"И услышал я голос с неба..."

Известия Мордовии, (05:00) 20 июля 2005 г.

На рубеже революционно-перестроечных 1980-1990-х годов он, дипломированный режиссер художественного кино и телефильмов, сам регулярно появлялся в эфире "Российского канала". Николай Раужин, которому опытные ВГИКовские наставники пророчили большое кинематографическое будущее, вдруг переквалифицировался в корреспондента "Парламентского часа", вел репортажи с заседаний законодательного государственного органа. Правда, тогда страсти депутатских дискуссий нередко перехлестывали все мыслимые пределы. Прямые парламентские трансляции накалом актуальной зрелищности, пожалуй, не уступали увлекательным голливудским бестселлерам.

 

А до этого, казалось, небезуспешно начала складываться профессиональная режиссерская карьера Раужина. Еще в студенческую пору он снял короткометражные "курсовые" фильмы - "Курган" (о ветеранах Великой Отечественной, как раз к 30-летию Победы) и "Тихое утро" по повести Юрия Казакова, дипломную двадцатиминутную картину "Шопен, соната № 2" на Свердловской киностудии. Мастер их ВГИКовского курса Юрий Егоров вторым режиссером на постановку "Однажды 20 лет спустя", а затем комедии "Отцы и деды" позвал именно Николая. Позже Раужин на пару со своим однокурсником Владимиром Фокиным экранизировал захватывающий политический детектив Юлиана Семенова "ТАСС уполномочен заявить" с Вячеславом Тихоновым, Юрием Соломиным, Ириной Алферовой, Еленой Кореневой в главных ролях.

 

 

 

- Я, не поверите, еще лет с двенадцатиточно знал, что буду режиссером, буду жить в Москве, - делится сокровенным Николай Семенович. Хотя о такой профессии тогда вряд ли кто толком знал в нашей мордовской глубинке. - В родных моих чамзинских Малых Ремезенках первый телевизор-то появился лишь в 1963 году. И вся деревня сбегалась поглядеть на ту диковину. Детвора прямо на полу на корточках завороженно рассматривала чудо-технику. Меня, помню, впервые сильно потряс увиденный по телевизору фильм Калатозова "Летят журавли". Правда, кино мы смотрели и раньше. По селам постоянно возили и старые игровые черно-белые ленты 30-х годов, и новые, крутили их на передвижных киноустановках. Однако особой популярностью пользовались немые чаплинские фильмы. А мне (кроме всего прочего), жутко любопытно было: как вообще вдруг на экране возникает изображение? Разглядывая случайно попавшие в руки обрывки кинопленки, всматриваясь в крохотные кадрики, пытался понять, почему, допустим, заснятые, как на фото, много, много крат люди в кино вдруг оживают и двигаются. Интуитивно я будто уже готовился к профессии...

 

 

 

- "Вслепую" это делать, наверное, сложно. Нужно, по крайней мере, читать какую-либо специальную литературу. У Вас была такая возможность?

 

- Мне всегда нравилось учиться. И я был всеядный. Читал все подряд - книжки, газеты, календари - от корки до корки. Я - самый младший, седьмой ребенок в семье. Старшие учились в школе, и я за ними тянулся, так хотелось побыстрее все узнать. Библиотеки в нашей деревне не было. О какой уж литературе вести речь? Лишней книжки не находилось. Благо, моя старшая сестра работала в магазине, куда приходили учебники. За лето я успевал все их проштудировать. Однажды попался сборник про краски, где рассказывалось про цветовую гамму, основы спектра, как при смешивании двух цветов получается новый, третий и т.п.

 

 

 

- А потом на уроках Вы не скучали?

 

- Да нет. Вообще учился легко, без напряжения. Память отличная выручала. Схватывал материал слету, достаточно в классе выслушать объяснение учителя. Кстати, мне здорово повезло с педагогами: первая учительница Анна Борисовна Герайкина. После начальной школы мы бегали в восьмилетку в соседнее село Малое Маресево. Литературу и русский язык там преподавала тоже Анна Борисовна - Низовкина, а ее супруг, Николай Яковлевич вел у нас историю. Они заражали удивительно творческим, не формальным отношением к своей специальности (к ним за методическим опытом приезжали из других районов и даже из Саранска), и своим добрым человеческим отношением к ученикам, пониманием. Мы по сей день поддерживаем друг с другом связь. Я им очень признателен, что они меня помнят, любят. Знаете, насколько это важно знать, особенно когда ты находишься в огромном мире, где кругом ведется борьба за выживание, за лидерство, что тебя искренне бескорыстно любят, помнят, ждут.

 

 

 

- Ну а родственники?

 

- Я благодарен сестрам и брату. Они всегда меня поддерживали. Мы до сих пор все дружны. Иногда мне удается навестить родные пенаты, покопаться в земле. К сожалению, родители уже скончались.

 

 

 

- Николай Семенович, а как они восприняли Ваше "странное" желание заниматься кино?

 

- Наверняка, для них, обычных крестьян, оно было непонятным. Отец Семен Кузьмич, ветеран-фронтовик, управлял "Катюшей", дошел до Берлина, заслужил орден Боевого Красного знамени. В мирное время шоферил, работал завгаром. А еще умел и печку сложить, и дом построить, и кружевные наличники лобзиком вырезать, и швейную машинку починить, и валенки валять, и пальто-шубу сшить. Народ окрестный обращался к нему за помощью, советом. Мама Екатерина Ивановна во время военной безкормицы, страшнейшей нужды в одиночку подняла четверых детей, а после родила еще троих. И всех нас они воспитали достойными людьми.

 

Правда, в конце 1960-х молодежь покидала деревню. Я после восьмилетки поступил в Саранский техникум электронных приборов. Почти год "охотился" за деталями, бегал в специализированный магазин на улице Советской, куда периодически "выкидывали" копеечные сопротивления, конденсаторы и т.п. ценные штуки. В итоге получилось-таки собрать детекторный приемник.

 

Кроме того, участвовал в художественной самодеятельности, играл в спектакле народного театра у Николая Андреевича Иванова (тогда актера Республиканского драмтеатра) и Натальи Ивановны Разумовской (она работала на местном радио) и не пропускал ни одного нового фильма. Билеты тогда в кинотеатр "Октябрь" стоили копеек 10.

 

 

 

- То есть продолжали вынашивать мысль о собственной кинокарьере?

 

- Конечно. Покупал соответствующую литературу. В "Книжном мире" меня заприметили и "по блату" оставляли интересующие постоянного клиента издания. С огромным удовольствием участвовал я и в работе молодежного клуба "Кадр", где мы обсуждали разные фильмы, встречались с известными кинематографистами, специально приезжавшими в Саранск из Москвы. Такое общение научило лучше разбираться в различных нюансах киноискусства. Я, скажу по секрету, класса с седьмого вел тетрадочку, куда, прочитав какое-нибудь взволновавшее меня произведение, записывал "наброски" будущих фильмов.

 

 

 

- Но как в Вашу биографию вписалась "летняя страница"?

 

- Перед армией, то есть отправкой на призывной пункт, я как раз вечером играл в спектакле народного театра. А утром банально проспал и опоздал. Мою команду уже увезли. Военкомы некоторое время сомневались: куда ж таких, как я, "припозднившихся" пристроить? В итоге определили на службу в Саранский учебный авиационный центр. Здесь и освоил летное искусство.

 

Поднимаясь в небо, испытываешь мощный прилив адреналина. И еще заметил: когда самолет кружит над облаками, на них падает тень от фюзеляжа - вроде креста в радужном ореоле. Потрясающе!

 

За три месяца до демобилизации летом 1973 года командир эскадрильи Владимир Хаустов отпустил меня из части в Москву, на вступительные экзамены во ВГИК. Правда, он не сразу поверил, что его курсанта Раужина приняли в столичный киноинститут.

 

 

 

- Там же требовалось вначале выдержать творческий конкурс?

 

- Предварительный конкурс - фотоэтюды, литературные зарисовки я готовил загодя. Еще один письменный творческий экзамен и актерский этюд - показывали на месте, не считая экзаменов по общеобразовательным дисциплинам. Испытания я выдержал с максимальным числом проходных баллов. Из почти 1600 абитуриентов в мастерскую режиссуры художественного кино набирали группу - всего 20 человек.

 

 

 

- А правда, что по ходу обучения чуть ли не половина отсеивается?

 

- На первом курсе многие себя мнят гениями режиссуры, а к пятому курсу нарастает внутреннее сомнение в правильности профессионального выбора: "А, собственно, есть ли у тебя что сказать?"

 

 

 

- Вы сомневались? И как ответили?

 

- Слава Богу, чувствую, мне есть что сказать людям. ВГИКовские педагоги дали нам отличную базовую основу. Нам преподавали превосходные мастера своего дела - В.Я. Бахмутский, Н.Н. Третьяков, А.Д. Волкова, Выдающийся специалист киномонтажа Л.Б. Филонов и др. Плюс к этому постепенно накапливается и необходимый собственный житейский опыт. Другой вопрос, что в режиссерском цеху всегда, существует острая конкуренция за финансовые приоритеты. Тут подчас требуется умение активно работать локтями. Наверное, в творческой среде иначе невозможно. Однако, грести локтями мне совесть не позволяет. Поэтому после смерти мастера Юрия Павловича Егорова я ушел с киностудии Горького.

 

 

 

- Но ведь не грести локтями - не значит, опустить руки?

 

- Я не опускал, хотя случались довольно горькие периоды. Однако требовалось семью кормить. И я шел газеты разносить. Потом благодаря участию Льва Кулиджанова у меня появилась работа в телевизионной киноэпопеи "ХХ век". На телевидении в сотрудничестве с каналами РТР, "Московия", "Культура", ТВС, "Первым" я сделал множество фильмов теленовелл.

 

 

 

- Так Вам удалось найти свою нишу в творческом мире? Подчинились его жестким законам?

 

- Я все-таки по натуре автор-одиночка. Мне вообще чужды всякие тусовки, сборища. Мне гораздо интереснее уединившись, писать сценарий, прорабатывать, обдумывать материал будущих фильмов. Что касается творческой среды, то там встречаются разные люди. Судьба подарила мне близкое знакомство с Анатолием Эфросом во время моей преддипломной практики и дружеское общение с легендарной Любовью Ивановной Добржанской. На актерском кастинге к фильму "В четверг и больше никогда" - непосредственно общался с артистом невероятной интеллигентности и высочайшего человеческого благородства Иннокентием Смоктуновским, с Олегом Далем, отличавшемся невероятной эмоциональной энергетикой. И там же на съемочной площадке познакомился со своей будущей женой - художником гримером Людмилой Кетовой (она много работала на "Мосфильме" с постановщиками - Сергеем Соловьевым, Сергеем Бодровым - старшим, теперь сотрудничает с Екатериной Рождественской в оригинальном журнальном фотопроекте "Караван историй"). Я глубоко благодарен Юрию Мефодьевичу Соломину при всей своей занятости он согласился озвучить мои фильмы практически без гонорара.

 

Самые светлые впечатления оставила работа с Натальей Гундаревой над картиной "Однажды 20 лет спустя", где помимо непосредственно постановочно-режиссерской обязанностей, я сыграл небольшую эпизодическую роль. Наталья Георгиевна предельно ответственно относилась к задаче создания образа, была профессионально крайне пунктуальна, психологически глубоко вживалась в роль. Не знаю, чего там напридумывают про ее, якобы, звездную капризность, заносчивость. Ничего подобного я лично не замечал. Мы как-то назначили утренние натурные съемки. За Гундаревой отправили машину. А съемочная группа по какой-то причине задержалась, застряла в дороге. Короче, приезжаем на место, а Наталья Георгиевна уже там часа полтора дожидается. С вязаньем (?!) в руках. Мне было жутко неловко. Поскольку еще с полчала потребовалось на установку света, аппаратуры, камер. Надо ж было так лопухнуться. А она эдак исподлобья своим слегка ироничным "фирменным" Гундаревским взглядом посмотрела: "Ну, Коля, говорила я, не нужно так рано назначать съемку. Актрисе требуется хорошенько выспаться, привести себя в порядок...".

 

 

 

- Если не ошибаюсь, Ваш сын предпочел для себя актерскую специальность?

 

- У Антона отличный музыкальный слух. Он даже пел в хоре Храма Христа Спасителя. Однако, отслужив армейский долг в ансамбле внутренних войск, поступил в Щукинское училище. Теперь снимается в различных телесериалах: "101-м километре" у Л. Марягина, в мелодраме "Две судьбы" режиссеров В. Ускова-В. Краснопольского, "Цвет нации" и "Кодекс чести-2" у Г. Николаенко, в "Близнецах" постановщика Рейзмана, "Мой личный враг" В. Попкова, сыграл в фильме "Год лошади" Натальи Наумовой (дочки актрисы Натальи Белохвостиковой и режиссера Владимира Наумова.

 

 

 

- Вы принципиально не соглашаетесь делать игровые сериалы?

 

- Не хочу размениваться на коньюнктурщину или низкопробное "мыло". У меня есть, повторюсь, свои задумки. Только сложно найти достаточную денежную сумму на постановочный фильм. Реальнее изыскать средства под документальный. Однако хорошее документальное кино тоже требует большой художественной отдачи. Без ложной скромности скажу, я заслужил признание коллег (трижды лауреат к/ф "Золотой витязь", обладатель гран-при к/ф "Православие на телевидении" - ред.), потому что нашел собственную образно-языковую форму, эмоциональный ритм. А главное - нашел, думаю, небезынтересную современному зрителю тему - нравственного, духовного подвига. У меня накоплен материал о Патриархе Никоне, почти готов сценарий картины об уроженце Арзамаса Святителе Сергии. И давно вынашиваю мечту - снять фильм про своего соплеменника скульптора Степана Эрьзю. Даже знаю, как его назову "Корабль грез и мольбы".

 

 

 

Людмила МЕЛЬНИКОВА.

 

 

 

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

Новая угроза для пресных водоемов

Уровень кислорода в пресноводных водоемах снижается быстрее, чем в океанах. Это установили специалисты-лимнологи из разных стран, объединившись под эгидой глобальной сети лимнологических станций GLEON.

28 апреля 2021 г. :: В мире

В огороде – бузина, а в Таллине – дядька

Страны Прибалтики приняли решение выслать российских дипломатов.

25 марта 2021 г. :: Экономика

Цены на нефть вырастут до ста долларов

Аналитики Bank of America спрогнозировали рост цен на нефть марки Brent до $100 за баррель. Такой стоимости «чёрное золото» должно достичь в следующие несколько лет, а пока ближайшая планка — $70 до конца года.

28 февраля 2021 г. :: Медицина

Есть подозрения, что коронавирус виновен в провоцировании болезни Паркинсона и слабоумия

Опыты на обезьянах показали, что в некоторых случаях заражение коронавирусом нового типа приводит к острым воспалениям мозга, а также провоцирует образование белковых клубков, связанных с болезнью Паркинсона и слабоумием. Результаты исследования опубликовал bioRxiv.

29 января 2021 г. :: Медицина

Пневмонию вычислит искусственный интеллект

В Москве запущен КТ-калькулятор – новый сервис для лечения больных коронавирусом.

26 декабря 2020 г. :: Оружие

Заказ выполнен в срок

«Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» – филиал корпорации «МиГ» – завершил контракт на капитальный ремонт и модернизацию партии истребителей-перехватчиков МиГ-31.

29 ноября 2020 г. :: Медицина

Учёные МГУ создали базу данных веществ, подавляющих белковый синтез

Учёные из МГУ под руководством Сергея Дмитриева издали «Краткий справочник по низкомолекулярным ингибиторам эукариотической трансляции». Вещества-ингибиторы способны подавлять биосинтез белка, поэтому они имеют большое значение для борьбы с раком, вирусными и бактериальными инфекциями.

22 октября 2020 г. :: Масс-медиа

Журналы факультета журналистики МГУ включены в базу данных Scopus

Научные журналы "Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика" и World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies, издаваемые факультетом журналистики МГУ, включены в международную библиографическую и реферативную базу данных Scopus.

29 сентября 2020 г. :: Медицина

Новый шаг в борьбе с раком

Сотрудникам химического факультета и факультета фундаментальной медицины МГУ, а также Сколтеха и Казанского (Приволжского) федерального университета удалось проследить эволюцию белка-мишени для противораковых препаратов.

28 августа 2020 г. :: Наука и образование

В Минпросвещения отказались переносить начало учебного года

Так в ведомстве прокомментировали предложение депутата Госдумы Василия Власова о переносе начала школьных занятий, чтобы не спровоцировать вспышку коронавируса.

Мнения

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты":
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости

12 февраля 2015 г.
Сергей Лавров

Сергей Лавров,
Министр иностранных дел России:
Переговоры идут лучше чем супер