Классику экранизирует критик Латунский

, (13:12) 26 декабря 2005 г.

Радует, конечно: рейтинги сериалов, снятых по русской классике («Мастер и Маргарита») или о русских классиках («Есенин») – необыкновенно высоки. «Мастера», к примеру, смотрит каждый третий москвич и каждый четвёртый россиянин. «Есенина» смотрело немного меньше, но и Сергей Александрович, и Михаил Александрович могут быть горды, что в своей родной стране они могут составить конкуренцию, например, Толкиену со всеми его «кольцами». Да кому угодно…

В течение двух последних десятилетий, которых не было подлей, выворачивали рассудок и вкус русскому зрителю наизнанку, - а зритель всё-таки жив, оказывается. Экранизируй сейчас любой роман Толстого Льва, а хоть и Алексея Николаевича, или Достоевского – и вновь страна приникнет к экранам. А потом и в книжный придут, взять томик классика, перечитать. Где Шолохов, кстати, где «Тихий Дон» Бондарчука? Россияне ждут.

Но есть здесь и причины для огорчения, как без них.

Начнём с последней премьеры – с «Мастера».

Кто-то хвалит, кто-то ругает режиссёра Бортко, за то, что он упрямо следует первоисточнику, перенося в экранизацию фактически все диалоги книги. Ну что ж, Бортко уважает автора – в любом случае, это похвально, даже если идёт в ущерб экспрессии фильма.

Однако одну занозу еще до начала фильма от Бортко я ожидал: ну, конечно же, этот режиссер в силу своих человеческих или каких-то иных качеств просто не мог не привнести в экранизацию долю агрессивного, ёрнического, неумного антисоветизма.

Если уж так сильно хотелось Бортко, он мог бы усилить какие-то сатирические моменты в романе «Мастер и Маргарита» (который по сути антисоветским, конечно, не является: он вообще о другом, - Булгаков не Аксёнов и не Войнович, - перед ним задачи посложнее стояли). Но Бортко, при всей своей честности в отношениях с текстом, именно здесь не удержался, именно тут его повело далеко в сторону. 

В фильме появляется работник НКВД, которого пошло и предсказуемо во всех ужимках играет Валентин Гафт. Он, конечно же, говорит голосом Сталина, ходит во френче, и являет собой образ завуалированного людоеда и шизофреника.

Характерно, что Гафт играет ещё и иудейского первосвященника Иосифа Каифу, настоявшего на казни Иешуа. Ну а раз первосвященника звали Иосиф – сами понимаете, как тут было устоять перед соблазном… Поверхностно, но приятно.

И вот Гафт переползает из серии в серию в своём френче и с акцентом, произнося всевозможные пошлости, вроде «Хватать всех, кто хоть сколько-нибудь причастен к этому делу!» Зря, не добавляет: «И пытать, пытать!»

У Булгакова этого нет, конечно. Роль Гафту режиссер придумал. Сам.

У Булгакова вообще нет никакого НКВД, которое Бортко зачем-то поминает всё время: например, приказывая Варенухе от имени финдиректора "Варьете" Римского отнести туда папку с документами.

У Булгакова нет и всей этой пошлятины во время представления Воланда в театре: плаката "Пятилетку за 4 года", висящего в варьете (!), идиотов с серпом и молотом на сцене, и многого иного, что является вовсе не приметами того, мощного и трагичного времени – но приметами мышления Бортко и ему подобных.

Так и хочется посетовать: г-н Бортко, вы же одаренный человек, оставьте пустомелям и смехачам опошление и принижение той эпохи, что же вы делаете, зачем…

Характерный пример: сцена допроса Никанора Босого. В фильме уставший от нелепых ответов Босого следователь встаёт и засучивает рукава, - сейчас бить начнет, понимает зритель. А за спиной у следователя, естесссно, портрет Сталина висит. Вот под портретом и начнёт бить несчастного, зверюга.

Между тем, в книге данный эпизод описан так: «Всякому терпению положен предел, и за столом уже повысили голос, намекнули Никанору Ивановичу, что ему пора заговорить на человеческом языке…» И далее: «Стало совершенно ясно, что Никанор Иванович ни к каким разговорам не пригоден. Его вывели, поместили в отдельной комнате, где он несколько поутих и только молился и всхлипывал».

Никто никого не бил и не собирался.

Зачем все эти засученные рукава, никак не пойму? Может, следователю нужно было ещё выдвинуть ящик стола, достать оттуда пассатижи, и приблизиться к Босому, плотоядно ощерясь? А Сталин в это время мигает с портрета: «Так его, так!»

Беда даже не в том, что действие романа, по мнению исследователей, происходит в 1929 году – а Бортко живописует что-нибудь вроде 33-го, а лучше 37-го. Беда в том, что все эти нелепые, ненужные, подлые, а порой и русофобские детали никакого отношения к роману Булгакова не имеют. Они имеют отношение к Бортко и к его личным, конкретным представлениям об истории нашей страны. Ещё они имеют отношение к Сванидзе - он тоже на «второй кнопке» работает. А вот к Булгакову – нет.

У последнего взаимоотношения со Сталиным была куда сложнее и жутче, чем у нынешней бездари, эти отношения никаким гафтом не измеришь.

Никто не просит, конечно, чтобы Бортко заассоциировал со Сталиным Воланда – хотя многие исследователи именно так и трактуют образ сатаны.

Английский исследователь Д.Дж.Б.Пайпер ассоциирует, например, убийство Иуды из Кириафа с убийством Сергея Кирова, и конструирует триаду, включая в нее и жену писателя: «Мастер – Маргарита – Воланд», полагает он, читается как «Булгаков – Елена Сергеевна – Сталин». Свита Воланда ассоциируется критиком с соратниками Сталина – Молотовым, Ворошиловым и Кагановичем. Судьба Семплеярова и Бенгальского, по его мнению, повторяет судьбу Зиновьева и Енукидзе, а появление Степы Лиходеева в Ялте есть не что иное, как ссылка Троцкого в Алма-Ату.

Есть и другие, вполне очевидные аналогии: именно Сталин предельно жестоко разогнал РАПП – группу литераторов, годами травивших Булгакова. И те люди, что послужили прообразами критиков, терзавших Мастера (с характерными фамилиями Латунский, Ариман, Лаврович) в реальности были репрессированы.

Повторяю, никто и не хотел бы, чтоб Бортко пошёл по этому пути – слишком задача сложна, к тому же режиссер Виктюк уже трактовал в своём спектакле «Мастер и Маргарита» Воланда как Сталина, и… лучше б он этого не делал.

Но уважать надо автора, уважать. Булгаков – это не Жванецкий, и разница между ними очевидна. А идеологический заказ на антисоветизм – столь же подл, как советские заказы на принижение и опошление эпохи царизма и монархии. Даже более подл – потому что та, красная, страна унижала прошлое во имя поддержания своего величия, а эта – унижает прошлое во имя поддержания  своего ничтожества. Чувствуете разницу?

…Похожая история произошла и с фильмом «Есенин».

Подтасовки, благодаря которым из Сергея Есенина сделали ярого антисоветчика – просто нелепы, и даже разбирать их неприятно. Любой интересующийся человек возьмёт томик поэта и найдет там и «Анну Снегину», и великолепную «Страну негодяев» с монологами Рассветова, и все революционные маленькие поэмы 17-19 гг. А у Безрукова-Валуцкого (автор книги и автор сценария) осталась лишь «Баллада о 26», написанная, по их мнению, по заказу.

По сути, Есенин был одним из первых национал-большевиков – в том, устряловском, первоначальном понимании национал-большевизма. Был человеком, который принял Советскую власть, но желал, чтобы пришедший в Россию большевизм имел четкую национальную составляющую, чтобы он русским был.

И, конечно же, Есенина никто не убивал, а вся история с этим письмом, доверенным ему – выдумка, к тому же глупая выдумка, касающаяся ни в чем неповинных людей.

Вообще то унижение реальных исторических персонажей, что себе позволили создатели фильма «Есенин» - просто беспрецедентно.

Кто позволил делать из писателя Тарасова-Родионова стукача? Кто позволил делать стукача из хорошего поэта Эрлиха, последним видевшего Есенина? Кто позволил так гадко изобразить Анатолия Мариенгофа – прекрасного поэта, восхитительного писателя, который долгое время был ангелом-хранителем Есенина и единственным его другом за всю жизнь: пока они были вместе, Есенин не пил, не беспредельничал, не тратил себя, как в последние годы.

Другой поэт – Наседкин, тот, что ухаживает за сестрой Есенина – 9 лет воевал, ушел на войну добровольцем, затем руководил восстанием юнкеров, затем басмачей гонял, - короче, он явно не был тем вялым ничтожеством, что изображено в фильме.

Ну и так далее: опошлены и Клюев, и Крученых, и Пастернак, и Зиновьев с Каменевым, и неприятно поедающий шашлык Киров, и отвратительный Чагин – который нежно любил Есенина, и никакие 26 рублей не зажимал у него.

Чудовищность ситуации в том, что многие прототипы героев фильма погибли, были расстреляны – и заступиться за них некому. Ни за Эрлиха, ни Тарасова-Родионова, ни за Клюева. Какая печальная судьба – быть неправедно убитым, а потом еще и войти в память потомков в качестве негодяя и предателя, благодаря «авторскому замыслу» Безрукова.

Пусть Сергей Берзруков представит себе, что его сын или внук увидит экранизацию, где папа его, Виталий, будет изображен в качестве стукача КГБ, а сам он, Сергей Безруков, в качестве мерзавца и мелкого завистника? А кто-нибудь, подобно самому Сергею, скажет: «Не стоит искать в экранизации исторической правды!..»

Конечно, не стоит. Просто у потомков есть повод прийти и плюнуть в лицо авторам фильма, а историческая правда – черт с ней.

…Вот такие «беглые заметки» навеяли мне экранизации.

Поневоле создаётся порой ощущение, что оба фильма делал постаревший и разочаровавшийся в былых своих убеждениях критик Латунский. Такое же неуважение к тексту, к эпохе, к людям, такая же безаппеляционность…

Хотя в таланте создателям сериалов не откажешь.

Трогательные во многих деталях и увлекательные фильмы получились. С отличной игрой артистов. Великолепен Куценко, играющий Блюмкина (правда, тоже выдуманного и опошленного). Великолепен Хабенский (Троцкий). Замечателен Сергей Безруков – исполнитель главной роли в сериале «Есенин». Не менее убедительны Воланд (Басилашвили), Мастер (Галибин) и опять же Безруков, который и Иешуа сыграл, и Мастера озвучил…

Если бы не изначальная ангажированность режиссеров…

Ну а чтобы как-то свести воедино две экранизации, и «Мастера», и «Есенина», напомню, что многие исследователи видели в Бегемоте  как раз Есенина.

«Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны», - так пишет Булгаков. Помните, сколько раз свет луны в стихах Есенина именно «льётся»?

Посмотрим, справится ли с этой задачей Баширов, играющий Бегемота. На Есенина он не похож, конечно. Но, может, получится…

Евгений ЛАВЛИНСКИЙ

Оригинал этого материала опубликован на сайте «Агентство политических новостей – Нижний Новгород»

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

01 декабря 2023 г. :: Технологии

Россия достигла абсолютного рекорда по продажам смартфонов.

В России установлен абсолютный рекорд по продажам смартфонов. C января по ноябрь было реализовано около 27 миллионов аппаратов, что превышает результаты 2020 года. К концу декабря будет продано еще от 2 до 2,5 миллионов устройств. Если эта прогнозная модель оправдается, общий объем продаж в России составит от 33,5 до 34 миллионов смартфонов. В МТС также подтверждают рост продаж смартфонов в 2023 году, достигнувший самых высоких уровней с 2021 года.

30 ноября 2023 г. :: Недвижимость

Покупатели все чаще выбирают жилые комплексы из-за близости инфраструктуры

На рынке недвижимости бизнес-класса клиенты все чаще приобретают жилье из-за близости качественных объектов социальной инфраструктуры — школы или детского сада.

29 ноября 2023 г. :: Недвижимость

В 2023 году в России построят рекордный объем многоквартирного жилья

По итогам 2023 года в России с высокой степенью вероятности будет введено более 51 млн кв. м многоквартирного жилья, что может стать абсолютным рекордом.

10 января 2023 г. :: В мире

RAND: США в случае эскалации могут нанести удар по России для защиты союзников по НАТО

Накануне Рождества корпорация RAND (аналитический центр, обслуживающий американские военные ведомства) выпустила доклад о стратегии эскалации США в противостоянии с Россией.

28 декабря 2022 г. :: Бывший СССР

30 декабря исполняется 100 лет со дня создания нового государства – Союза Советских Социалистических Республик

СССР существовал с 30 декабря 1922 года по 25 декабря 1991 года. Однако мало кому известно, что эта страна продолжала бы существовать и далее, если бы… руководством партии был принят иной проект создания СССР.

29 ноября 2022 г. :: Технологии

Новое слово в электронных технологиях: создан термоэкран

Исследователь Московского университета предложил устройство — термоэкран, который меняет свой цвет под действием тепла.

28 октября 2022 г. :: Наука и образование

Новый способ кодирования информации

Ученые физического факультета МГУ вместе с коллегами из Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН и Национального исследовательского университета МИЭТ придумали способ кодировать информацию по пяти измерениям (5D).

30 сентября 2022 г. :: Политика

В.В. Путин подписал указы о вхождении новых территорий в состав РФ

В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца состоялась церемония подписания договоров о вхождении в РФ Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей.

28 августа 2022 г. :: В мире

Рекордная жара в Европе

Этим летом во многих странах Европы были побиты температурные рекорды. с какими глобальными процессами это связано и как отразится на нашей жизни.

30 июля 2022 г. :: Медицина

В России зафиксировали заражения «кентавром»

В России выявили семь случаев заболевания новым штаммом коронавируса «кентавр», сообщила заместитель директора ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная. По ее словам, эта доля «пока незначительна».

Мнения

28 декабря 2022 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Если бы не Ленин

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости