
...Март 85-го. Вечером на даче Лигачёва раздался телефонный звонок. Сообщили о смерти Черненко. Для Лигачёва это не стало неожиданностью. Он навещал Константина Устиновича в кунцевской больнице и знал, что конец близок. Вроде бы первым после Черненко считался Гришин. Однако Лигачёв понимал: у Гришина нет поддержки в Политбюро, место генсека ему не светит.
— Только у Горбачёва были шансы стать генеральным секретарём — вспоминает Егор Кузьмич. — Он был способный и деятельный. Общительный. Здоровый. Другого такого просто не было. Я это понимал и активно помогал его избранию. Считаю, я был прав. По крайней мере, тогда.
После ночного совещания членов Политбюро в Ореховой комнате Кремля домой Егору Кузьмичу позвонил Громыко. Лигачёв попросил коллегу: “- Андрей Андреевич, предложи завтра кандидатуру Горбачёва”. После этого Лигачёв связался с Горбачёвым и рассказал о договоренности между ним и Громыко. Михаил Сергеевич, молча выслушав, подытожил: “- Спасибо, Егор, за эту весть. Давай будем действовать”.
На следующее утро, за пять часов до заседания Политбюро, Егор Кузьмич провёл “разъяснительные беседы” и с другими членами ЦК. Подробности бесед остаются тайной, но, судя по результату, можно догадаться, о чём шла речь.
Спустя сутки после кончины Черненко генсеком избрали Михаила Сергеевича.
— Конечно, мы ждали от Горбачёва перемен. Но вот что Советский Союз развалится, конечно, я и предположить не мог! — возмущается Лигачёв.
— Егор Кузьмич, любой империи суждено и родиться, и умереть. Даже советской.
— Категорически не согласен с этой теорией. Возьмём для примера империю Александра Македонского, Австро-Венгерскую и колонистическую Британскую. Эти империи построены на насилии. Ну, скажите: где в Советском Союзе было насилие?
— А миллионы репрессированных?
— Да я ж сам из семьи репрессированных! Моего тестя в 37-м арестовали и расстреляли. А на моего отца, который был всю жизнь батраком, написали донос, что он кулак, и исключили из партии. И из такой семьи я сумел подняться.
— Почему же люди с таким воодушевлением приняли перестройку?
— Да уж, глотнули воздуха свободы!.. Перестройка была целью жизнеобеспечения для людей. Были у нас ошибки. Зря с диссидентами боролись, напрасно западное радио глушили и за границу не выпускали тоже зря. Хотя, вы знаете, сейчас кричат некоторые: Сахаров был ссыльный. Так он в Нижнем Новгороде жил, а я-то — в Сибири. Если нас сравнивать, то я намного ссыльней был, чем он! А заграница... Да пусть бы ехали куда хотели! Сейчас зато наездились и насмотрелись. И кому от этого хорошо? А ведь замышляли перестройку совсем по-другому, иначе все должно было пойти...
Ровно месяц спустя после назначения генерального секретаря прошёл приснопамятный Апрельский пленум.
— Всё началось при Андропове, — утверждает Егор Кузьмич. — Юрий Владимирович однажды сказал: “- Мы должны разобраться, что же мы построили”.
Начали разбираться. Специально созданная группа, в которую входили Горбачёв, я и Рыжков, анализировала экономику страны. Пришли к выводу: если не предпринять особых мер, то страна попадёт в глубокий кризис. Но ещё при Брежневе мы поняли: Советский Союз отстаёт от Запада в сфере технического прогресса. Представляете, больше 15 лет планировалось совещание по данному вопросу. Но в конце каждого пленума Брежнев заявлял: “- Товарищи, на следующем пленуме мы займёмся вопросами технического прогресса”. Вот путём такого откладывания и загнали страну в тупик.
— А что происходило между Апрельским пленумом и легендарным XXVII съездом?
— Формировалась концепция перестройки. Главным было сохранить советскую систему. Мы понимали: если хотим двигаться, должны идти по пути социализма.
Реформировать экономику и улучшить материальную жизнь людей. На эти цели были выделены гигантские средства.
“Перестройку я делю на два этапа. С 1985-го по 1988-й и с 88-го по 90-й. В первый период растёт авторитет партии, население питает большие надежды на перестройку.
Если в среднем до перестройки промышленность развивалась темпами 3% в год, то в этот период — 4—5%. Раньше сельское хозяйство росло на процент в год, с 85-го — 3,5%. Ежегодно сдавали 128 миллионов квадратных метров жилья, что ровно на 15% больше, чем в предыдущие годы.
И вот с 88-го года спад. Во всех сферах”.
Из книги Е. Лигачёва “Предостережение”.
— Егор Кузьмич, почему же не удержали страну?
— Вот это вопрос из вопросов. Мне кажется, когда Горбачев столкнулся с трудностями в 88-м, в 89-м, он не мог уже принимать жёсткие решения. Не смог проявить характер и политическую волю. Но есть ещё один немаловажный фактор: он сам хотел иметь частную собственность. С ним заодно были и Яковлев, и Медведев. Кстати, Горбачев до сих пор не осознает своей вины перед страной.
— Один Горбачёв во всем виноват?
— Мы имеем дело с политическим перерождением отдельных членов Политбюро.
Но понять, почему это с ними произошло, до сих пор не могу. Мне кажется, богатства они захотели. Посмотрите на тех, кто был тогда во власти: Горбачёв, Назарбаев, Каримов, Ниязов и Алиев... Все они сейчас, как я говорю, или долларовые миллионеры, или рублёвые миллиардеры. Все они предатели. А уж о Ельцине я и не говорю.
— Говорят, именно вы и Ельцину дали карт-бланш?
— Я всегда против того, когда человека мажут одной краской. Вот как дело было.
Однажды мне позвонил Юрий Владимирович Андропов. “- Егор Кузьмич, — говорит, — мне здесь рекомендуют Ельцина на работу. Вы не могли бы съездить в Свердловск, посмотреть на него?” Я отправился туда. Пять дней мы провели вместе, и вот что хочу сказать: я почувствовал — его уважают. В рюмку он тогда не заглядывал, пять дней вытерпел. (Смеётся.) В результате его взяли в ЦК заведующим отделом.
— Когда же “Борис стал не прав”?
— Тогда, когда он стал работать первым секретарём Московского горкома партии.
Не был я согласен с его демагогией. Представляете, по телевизору начали показывать сюжеты: Ельцин в аптеку заходит, на трамвае едет. Всё же им подстроено.
Заранее. Сплошная демагогия! На XIX партконференции я ему всё и высказал. Но кроме уже крылатой фразы “Борис, ты не прав!” я же ему ещё кое-что сказал, правда, об этом почему-то все забыли. “- Борис, — сказал я, — ты обладаешь энергией, но твоя энергия не созидательная, а разрушительная”. К сожалению, я не ошибся.
Однажды, уже, будучи кандидатом в члены Политбюро, Борис Николаевич обратился к своим коллегам по Политбюро: “- До меня был Гришин. А ведь он был не кандидатом в члены Политбюро, а членом Политбюро. Не пора ли и меня избирать?”
Ельцин ушёл, а Лигачев заявил тогда коллегам: “- Вы можете его избрать, но сразу же ищите для меня новое место! Я категорически против его кандидатуры”. Позиция Егора Кузьмича в Политбюро была неоспорима.
— Мне не совсем удобно об этом говорить, — рассуждает Егор Кузьмич. — Но наши пути с Горбачёвым разошлись ещё и потому, что он понимал: ко мне в партии прислушиваются, я пользуюсь авторитетом. Наверное, я стал бы для него конкурентом.
— Кто предложил ввести свободные, договорные цены, дать “добро” на создание кооперативов?
— На тот момент Политбюро разделилось на два оппозиционных крыла. Одно — Слюньков, Лигачёв, Зайков и Рыжков. Другое — Медведев, Яковлев и Горбачёв. Помню, когда обсуждалось введение свободных договорных цен, какая же жаркая дискуссия разгорелась между нами! Мы предполагали реализацию продукции по договорным ценам проводить постепенно. Наши оппоненты настаивали на том, чтобы сразу.
И что получилось в результате? Прибыль производители бросали на зарплату. У людей выросли доходы, и они смели с полок магазинов всё — полное расстройство потребительского рынка. Именно это и привело к митингам и недовольству!
В 88-м в Союзе ввели талоны на сахар. Яиц отпускали не больше двух десятков в руки, норма масла не превышала 250 граммов. У магазинов выстраивались многометровые очереди за товарами первой необходимости. Между тем кризис власти вышел на завершающую стадию. К тому времени прозванный консерватором номер один Лигачёв окончательно отдалился от отца перестройки Горбачёва.
— То, что наши пути разошлись, я понял задолго до того момента, когда меня уже вывели из руководства, — вспоминает Лигачёв. — Но два случая в наших отношениях были особенно показательными. Рассказываю. Однажды следователи при Генеральной прокуратуре Тельман Гдлян и Николай Иванов объявили по телевидению на всю страну: нити коррупции тянутся в Кремль, — и среди некоторых фамилий назвали и мою. На следующий день члены Политбюро собрались во “Внуково-2” провожать Горбачёва в Китай. Такая уж была традиция — провожать генсеков. Во время этих проводов иногда решали довольно серьёзные проблемы. Я поехал туда с тревожным чувством: поверит ли Михаил Сергеевич в мою честность? А он что же? Взял меня под руку и сказал: “- Слышал, слышал. Ну что же, это нужно пережить”. И всё. Понимаете? Всё!
— А второй случай?
— После того как в “Советской России” был опубликован манифест Нины Андреевой “Не могу поступиться принципами” — она писала в защиту коммунизма и партии, — поползли слухи: дескать, материал опубликован с подачи Лигачёва. Я ведь тогда яростно защищал те же самые идеи. Мало того, в редакции “Советской России” провели обыски, искали мои письменные резолюции. Разумеется, ничего не нашли.
Потому что я был ни при чём. И во время этой заварухи Горбачёв меня не поддержал...
— С Ельциным вам после отставки довелось встретиться?
— Где-то в 94—95-м, когда я жил совсем тяжко, мне позвонили из его управления и сказали: “- Егор Кузьмич, Ельцину стало известно, что вы получаете нищенскую пенсию”. А я получал тогда пенсию, как и все. “Не могли бы вы написать письмо Борису Николаевичу? И он вам выпишет президентскую”. Я ответил: “- Пока я жив, такое письмо ему не напишу никогда”.
P.S. Егор Кузьмич надел плащ, взял коричневый портфель и направился к выходу.
Вдруг остановился и мечтательно так сказал:
— Знаете, в ту пору был разработан план перестройки до 2000 года. Если бы не эти предатели, как бы нам с вами хорошо жилось! Улучшилось бы качество продукции, продовольствия, мы обеспечили бы страну всем необходимым, каждой семье выделили бы жильё.
— Хотите сказать, что за 15 лет вам бы удалось сделать то, что не смогли за 70?
— Конечно. И я в этом не сомневаюсь. Только если бы не предатели...

Кто кем был 20 лет назад
Президент Владимир Путин — майор, студент Краснознаменного института КГБ им. Андропова.
Премьер Михаил Фрадков — замначальника Главного управления поставок ГКЭС СССР.
Спикер Госдумы Борис Грызлов — сотрудник производственного объединения “Электронприбор”.
Министр обороны Сергей Иванов — сотрудник резидентуры КГБ за границей.
Замглавы администрации Президента Владислав Сурков — заканчивал срочную службу в армии.
Первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска — сотрудник отдела кадров “Союзпечати”.
Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов — инструктор отдела пропаганды ЦК КПСС.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский — старший юрисконсульт в издательстве “Мир”.
Глава “Родины” Дмитрий Рогозин — студент международного отделения факультета журналистики МГУ.
Михаил Ходорковский — студент МХТИ им. Д. Менделеева, зам. секретаря комитета ВЛКСМ института.
Борис Березовский — старший научный сотрудник Института проблем управления Академии наук.

"Московский комсомолец"

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

01 декабря 2023 г. :: Технологии

Россия достигла абсолютного рекорда по продажам смартфонов.

В России установлен абсолютный рекорд по продажам смартфонов. C января по ноябрь было реализовано около 27 миллионов аппаратов, что превышает результаты 2020 года. К концу декабря будет продано еще от 2 до 2,5 миллионов устройств. Если эта прогнозная модель оправдается, общий объем продаж в России составит от 33,5 до 34 миллионов смартфонов. В МТС также подтверждают рост продаж смартфонов в 2023 году, достигнувший самых высоких уровней с 2021 года.

30 ноября 2023 г. :: Недвижимость

Покупатели все чаще выбирают жилые комплексы из-за близости инфраструктуры

На рынке недвижимости бизнес-класса клиенты все чаще приобретают жилье из-за близости качественных объектов социальной инфраструктуры — школы или детского сада.

29 ноября 2023 г. :: Недвижимость

В 2023 году в России построят рекордный объем многоквартирного жилья

По итогам 2023 года в России с высокой степенью вероятности будет введено более 51 млн кв. м многоквартирного жилья, что может стать абсолютным рекордом.

10 января 2023 г. :: В мире

RAND: США в случае эскалации могут нанести удар по России для защиты союзников по НАТО

Накануне Рождества корпорация RAND (аналитический центр, обслуживающий американские военные ведомства) выпустила доклад о стратегии эскалации США в противостоянии с Россией.

28 декабря 2022 г. :: Бывший СССР

30 декабря исполняется 100 лет со дня создания нового государства – Союза Советских Социалистических Республик

СССР существовал с 30 декабря 1922 года по 25 декабря 1991 года. Однако мало кому известно, что эта страна продолжала бы существовать и далее, если бы… руководством партии был принят иной проект создания СССР.

29 ноября 2022 г. :: Технологии

Новое слово в электронных технологиях: создан термоэкран

Исследователь Московского университета предложил устройство — термоэкран, который меняет свой цвет под действием тепла.

28 октября 2022 г. :: Наука и образование

Новый способ кодирования информации

Ученые физического факультета МГУ вместе с коллегами из Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН и Национального исследовательского университета МИЭТ придумали способ кодировать информацию по пяти измерениям (5D).

30 сентября 2022 г. :: Политика

В.В. Путин подписал указы о вхождении новых территорий в состав РФ

В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца состоялась церемония подписания договоров о вхождении в РФ Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей.

28 августа 2022 г. :: В мире

Рекордная жара в Европе

Этим летом во многих странах Европы были побиты температурные рекорды. с какими глобальными процессами это связано и как отразится на нашей жизни.

30 июля 2022 г. :: Медицина

В России зафиксировали заражения «кентавром»

В России выявили семь случаев заболевания новым штаммом коронавируса «кентавр», сообщила заместитель директора ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная. По ее словам, эта доля «пока незначительна».

Мнения

28 декабря 2022 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Если бы не Ленин

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости