Европейский формат в генах автограда

Республика Татарстан, (11:40) 10 августа 2005 г.

Европейский формат в генах автограда

Немного найдется точек на карте бывшего Советского Союза, к которым в свое время в одночасье оказалось бы приковано внимание всей страны и о которых узнали за рубежом. К сожалению, когда в начале девяностых годов прошлого века прежние народнохозяйственные связи нарушились, "витрины развитого социализма" быстро пошли трещинами... Тяжелый кризис пришлось преодолеть и городу на Нижней Каме. А чем сейчас живет автоград? С главой городской администрации Ильдаром Халиковым беседует наш корреспондент.

- Ильдар Шафкатович, вслед за Казанью, которая отмечает юбилей, и другие города республики не прочь удлинить свою историю до седой древности. Как выясняется, и Елабуге вот-вот стукнет тысяча лет. А Челнам - всего семьдесят пять. Как пел Высоцкий: "И стало мне обидно..."

- День рождения, который мы отмечаем, касается присвоения Челнам статуса города, а первое поселение возникло на его территории действительно много раньше. Предположительно, в XIII-XIV веках. Ученые продолжают исследования. Мы следим за их ходом. Хотя у челнинцев нет причин испытывать комплекс неполноценности от "недостаточной древности" любимого города. Всего тридцать-сорок лет назад он был скромным райцентром, зато теперь - второй по величине город в республике.

Виртуальный проект "КамАЗ - Набережные Челны", рожденный в свое время в правительственных коридорах СССР и Татарстана, нашел свое реальное воплощение. Завод и город построили молодые люди, причем не просто молодые, а наиболее талантливые, с огромной внутренней энергией, приехавшие сюда со всех концов огромной страны. Это обстоятельство приобрело решающее значение после краха административно-командной системы, когда

КамАЗ остановился. То был тяжелый, но важный для города период. В условиях зарождающегося рынка высокое качество "генофонда" автозаводцев оказалось как нельзя кстати. Они получили новые возможности для самореализации. Не только КамАЗ сохранили, но и вне его стали пионерами структурных преобразований экономики города. Многие предприятия с годовым оборотом, превышающим сегодня миллиард рублей, были созданы именно тогда. И большинство их возглавляют бывшие камазовцы. Компании "ТрансТехСервис", "Сапсан", "РИАТ", производственное объединение "Начало", корпорация "Расстал" - лидеры российской экономики в своих областях бизнеса. К примеру, Набережные Челны с некоторых пор располагают мощностями по производству алюминиевого профиля, пожалуй, самыми крупными в России.

- Да, но этот факт как раз дает основание некоторым директорам успешных предприятий оспаривать справедливость формулы, снова взятой в Челнах на вооружение: "КамАЗ - это город, город - это КамАЗ!"

- Доля малого и среднего бизнеса в доходной части местного бюджета по итогам 2004 года превысила у нас 13 процентов. Этот бизнес превратился во второго после КамАЗа налогоплательщика в городе. Но было бы неразумно, признавая заслуги всех субъектов экономики, противопоставлять их градообразующему предприятию. Особая роль КамАЗа будет сохраняться. От него зависят не только прямые поступления в бюджет, динамика развития малого бизнеса, находящегося с ним в кооперации, но и деловая активность в сферах торговли и сервиса.

Передо мной - итоги социально-экономического развития города за первую половину 2005 года. Оборот розничной торговли за январь - июнь в сопоставимых ценах увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 13,1 процента, объем платных услуг населению - на 4,2 процента. Неплохие показатели. А какими бы они были, возникни на КамАЗе проблемы с зарплатой? Ведь с автогигантом так или иначе связан каждый третий челнинец.

Среднемесячная зарплата по городу достигла почти 7 тысяч рублей. Ее рост - на 22,8 процента - значительно перекрыл уровень инфляции. Рост реальных доходов населения расширяет круг пользователей ипотечными кредитами. При поддержке Государственного жилищного фонда при Президенте РТ по программе социальной ипотеки в прошлом году в Набережных Челнах было реализовано свыше тысячи квартир. В 2005 году новоселье справят более 1300 семей. А всего будет построено сто пятьдесят тысяч квадратных метров жилья - в полтора раза больше, чем в прошлом году. При этом обеспеченность жилплощадью возрастет лишь с 17,4 до 17,7 квадратного метра на одного челнинца. Что нас, конечно, не устраивает. Со временем Челны будут строить по 250 тысяч квадратных метров жилья в год.

Набирает обороты реформа ЖКХ. Сегодня управление жилищным фондом и его обслуживание на сто процентов осуществляют предприятия частного и корпоративного бизнеса. Экономический эффект от внедрения рыночных механизмов в отрасли составил около 80 миллионов рублей в год. Количество обращений и жалоб населения снизилось в два раза. Это подтверждают и данные социологических опросов. Если в начале 2003 года качеством жилищно-коммунальных услуг были удовлетворены 25-30 процентов челнинцев, то на 1 июня текущего года - 75-80 процентов жителей. В четыре раза возросли темпы ремонта подъездов и кровли домов. С уходом государства из сферы ЖКХ местное самоуправление не утратило регулирующих функций. В городе создана первая в республике интегрированная служба контроля качества жилищно-коммунальных услуг.

- А как проявляют себя рыночные механизмы в промышленности?

- В минувшем году на КамАЗ пришлось 77 процентов промышленной продукции, произведенной в городе. Но это не значит, что мы не должны привлекать инвесторов в другие отрасли экономики, прежде всего в традиционные для Челнов: строительство и стройиндустрию, пищевую промышленность и переработку сельхозпродукции. Продолжает демонстрировать высочайшие темпы роста объемов производства ОАО "Челны-холод" (на 40-50 процентов ежегодно), в современную кондитерскую фабрику превратилось ОАО "Челны-хлеб", как всегда стабильно работает "Народное предприятие "Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат".

- То есть вы допускаете, что в перспективе удельный вес КамАЗа в растущей экономике города может уменьшиться?

- Не только допускаю, но и вижу свою задачу в создании условий для развития производств, с ним не связанных, чтобы челнинская экономика приобретала большую устойчивость. Переход завода микролитражных автомобилей в руки холдинга "Северсталь-авто" - знаковое в этом отношении событие. Появился инвестор, который, вложив деньги в покупку предприятия, готов серьезно потратиться на его переоснащение современным оборудованием. Хотя новый собственник не планирует при реализации совместного с южнокорейской автомобильной компанией проекта получать высокую добавленную стоимость, то есть прямые поступления от предприятия в бюджет города сильно не возрастут, зато организация сборочного производства джипов "Рекстон" повлечет за собой дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры.

- Как бы вы охарактеризовали инвестиционный климат в городе?

- Его определяет экономическая ситуация на КамАЗе, а она стабильна. Кто-то, возможно, поморщится: опять сел на любимого конька - КамАЗ, КамАЗ... Однако маркетологи и аналитики инвестиционных компаний в первую очередь изучают состояние этого предприятия, когда решают вопрос: вкладывать деньги в развитие города или нет?

Второе, что привлекает капитал, - отношение власти к бизнесу, понятные и прозрачные условия работы. До конца года будет принят новый генеральный план города. Недавно утвержден проект застройки его центра. Он будет находиться там, где и был задуман несколько десятилетий назад академиком архитектуры Борисом Рубаненко, - на территории 15,19 и 21 комплексов. Все эти годы тридцать гектаров пустыря здесь зарастали бурьяном, отнюдь не украшая Челны. Хотя в чем-то нам и повезло. Теперь есть возможность сформировать центральное ядро автограда, исходя из современных требований архитектуры и дизайна. Оно будет включать

в себя зеленую пешеходную улицу, зону детского отдыха, соборную мечеть, различные предприятия торговли и сервиса, жилой массив. Мы потратили много времени, рассматривая разные варианты проекта центра. Сейчас эта работа, проходившая гласно, с участием общественности, завершена. И уже ведутся переговоры с потенциальными инвесторами.

В нынешнем году на строительство городских объектов удалось привлечь около 100 миллионов долларов инвестиций. Это серьезные деньги. Но городская администрация не пренебрегает и частной инициативой намного более скромного масштаба.

В общественном сознании (не без помощи СМИ) сложился стойкий стереотип: предпринимателям больше всего досаждает волокита чиновников при регистрации их бизнеса, при выделении помещений, получении кредитов. Это если и справедливо, то лишь отчасти. Мы живем уже в другое время. Регистрация предприятий по системе "одного окна" сделала неактуальной проблему их быстрого юридического оформления. Банки охотно финансируют коммерческие проекты при наличии бизнес-плана с конкретными сроками окупаемости заемных средств и надежным их обеспечением. Конечно, бесплатно и без залога кредит никто не даст. Не исключено, банки излишне осторожничают, выбирая клиентов. Во многих из них лимит кредитов, предназначенных для развития малого и среднего бизнеса, не выбирается. Однако это уже вопрос к акционерам и менеджерам банков. Только рынок может дать им "указание" снизить процентные ставки и либерализовать условия предоставления ссуд предпринимателям, как это произошло в случае с потребительскими кредитами.

В городе ощущается дефицит помещений для размещения бизнеса. Отсюда дикие цены. В одном торговом центре с арендаторов берут 1500 рублей за квадратный метр площади в месяц. Конечно, это ненормально. Но городские власти давно уже не являются игроком на рынке недвижимости. В муниципальной собственности нет объектов недвижимости, которые можно было бы предложить начинающим предпринимателям. Для удовлетворения спроса на торговые площади мы пригласили внешних инвесторов. И сейчас в городе идет строительство трех крупнейших торгово-развлекательных центров суммарной площадью свыше 100 тысяч квадратных метров.

- После чего в ваш адрес посыпались критические стрелы: мол, скоро не продохнуть будет в городе от магазинов. К тому же к нам пустили международные торговые сети, что грозит разорением местным негоциантам...

- Во-первых, строящиеся мегакомплексы многофункциональны. Например, проект компании "Торговый квартал", финансируемый Внешторгбанком РФ, кроме супермаркета "Рамстор", включает пятизальный кинотеатр, сеть ресторанов, детский досуговый модуль. Во-вторых, если на одну чашу весов положить интересы, условно говоря, двадцати местных бизнесменов, а на другую - полумиллионного населения города, которое получает доступ к более качественным и дешевым товарам широкого ассортимента, то перевесит, у меня нет сомнений, вторая.

И, наконец, предприниматели тоже не останутся внакладе. При насыщении рынка торговыми площадями стоимость аренды снизится. Когда она опустится до 300 рублей за квадратный метр, это и будет сигналом: в городе хорошие условия для развития малого бизнеса. К ним, безусловно, относится и перевод офисов из жилых домов и общежитий в комфортные помещения. Поэтому мы стимулируем строительство деловых центров, один из которых поднимается как раз напротив здания городской администрации. А после учреждения индустриального парка "Мастер" на базе завода по ремонту двигателей КамАЗа практически решена проблема аренды производственных площадей. Сегодня ни у кого не повернется язык сравнить КамАЗ с собакой на сене: сам не использует свободные площади и других к ним не подпускает. Он сознательно пошел на "выращивание" цивилизованных конкурентов, оказывая предпринимателям техническую поддержку и гарантируя закупку освоенных ими комплектующих изделий для автомобиля в объеме до сорока процентов своих потребностей.

- Ильдар Шафкатович, прошло два года после сессии горсовета, на которой Президент Минтимер Шаймиев представил вас в должности главы города. В своей "инаугурационной" речи вы сказали, что видите Челны городом европейского формата. Эта фраза до сих пор часто цитируется прессой и не только ею, став, по сути, слоганом. Как происходит его наполнение конкретным содержанием?

- Очевидно, мое внутреннее восприятие Челнов совпало с представлениями о них большинства жителей. Иначе трудно объяснить резонанс, который имела эта фраза в городе.

С самого начала строительства КамАЗа челнинцам был чужд провинциализм. Камский автозавод входил в число немногих предприятий СССР, где руководствовались принципом закупать только лучшие в мире оборудование и технологии. Новаторские архитектурные приемы использовались и при проектировании города. Конечно, период экономического кризиса отрицательно отразился на развитии городской инфраструктуры. Не хватает многого, что положено иметь городу с полумиллионным населением. Но мы отстали небезнадежно.

- Это подтверждает "культурная революция" 2005 года: в городе открылся зал органной музыки, завершена реконструкция Татарского государственного драматического театра, обрел крышу над головой русский драматический театр "Мастеровые"...

- Сами по себе здания мало что значат. Надо наполнить их духовным содержанием, превратить в храмы высокого искусства, оставляющие в душах людей след.

Есть уверенность, что это не последние объекты культуры, возведенные в Челнах. Прибавится и спортивных сооружений. Сейчас завершаем строительство ледового дворца. Можно сожалеть, что второй по величине город в республике обзавелся им с большим опозданием. Особенно, если учесть популярность среди подростков и школьников хоккея с шайбой. Прошлой зимой было организовано восемь турниров по этому виду спорта, из них два - частными компаниями. Сыграно в общей сложности свыше тысячи матчей.

Европейский формат предполагает и дальнейшее укрепление материальной базы государственных учреждений. Они должны находиться в удобных для населения местах, иметь просторные светлые холлы, чтобы в них работали служащие, с уважением относящиеся к людям. То, что это не прожектерство, доказывает открывшийся на днях благодаря поддержке Правительства республики филиал центра материальной помощи (компенсационных выплат) управления социальной защиты (параллельно с ним разместились отдел управления Пенсионного фонда и городское общество инвалидов).

- С первых же шагов в должности главы города вы ведете себя как публичный политик. Стараетесь принимать участие во всех городских мероприятиях и общественных акциях, не сторонитесь людей, в том числе прессы. Похоже, реноме только "крепкого хозяйственника" вас не прельщает. Такая линия поведения идет от ума, то есть понимания, что современный руководитель не может действовать иначе, или - от сердца? И вам самому доставляет удовольствие находиться в обстановке постоянного контакта с общественностью?

- Не могу согласиться с тем, что руководителю органа исполнительной власти не нужна деловая хватка. Зачем браться за проекты, от которых не будет практической пользы людям? Времени и без того не хватает. Работа главы города - это не та работа, на которой можно дотянуть до пенсии. Она продолжается три-четыре года, ну пять лет. И за этот короткий срок надо успеть оставить после себя доброе имя.

Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ.

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

28 апреля 2021 г. :: В мире

В огороде – бузина, а в Таллине – дядька

Страны Прибалтики приняли решение выслать российских дипломатов.

25 марта 2021 г. :: Экономика

Цены на нефть вырастут до ста долларов

Аналитики Bank of America спрогнозировали рост цен на нефть марки Brent до $100 за баррель. Такой стоимости «чёрное золото» должно достичь в следующие несколько лет, а пока ближайшая планка — $70 до конца года.

28 февраля 2021 г. :: Медицина

Есть подозрения, что коронавирус виновен в провоцировании болезни Паркинсона и слабоумия

Опыты на обезьянах показали, что в некоторых случаях заражение коронавирусом нового типа приводит к острым воспалениям мозга, а также провоцирует образование белковых клубков, связанных с болезнью Паркинсона и слабоумием. Результаты исследования опубликовал bioRxiv.

29 января 2021 г. :: Медицина

Пневмонию вычислит искусственный интеллект

В Москве запущен КТ-калькулятор – новый сервис для лечения больных коронавирусом.

26 декабря 2020 г. :: Оружие

Заказ выполнен в срок

«Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» – филиал корпорации «МиГ» – завершил контракт на капитальный ремонт и модернизацию партии истребителей-перехватчиков МиГ-31.

29 ноября 2020 г. :: Медицина

Учёные МГУ создали базу данных веществ, подавляющих белковый синтез

Учёные из МГУ под руководством Сергея Дмитриева издали «Краткий справочник по низкомолекулярным ингибиторам эукариотической трансляции». Вещества-ингибиторы способны подавлять биосинтез белка, поэтому они имеют большое значение для борьбы с раком, вирусными и бактериальными инфекциями.

22 октября 2020 г. :: Масс-медиа

Журналы факультета журналистики МГУ включены в базу данных Scopus

Научные журналы "Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика" и World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies, издаваемые факультетом журналистики МГУ, включены в международную библиографическую и реферативную базу данных Scopus.

29 сентября 2020 г. :: Медицина

Новый шаг в борьбе с раком

Сотрудникам химического факультета и факультета фундаментальной медицины МГУ, а также Сколтеха и Казанского (Приволжского) федерального университета удалось проследить эволюцию белка-мишени для противораковых препаратов.

28 августа 2020 г. :: Наука и образование

В Минпросвещения отказались переносить начало учебного года

Так в ведомстве прокомментировали предложение депутата Госдумы Василия Власова о переносе начала школьных занятий, чтобы не спровоцировать вспышку коронавируса.

26 августа 2020 г. :: Спорт

Черчесов не вызвал Соболева в сборную России из-за конфликта с Дзюбой

Главный тренер сборной России Станислав Черчесов объявил состав на сентябрьские матчи Лиги Наций, и в заявке не оказалось игроков, которых многие ждали. Но самое интересное, что там не оказалась нападающего "Спартака" Александра Соболева.

Мнения

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты":
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости

12 февраля 2015 г.
Сергей Лавров

Сергей Лавров,
Министр иностранных дел России:
Переговоры идут лучше чем супер