Россия сделала Запад в рекламе

Лига-пресс, (13:33) 08 февраля 2007 г.

Россия сделала Запад в рекламе
Рынок рекламы в прошлом году вырос на 29 процентов, достигнув почти $6,5 млрд.
 
Темпы роста российского рынка намного превышают западные показатели. При этом наблюдается рост во всех сегментах отрасли. Наибольшие темпы отмечены в интернете.
 
По прогнозам, в нынешнем году цены на рекламу вырастут.
 
Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) обнародовала собственную оценку общего объёма рекламы в прошлом году. По подсчёту ассоциации, объём российского рекламного рынка в прошлом году составил $6,49 млрд., что на 29 процентов больше, чем в позапрошлом. В оценку ассоциации входит реклама на телевидении, радио, в печатных СМИ и интернете.
 
Как водится, сегмент телевизионной рекламы, оценённый АКАР в $3,16 млрд., занимает большую часть рекламного рынка России.
 
По словам директора по маркетинговым исследованиям аналитического центра «Видео Интернешнл» Сергея Веселова, это отнюдь не субъективная особенность российских реалий, а общемировая тенденция: во многих странах доля телерекламы составляет 50-60 процентов рекламного рынка в целом.
 
Понятно и то, какие каналы в первую очередь «освоили» эти деньги. Президент «Трансконтинентальной МедиаКомпании» (ТМК) Александр Митрошенков отметил, что в прошлом году как обычно тройку лидеров по рекламным размещениям составили «Первый», «Россия» и НТВ. Вслед за ними идёт СТС, чьё IPO стало, по мнению эксперта, одним из самых знаковых событий на медийном рынке прошлого года. Митрошенков отметил также нарастающий успех ТВ3 и канала НТВ+, который обзавёлся в прошлом году более чем 30 новыми каналами, что свидетельствует о появлении реальных рекламных бюджетов в сегменте цифрового телевидения.
 
«Наступает эра цифрового телевидения, буквально через 5 лет мы будем жить в другой стране, где у каждого будет доступ к 100 каналам телевидения»,– говорит эксперт.
 
Эксперты ожидали, что в связи с принятием в прошлом году нового закона о рекламе, который заметно ограничил возможности рекламодателей в телевизионном эфире, многие компании перейдут на нетрадиционные средства продвижения своей продукции. Но этого не произошло, по большей части рекламодатели остались на занимаемых позициях и не меняли традиционных предпочтений, рекламируя свои продукты по привычным схемам.
 
При этом цена на рекламу в прошлом году выросла на треть пропорционально спросу.
 
Причина удорожания в том, что предложение сократилось на 12 процентов опять-таки из-за ограничений, принятых в законе о рекламе. Это, по мнению экспертов совета АКАР, позволяет говорить о неминуемом увеличении цены на телерекламу и в нынешнем году.
 
«- Закон о рекламе повлиял также на увеличение спонсорских бюджетов на телевидении – на 40-50 процентов в прошлом году, то же произошло с сегментом product placement (интегрирование рекламы товаров и услуг в фильмы и сериалы), который показал примерно такие же показатели роста в прошлом году», – отмечает Митрошенков. При этом эксперт отметил появление весьма опасной тенденции: «- Радикальное сокращение телеэфира может пагубно сказаться на национальных производителях, так как рекламные бюджеты отечественных компаний не соотносимы с бюджетами транснациональных корпораций, которые постепенно полностью вытеснят российских конкурентов с телеэфира».
 
На рекламу в печатных СМИ новый закон повлиял гораздо меньше. При этом Евгений Абов, заместитель гендиректора «Проф-Медиа», рассказал, что темпы развития такой рекламы удивили самих экспертов – этот сегмент вырос в прошлом году по сравнению с позапрошлым годом на 18 процентов и составил $1,64 млрд. По словам Абова, главный сюрприз преподнесли газеты: рост сегмента в целом составил 19 процентов, а в крупных городах – порядка 24.
 
Рост обеспечивала реклама алкогольных и лекарственных производителей, а также финансовых и транспортных услуг.
 
Причины такого активного роста в сегменте заключаются не только в том, что газеты в целом становятся более профессиональными, но и в том, что рекламодатели постепенно отходят от ковровых «бомбардировок» на телевидении и предпочитают более сегментированную аудиторию газет, которая вместе с рекламой на ТВ даёт больший эффект, поясняет этот тренд Абов.
 
Рекламные печатные издания также показали высокие темпы роста – 13 процентов в прошлом году, в основном за счёт регионов. Этот сегмент достиг цифры в $590 млн.
 
Но есть в разделе печатных СМИ и аутсайдеры – журнальный сегмент, по словам Абова, сейчас стагнирует и его объём равен $705 млн.
 
Тем временем, стремительный рост рекламного рынка в сегменте наружной рекламы вывел Россию на третье место в мире по темпам роста после Великобритании и США, о чём сообщил генеральный директор «ЭСПАР-аналитика» Андрей Берёзкин. Объём этого рынка в прошлом году составил $1,18 млрд., а его рост – на треть. Тенденции в этой рекламной сфере напоминают ситуацию, которая сложилась на телевидении: в прошлом году произошло снижение числа рекламных поверхностей на 10 процентов (так в прошлом году количество рекламных конструкций на Садовом кольце уменьшилось вдвое), при этом спрос на наружную рекламу сильно вырос, за счёт чего выросла и стоимость размещения рекламы на наружных носителях. Основные рекламодатели в этой сфере – это розничные сети, телекоммуникационные компании, представители туристического бизнеса, недвижимости, сферы развлечений и производители бытовой техники.
 
На этом рынке за год произошли наиболее сильные изменения и в списке игроков. По словам Берёзкина, если до прошлого года в сегменте был единственный лидер по размещению наружной рекламы – News Outdoor, то в прошлом году к нему постепенно приближался другой оператор рынка – Gallery Group. По мнению Берёзкина, в этом сегменте наибольшую опасность в будущем представляет сокращение размещения наружной рекламы от отечественных компаний – примерно так же, как и на телевидении.
 
Консолидация операторов рынка «наружки», из-за которой происходит вымывание мелких и средних игроков, может привести к такому результату, считает эксперт.
 
Помимо прочего АКАР впервые сделала попытку оценить так называемую indoor-рекламу – реклама в кинотеатрах, торговых центрах, аэропортах и вокзалах, по мнению экспертов ассоциации, будет развиваться в будущем очень быстрыми темпами за счёт роста сетевой торговли и увеличения пассажирских перевозок. По оценкам ассоциации, этот сегмент рекламного рынка составил в прошлом году порядка $50-60 млн.
 
Обсчитали специалисты АКАР и достаточно новые для российского рынка рекламные инструменты. Рекламные бюджеты в BTL АКАР считает уже второй год подряд, на этот раз совместно с Российской ассоциацией маркетинговых услуг (РАМУ). По данным двух ассоциаций, рынок BTL составил в прошлом году $1,65 млрд. и вырос на 22 процента.
 
Несмотря на заметный рост, BTL по-прежнему остаётся нетрадиционным способом размещения рекламы в России: этот сегмент занимает лишь 20 процентов рынка рекламных бюджетов компаний, в отличие от Запада, где этот процент доходит до 60.
 
По словам Ирины Васениной, президента РАМУ, наибольшую активность в BTL-рекламе в прошлом году показали, как и ожидалось, табачные и пивные компании, мобильные операторы и парфюмерные компании. Однако производители крепкого алкоголя снизили свою активность из-за проблем с дистрибуцией в прошлом году.
 
При этом генеральный директор «Витрины А» Вадим Куликов добавил, что оценка АКАР рынка BTL-рекламы не совсем адекватна реальной ситуации, поскольку этот сегмент до сих пор не обладает достаточной прозрачностью. «- В основе нашего подсчёта лежит информация 25-30 ключевых рекламодателей из ключевых индустрий. Заявленные рекламные бюджеты этих компаний мы умножили на 2 и получили приблизительную оценку рынка», – уточнил Куликов.
 
Оценить точно перспективы рекламного рынка сейчас никто не берется. Так или иначе, по мнению АКАР все вышеназванные сегменты в ближайшие годы будут расти ощутимыми темпами, не в пример сформировавшемуся западному рынку, где процент роста ограничивается 5-10 в год. Однако точную цифру назвать трудно. Дело в том, что рынку рекламы в России всего около 15 лет и по предсказанию экспертов в течение ближайших 5 лет он будет заметно расти. Затем он стабилизируется и позволит делать точные прогнозы на будущее.
 
Анна Дорофеева, "Газета.Ru"
 
 
 

Межрегиональная Лига журналистов

Статьи по теме:

Рекламе обрубили 15 процентов

Депутаты приняли новую редакцию закона о рекламе.

Реклама убьёт независимое телевидение

Принятие нового закона о рекламе, отложенное на послезавтра, ударит по независимым телекомпаниям и остановит развитие негосударственного телевидения.

Последние статьи

06 сентября 2021 г. :: Культура

Выставка «Русская классика. Нерассказанные истории» открылась в филиале НГХМ

В недавно отреставрированном «Доме военного губернатора» в Нижегородском кремле открылась выставка «Русская классика. Нерассказанные истории».

30 августа 2021 г. :: Терроризм

Террористы из организации «Катиба Таухид валь-Джихад» обезврежены.

ФСБ России в ходе спецоперации задержала в Москве, селе Прокудское Новосибирской области, Якутске и Красноярском крае 31 главаря и участника межрегиональной структуры террористической организации "Катиба Таухид валь-Джихад", запрещенной в России.

02 июля 2021 г. :: Недвижимость

Росреестр предлагает упростить строительство частных домов

Отменить уведомительный порядок строительства индивидуальных жилых домов предлагает Росреестр. Об этом рассказал его глава Олег Скуфинский.

29 июня 2021 г. :: Медицина

В МГУ предложили новый метод лечения больных COVID-19

Сотрудники Медицинского научно-образовательного центра (МНОЦ) МГУ – участники НОШ «Фотоника» представили протокол нового метода лечения пациентов, у которых коронавирусная инфекция протекает в осложнённой форме. Результаты работы опубликованы в обзоре Cardiology today.

Новая угроза для пресных водоемов

Уровень кислорода в пресноводных водоемах снижается быстрее, чем в океанах. Это установили специалисты-лимнологи из разных стран, объединившись под эгидой глобальной сети лимнологических станций GLEON.

28 апреля 2021 г. :: В мире

В огороде – бузина, а в Таллине – дядька

Страны Прибалтики приняли решение выслать российских дипломатов.

25 марта 2021 г. :: Экономика

Цены на нефть вырастут до ста долларов

Аналитики Bank of America спрогнозировали рост цен на нефть марки Brent до $100 за баррель. Такой стоимости «чёрное золото» должно достичь в следующие несколько лет, а пока ближайшая планка — $70 до конца года.

28 февраля 2021 г. :: Медицина

Есть подозрения, что коронавирус виновен в провоцировании болезни Паркинсона и слабоумия

Опыты на обезьянах показали, что в некоторых случаях заражение коронавирусом нового типа приводит к острым воспалениям мозга, а также провоцирует образование белковых клубков, связанных с болезнью Паркинсона и слабоумием. Результаты исследования опубликовал bioRxiv.

29 января 2021 г. :: Медицина

Пневмонию вычислит искусственный интеллект

В Москве запущен КТ-калькулятор – новый сервис для лечения больных коронавирусом.

26 декабря 2020 г. :: Оружие

Заказ выполнен в срок

«Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» – филиал корпорации «МиГ» – завершил контракт на капитальный ремонт и модернизацию партии истребителей-перехватчиков МиГ-31.

Мнения

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты":
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости

12 февраля 2015 г.
Сергей Лавров

Сергей Лавров,
Министр иностранных дел России:
Переговоры идут лучше чем супер