Дорога на концессию

Лига-пресс, (10:54) 07 октября 2004 г.

Дорога на концессию

 

            Сегодня правительство обсуждает вопросы финансирования развития транспортной инфраструктуры России. Денег у государства в обрез, а потому к делу планируется подключить бизнес. Но отдавать инфраструктуру в частные руки не хочется, поэтому правительство намерено применить механизм концессий.

 

            С докладом выступает министр транспорта Игорь Левитин. По его оценке, транспортная сфера сегодня испытывает явный недостаток в финансировании.

            В минтрансе посчитали, что для достижения целей транспортной стратегии России необходимо привлечение в инфраструктурные проекты (железные дороги, транспортные терминалы, порты, аэропорты и мосты) не менее 600 млрд. рублей ежегодно. Тем не менее, в течение 2005-2008 годов на эти цели будут направлены всего полтриллиона рублей.

            К чему ведет нехватка средств у государства, известно – их займут у бизнеса. Об этом и заявил на последнем совещании у президента Владимира Путина премьер-министр Михаил Фрадков. Он признал, что по крупным инфраструктурным проектам в сфере транспорта «очень остро встают вопросы источников финансирования». «- Мы рассматриваем вопрос о возможностях использования частного и государственного партнёрства в развитии транспортной инфраструктуры», – заявил премьер. В частности, этот вопрос обсуждался на последнем Совете по конкурентоспособности и предпринимательстве РФ.

            Фрадков в ходе совета выразил желание, «чтобы предприниматели стали партнёрами в решении государственных задач». Причем особо упирал на участие иностранцев в инфраструктурных проектах.

            Это желание, похоже, разделяет весь кабинет министров. В последние годы в России наблюдается инвестиционный кризис. И не то чтоб денег было мало. Наоборот, их много, они складываются в Стабфонд и идут на наращивание золотовалютных резервов. А также просто утекают за рубеж в виде частного капитала. За три квартала частный бизнес вывез из страны больше $10 млрд – втрое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Причина в том, что нет конкретных инвестиционных проектов. Либо они есть, но в той сфере, куда государство частный бизнес пускать не хочет: в топливно-энергетической и инфраструктурной. То есть в тех сегментах рынка, которые государство называет стратегическими и собственность над которыми хочет сохранить.

            Для государства один из способов привлечь частные инвестиции, оставив при этом права собственности у себя (в чём, собственно, и заключается суть частно-государственного партнёрства) – применить механизм концессии. Такая форма отношений устроит и иностранных инвесторов, которые опасаются инвестировать в государственные объекты. Дело в том, что расторгнуть договор концессии можно только через суд и только в случае невыполнения условий соглашения, чётко прописанного при заключении договора между государством и инвестором.

            Пока закона о концессионных соглашениях в России нет, но в Госдуме заявляют, что он будет принят в конце нынешнего – начале будущего года. Председатель думского комитета по экономической политике Валерий Драганов пообещал правительству «прохождение законопроекта в сжатые сроки».

            Идея навесить на бизнес строительство дорог, железнодорожных узлов и других инфраструктурных объектов не вызывает у депутата особого энтузиазма. Для реализации этих проектов нужны миллиарды долларов. По мнению экспертов, бизнес в нынешних условиях по доброй воле на такой риск не пойдёт – государство не даёт никаких гарантий окупаемости таких инвестиций.

            «- Механизмы частно-государственного партнёрства, особенно такой, как концессия, могут работать только в условиях стабильной экономической политики государства. Например, должны быть чёткие гарантии, что налогообложение кардинальным образом не изменится», – сказал заместитель директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачёв. Эксперт признал, что механизм концессий «теоретически идеален для решения задач транспортной инфраструктуры, поскольку предполагает долгосрочные проекты и огромные капиталовложения». Но ровно по этим причинам в России реализацию концессионных соглашений в России ждёт ряд трудностей.

            Российские компании, даже самые крупные, пока осуществляют бизнес-планирование максимум на 3-5 лет, а любой концессионный проект рассчитан не менее чем на десятилетие.

            Помимо этого, в России не развиты финансовые инструменты предоставления «длинных» кредитов. Это препятствие компании могли бы обойти, объединив имеющиеся финансовые ресурсы. Но, как показывает практика, договориться им крайне сложно, отметил Ю. Симачёв.

«Газета.Ru»

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

Новая угроза для пресных водоемов

Уровень кислорода в пресноводных водоемах снижается быстрее, чем в океанах. Это установили специалисты-лимнологи из разных стран, объединившись под эгидой глобальной сети лимнологических станций GLEON.

28 апреля 2021 г. :: В мире

В огороде – бузина, а в Таллине – дядька

Страны Прибалтики приняли решение выслать российских дипломатов.

25 марта 2021 г. :: Экономика

Цены на нефть вырастут до ста долларов

Аналитики Bank of America спрогнозировали рост цен на нефть марки Brent до $100 за баррель. Такой стоимости «чёрное золото» должно достичь в следующие несколько лет, а пока ближайшая планка — $70 до конца года.

28 февраля 2021 г. :: Медицина

Есть подозрения, что коронавирус виновен в провоцировании болезни Паркинсона и слабоумия

Опыты на обезьянах показали, что в некоторых случаях заражение коронавирусом нового типа приводит к острым воспалениям мозга, а также провоцирует образование белковых клубков, связанных с болезнью Паркинсона и слабоумием. Результаты исследования опубликовал bioRxiv.

29 января 2021 г. :: Медицина

Пневмонию вычислит искусственный интеллект

В Москве запущен КТ-калькулятор – новый сервис для лечения больных коронавирусом.

26 декабря 2020 г. :: Оружие

Заказ выполнен в срок

«Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» – филиал корпорации «МиГ» – завершил контракт на капитальный ремонт и модернизацию партии истребителей-перехватчиков МиГ-31.

29 ноября 2020 г. :: Медицина

Учёные МГУ создали базу данных веществ, подавляющих белковый синтез

Учёные из МГУ под руководством Сергея Дмитриева издали «Краткий справочник по низкомолекулярным ингибиторам эукариотической трансляции». Вещества-ингибиторы способны подавлять биосинтез белка, поэтому они имеют большое значение для борьбы с раком, вирусными и бактериальными инфекциями.

22 октября 2020 г. :: Масс-медиа

Журналы факультета журналистики МГУ включены в базу данных Scopus

Научные журналы "Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика" и World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies, издаваемые факультетом журналистики МГУ, включены в международную библиографическую и реферативную базу данных Scopus.

29 сентября 2020 г. :: Медицина

Новый шаг в борьбе с раком

Сотрудникам химического факультета и факультета фундаментальной медицины МГУ, а также Сколтеха и Казанского (Приволжского) федерального университета удалось проследить эволюцию белка-мишени для противораковых препаратов.

28 августа 2020 г. :: Наука и образование

В Минпросвещения отказались переносить начало учебного года

Так в ведомстве прокомментировали предложение депутата Госдумы Василия Власова о переносе начала школьных занятий, чтобы не спровоцировать вспышку коронавируса.

Мнения

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты":
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости

12 февраля 2015 г.
Сергей Лавров

Сергей Лавров,
Министр иностранных дел России:
Переговоры идут лучше чем супер