Что случится в "ZООПАРКЕ"?

Нижегородские новости, (10:33) 14 октября 2004 г.

Что случится в

В прошлом театральном сезоне в Нижнем Новгороде появился "ZООПАРК" - театр, в составе которого всего два актера - Лев Харламов и Олег Шапков.

Первый же спектакль дуэта - “Что случилось в зоопарке?” (режиссер Ирина Зубжицкая, художник Павел Плохов) - показал: количество не главное, главное - качество. Заезжие критики на областном фестивале “Удача сезона” хвалили этот независимый проект маленькой компании больше, чем постановки других, больших и малых, местных театров. Более того, дебютный спектакль “Zоопарка” выдвинут на соискание премии “Золотая маска”. А в конце октября дуэт примет участие в российском фестивале камерных спектаклей “Камерата Транзит” (Челябинск).

В данный момент “Zоопарк” занят последними приготовлениями к новой премьере - “нечеховской комедии” “Татарин маленький” по пьесе современного драматурга Алексея Пояркова. Она состоится в Доме актера сегодня. Режиссер спектакля - Леонид Чигин, помимо О.Шапкова и Л.Харламова на сцене будут актриса драмтеатра Татьяна Ягунова и бывшая актриса “Веры” Юлия Косарева. Автор костюмов - известный нижегородский модельер Елена Евграфова.

* * *

- Почему “Татарин маленький” - это “нечеховская комедия”?

Лев Харламов: - Вся пьеса Пояркова пестрит цитатами из Чехова. Причем сначала один герой не понимает, когда другие цитируют Чехова, потом наоборот: он цитирует, они не понимают... Есть в пьесе и другие цитаты, которые не соотносятся по эпохе со временем происходящего. То есть действие разворачивается раньше, чем жили упоминаемые персонажи. В этом ироничный парадокс пьесы. И потом большинство драматургических произведений Чехова определены по жанру как “комедия”, а ставят их очень странно - как мелодрамы, в лучшем случае. Мы же пытаемся поставить как раз комедию, но “нечеховскую”. Хотя в слове “нечеховская”, безусловно, присутствует и слово “чеховская”.

- А как понимать заявление, что “костюмы выполнены в ироничном ключе”?

Л.Х.: - С одной стороны, в костюмах нет ничего, выходящего за рамки эпохи. С другой - в них используются какие-то нетрадиционные цвета, или, например, у одного персонажа в костюмах присутствуют несочетаемые детали: галифе и домашний халат; парусиновые брюки, галоши и розовый фрак...

Олег Шапков: - Но это не клоунада.

- Выбор пьесы продиктован чем-то личным или же просто хотелось поэкспериментировать с современной драматургией?

Л.Х.: - Пьесу предложил режиссер. Хотелось сделать пьесу современного автора.

О.Ш.: - Мы до этого сами читали много современной драматургии, но ориентировались на зарубежную. После нашей первой постановки - по американскому автору - мы продолжали существовать “за рубежом”. Но в данном случае все совпало - нашелся человек, которому интересно было поставить спектакль с нами...

Л.Х.: - Пьеса понравилась нам не с первого прочтения, но теперь мы ее любим. Она оказалась гораздо глубже и изощреннее, чем казалась на первый взгляд. Это очень непростая история.

- Сюжет в этом спектакле не главное?

Л.Х.: - Как раз главное. Пьеса построена так, что зритель сначала видит одно, а потом открывает для себя другое. То есть понимает, что на самом деле происходит не то, что он видит. И если рассказать, что происходит на самом деле, то уже не будет этого “перевертыша”. Могу только сказать, что в центре пьесы - “дворянское гнездо” конца XIX - начала XX века. Четыре персонажа.

- Спектакль “Что случилось в зоопарке?” очень хвалили и критика, и публика. С чем вы связываете этот успех, чем эта постановка выгодно отличается от большинства спектаклей нижегородских театров?

Л.Х.: - То, что мы делаем, мы делаем для себя. Мы не обязаны это делать, мы не обязаны ходить на репетиции каждый день, у нас нет никаких обязательств перед окружающим миром в отношении спектаклей. Мы в любой момент можем все это прекратить, и двигателем процесса является только наше желание. И потом мы всегда стараемся быть честными даже в самых маленьких деталях. Яркий пример - пресловутая история с подтяжками для предыдущего спектакля. Мы долго не могли найти подтяжки для моего героя - нужного цвета, нужной формы. Я планомерно, две недели, ходил по всем магазинам и отделам, где могли продаваться подтяжки, и их не находил. Все уже сильно веселились по этому поводу, а когда подтяжки все-таки были куплены, все поняли, что это не могли быть никакие другие подтяжки! И даже зрители замечают их, разглядывают - и это работает на образ. Ведь это только кажется, что зритель не замечает мелочей... Сейчас мы с Олегом путешествуем по Интернету, изучая быт конца XIX века, а также по антикварным магазинам и “блошиным” рынкам. Кстати, и это отличает нас от профессионального театра: там актеры гораздо меньше участвуют в процессе создания спектакля, чем мы.

- И как вам работалось?

О.Ш.: - Мы привыкли, что всегда работали на кого-то, были ведомыми. У нас не было опыта “своего бизнеса”. Поэтому казалось, что это только рассказывают, что все сложно! Дескать, у меня-то все получится быстро и здорово! Начиналось все действительно весело и задорно. Все хорошо совпало с приездом режиссера Ирины Зубжицкой, которой мы предложили сотрудничество. Потом “нарисовался” художник Павел Плохов, он пригласил видеохудожницу Галину Филимонову и модельера Елену Евграфову. И работа закипела. Мы сделали продукт - и что дальше? Ведь спектакль - не колбаса, которая продается в магазине, этот продукт не съешь... Мне кажется, что сегодня очень важно убедить народ, что ему нужен этот духовный продукт, что надо пойти в театр, а не только нажраться... колбаски. Убедить его - очень сложно. Это наша огромная проблема. Я думаю, что у нас в принципе такой город, где “нет пророка в своем отечестве”. Здесь мы почему-то всегда вынуждены извиняться, кланяться.

- Наверное, это беда многих городов такого уровня, как Нижний...

Л.Х.: - Такого абсолютно нет в городе Екатеринбурге, где я работал и жил. Несколько лет назад я обнаружил у них довольно толстую книжечку большого формата, которая выходит каждый месяц, - “Репертуар театров”. Я открыл книжечку и насчитал... 36 театров! Екатеринбург находится далеко от Москвы, поэтому там не принято заглядывать Москве в рот, как делается у нас. У нас же, если человек уезжает в столицу из Нижнего, на следующий день у него начинают брать интервью.

- Что театр “Zоопарк” будет творить дальше?

Л.Х.: - После “Татарина маленького” вместе с продюсерским центром “Ра” мы собираемся заняться проектом для детей “Клаксон и Ластик”. Если в двух словах, это современная “Радионяня”. Мы хотим взять все лучшее оттуда и делать спектакль в привычном современному ребенку темпоритме. У нас уже записан диск “Клаксон и Ластик” - это такой мюзикл. На основе этого мюзикла и будет сделано следующее представление. Его мы собираемся показать детям на Новый год. Затем персонажи Клаксон и Ластик будут кочевать из одного спектакля в другой. Будем растить зрителей, готовых воспринимать “Что случилось в зоопарке?”.

Беседу вела
Ольга ГОРНОВА.
Фото Антона БЕЛОУСОВА.
"Нижегородские новости".

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

03 декабря 2017 г. :: Наука и образование

«Русское наследие в современном мире: Россия и её отражение в Британии

Под таким названием в Лондоне прошла 3-я международная научно-практическая конференция.

28 ноября 2017 г. :: Наука и образование

Прошел Европейский форум выпускников российских и советских вузов

Сегодня в Российском центре науки и культуры в Республике Кипр состоялся Европейский форум выпускников советских и российских вузов, организованный Посольством Российской Федерации, Представительством Россотрудничества в Республике Кипр, Кипрской ассоциацией выпускников российских и советских вузов, Всемирной ассоциацией выпускников российских и советских вузов, Обществом дружбы «Кипр-Россия».

27 ноября 2017 г. :: Спорт

Прошёл Международный шахматный турнир «Зимний гамбит 2017»

В Хрустальном зале Российского центра науки и культуры в столице Чехии Праге прошел XI Международный любительский шахматный турнир «Зимний гамбит 2017».

27 ноября 2017 г. :: Культура

В Вене открылась выставка «Союз культур»

В столице Австрии прошло торжественное открытие выставки «Союз культур», подготовленной Русско-австрийским центром искусств.

31 октября 2017 г. :: Культура

Премьера в Бразилии прошла с успехом

Премьера масштабной театральной постановки «Десять дней, которые потрясли мир», подготовленной к 100-летию Октябрьской революции, состоялась в Рио-де-Жанейро.

18 октября 2017 г. :: Культура

Старинная дружба продолжается

Президент Армении Серж Саргсян на днях принял председателя Российского общества дружбы и сотрудничества с Арменией Виктора Кривопускова.

18 октября 2017 г. :: Экономика

Первый кроссовер Skoda начнут собирать в России

На производственных мощностях «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде в начале 2018 года стартует производство полного цикла кроссовера Skoda Kodiaq.

18 сентября 2017 г. :: Политика

Число русскоговорящих в мире снизилось на 50 млн

Об этом заявил Председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.

07 сентября 2017 г. :: Криминал

Из воров в мафиози. От общака к инвестициям в экономику Кубани

На протяжении последних десятилетий в воровском сообществе публично осуждалась клановость как альтернатива воровским понятиям. Однако по факту все объективные предпосылки и решения лидеров преступного мира лишь приближали переход к западному варианту – когда криминальные сообщества выстраиваются в вертикально структурированные крупные организации.

04 сентября 2017 г. :: Бывший СССР

Памяти первой атомной бомбы посвящается

Русский музей фотографии в Нижнем Новгороде представил историко-фотографический проект, посвященный испытанию первой отечественной атомной бомбы на Семипалатинском полигоне в 1949 году.

Мнения

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты":
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости

12 февраля 2015 г.
Сергей Лавров

Сергей Лавров,
Министр иностранных дел России:
Переговоры идут лучше чем супер

15 марта 2014 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Темна украинская ночь или Пять отличий Бандер-Логов от фашистов

06 мая 2013 г.
Георгий Бовт

Георгий Бовт,
Политолог:
Не пишите новые законы - соблюдайте старые инструкции!

20 марта 2013 г.
Наталия Геворкян

Наталия Геворкян,
специальный корреспондент ИД "КоммерсантЪ":
Поцелуй для гомофобов

26 июля 2012 г.
Антон Орехъ

Антон Орехъ,
журналист "Эха Москвы":
Луку не пустили на Темзу