Санёк и Александра

Нижегородские новости, (11:38) 13 октября 2004 г.

Санёк и Александра

Гастрольные, в большинстве своем антрепризные, спектакли в Нижнем - это особый случай. На театральную погоду на нашей сцене они влияют мало. Потому что, как правило, это всего одно-два представления и, как правило же, цены на билеты откровенно дорогие. Конечно, можно и радоваться, что, скажем, театр-студия Олега Табакова ежесезонно наведывается к нам, но нельзя не заметить, что радости эти в общем-то корпоративные.

Стоимость одного билета на недавних гастролях “Табакерки” была от 300 рублей до 1500. Напомню тем, кто далеко продвинулся в своем благополучии, что ставка учителя первой категории (а таких в наших школах большинство) - 1920 рублей. Купить два билета даже за 300 целковых учительской семье - проблема непростая. Но, во-первых, подобных билетов в кассе было очень мало, а во-вторых, места, указанные в них, оказывались в таких удаленных от сцены уголках, что обладателям этих билетов не позавидуешь.

Встретил я на одном из спектаклей “Табакерки” знакомую учительскую семью - грустную и растерянную, - они увидели и ухватили из происходящего на сцене мало что. Правда, на этом же спектакле я встретил одну бывшую коллегу, которая тоже по-семейному поспешила в театр. Прибыла она в “Комедiю” вместе с мужем на собственном “Лэнд Круизере”, и хорошее настроение не покидало эту чету даже в самые печальные и драматические минуты представления.

Вот и получается, что гастрольные спектакли в Нижнем - это корпоративный праздник для богатеньких Буратино. Сейчас приходят новые поколения театральных зрителей, и для них, быть может, нет в этом ничего ненормального. Но мне, помнящему театральные залы Горького, Москвы, Ленинграда десятилетия тому назад, грустно, и очень даже грустно. Где та атмосфера интеллигентности и настоящего, демократического, несмотря на все, что творилось за стенами театров, единения людей? Где зритель чуткий и глубокий? Куда, куда вы удалились, золотые деньки нашего театра? И надолго ли? Я готов поклониться Альфа-банку за последовательность, с которой они привозят на сцену “Комедiи” лауреатов “Золотой маски” и “Табакерку”, но кричать “ура!” - не могу. Конечно, я рад за многочисленных сотрудников Альфа-банка, других состоятельных и уважаемых людей: не покидая пределов Покровки и прилегающих улиц, они познакомились-таки с кое-какими московскими театральными новинками.

Тем более, как стало ясно и понятно из последних гастролей табаковцев, между “Табакеркой” и тем, что еще недавно называлось МХАТ им. А.П.Чехова (по предложению самого Олега Павловича из названия убрано слово "академический"), никакой системной разницы между ними теперь нет. И у художественников, и у “Табакерки” абсолютно одни и те же режиссеры-постановщики. Так что мы говорим “Табакерка” - подразумеваем МХТ; мы говорим МХТ - подразумеваем “Табакерка”. Вас такое единение трогает?

Но мы удалились от темы. Став радостью для избранных, гастрольные наезды на Нижний московских театров и актеров, объединенных в сплоченные антрепризные коллективы, по-моему, мало что добавляют в собственно нижегородский театральный процесс. Гастрольная афиша не растворяется в переживаниях и сознании ядрообразующей массы нижегородских зрителей. Это как яхта Абрамовича, она есть, она умопомрачительна и неповторима по техническим данным и дизайну. О ней можно даже что-то прочитать. Но осязать и видеть красоту и совершенство легендарной яхты не дано ни тебе, ни мне. Жаль, что в эту недоступную элиту перебирается театр, по-моему самое демократическое из искусств. Когда театр выберется окончательно и бесповоротно на оперативный элитный простор, это будет день его похорон.

Но не будем о мрачном. Тем более что уж писать о нижегородских гастролерах мои коллеги обожают. По-моему, это даже стало элементом престижа и имиджа пишущего. Это их, конечно, право и дело, но каких только веселостей здесь не вычитаешь. Театр “Комедiя” подготовил анонс к гастрольному спектаклю “Кислород”. Была в нем и такая фраза: “Кислород” - это исповедальная манера Гришковца (ведь исполнитель оказывается здесь одновременно и автором)". Здесь еще кое с чем можно и согласиться. Но вот эта фраза трансформировалась в строчки театрального отчета журналистки в одной нижегородской газете: "В этом спектакле всего два актера и почти нет действия, кроме незначительных перемещений по сцене... И спектакль отчетливо напоминал работы модного ныне режиссера и актера Евгения Гришковца".

В “Кислороде” все-таки не два, а три актера на сцене. Как можно не заметить? Действие на сцене заключаются не в том, чтобы по ней бегать и перемещаться, иначе придется самым действенным актером в мире признать белку в колесе. Гришковец и автор-исполнитель “Кислорода” Иван Вырыпаев, конечно, не столь различны меж собой, как лед и пламень, как мощный бронированный крейсер и китайская джонка. А что? Оба судна плавают в море - сходство, таким образом, есть, отчетливое, как пишет журналистка.

Ну, да бог с ними, со всякого рода веселостями. Перейдем, однако, к делу.

* * *

Я утверждаю: пригласив в Нижний на гастроли Центр Новой Пьесы (Teatr.doc.) со спектаклем “Кислород”, Альфа-банк проявил явный недосмотр и недогляд. Дело в том, что эта работа ну абсолютно никакого интереса для публики с достатком, публики, привыкшей легко и ненавязчиво оттянуться в театральных креслах, не представляет. Не знаю точно, утверждать категорически не буду, но похоже, что на второе представление “Кислорода” в “Комедiи” билеты были распроданы негусто, и администрация театра разрешила поприсутствовать в зале актерам нижегородских театров, журналистам, студентам театрального училища, и... произошло маленькое чудо. Спектакль задышал, а публика увидела...

Если внимательно посмотреть вокруг, то обнаружишь сплошную шоунизацию нашей жизни. С другой стороны, в мире обнаруживается масса субкультур - молодежных, тусовочных, для тех же элит. И театр, как явление по сути и форме своей демократическое, не может остаться безучастным ко всему этому. Можно, конечно, превратить театр в гербарий, в мумию, но у живого театра нет китайской стены, которая отгородила бы его от всего, что происходит в смежных искусствах и системах, субкультурах.

А происходит вот что. Драматические и трагические надломы окружающего толкают на разрушение привычного художественного сценического языка. Пересматривается все: стиль, образность, способы подачи материала. Знакомая образность будто бы выворачивается наизнанку. Появляются такие установки, что материя спектакля должна взрывать и шокировать зрителя. Устойчивый, традиционный мир оборачивается каким-то Антимиром. Но это уже не Андрей Вознесенский, а, скажем, Антимиры по Ивану Вырыпаеву, главному создателю спектакля “Кислород”.

В основе пьесы Вырыпаева известный весь прошлый век прием потока сознания, но выстроенный в стилизованной, даже комической форме. Его герой, Санек, все время “медитирует” на темы десяти христианских заповедей. Вместе со своей партнершей Александрой - актриса Арина Маракулина - герой Вырыпаева отчаянно пытается найти какую-то почву, основу, на которой могла бы произойти, нормально развиваться его жизнь и жизнь его избранницы. Заповеди “Не убий”, “Не укради” и т.д., казалось бы, и есть основа основ человеческого бытия. Но любое прикосновение к ним Санька и Александры открывает космическую пустоту и черную дыру Антимира, и больше ничего.

В спектакле Санек и Александра существуют чаще всего “зачитывая” в рэповском стиле свои бесконечные, навеянные наркотой монологи. Возникает комизм вроде нашего смеха, когда мы видим, как пьяный пытается перейти лужу. Мои соседи в зрительном зале “Комедiи”, судя по всему студенты “театралки”, вначале от души и раскованно предавались этому смеху. Но потом зал затих, потому что обнаружил на сцене нечто большое - сквозь поток летящих со скоростью реактивного самолета слов, сквозь маяту двух несчастных, которых гонит по миру не как былинку даже, а как элементарные частицы, недоступные человеческому взору. Два тридцатилетних человека, обманутых и обманувшихся, заживо убитых и не осознающих пока своей смерти, перешли не в мир иной, но стали персонажами Антимира. К концу спектакля мне, зрителю, их стало жалко. Опыт мне подсказывает, для живого театра это немало.

Иван Вырыпаев - поразительный, конечно, персонаж нынешнего театрального пейзажа. Он выработал стиль - кошачья пластика и скороговорочный рэп, такое даже повторить сложно. Скорее всего, Иван Вырыпаев - драматург для одного актера... Ивана Вырыпаева. И интересно, куда же выведет театральная тропа, на которую драматург и актер вступил? Дело в том, что в 60-е нечто подобное уже начиналось. Перечитайте предтечу “Кислорода” “Затоваренную бочкотару” Василия Аксенова, кстати, мне кажется, литературно даже более состоятельную. Тогда, в 60-е, “это дело” никуда не пошло и затихло по разным, в том числе и понятным, причинам - стране нужен был один-единственный и главенствующий стиль в искусстве. Что-то будет теперь? Может ли театр Ивана Вырыпаева справиться с содержательными нагрузками, к каким взывает жизнь?

После спектакля я нерасчетливо обронил в кругу знакомых и полузнакомых людей слова о том, что мне понравилось... Сейчас же пришлось выдержать натиск нескольких эмоциональных зрительниц. Их выражения сводились к двум моментам. Отвечаю по порядку. Стоит посидеть пару вечеров дома и посмотреть штук пять американских кинух. После этого станет окончательно ясно, что слово “жопа” занимает почетное место в словаре современного русского - и я не побоялся бы сказать - литературного языка. Слава богу, в театре и на сцене еще живы Чехов, Гоголь, Островский, и Иван Вырыпаев (приношу ему лично свои извинения) ну никак их не затмил.

Да, я тоже суть и соль современной жизни вижу в других людях. Например, в том юном капитан-лейтенанте, который написал на гибнущей субмарине: "Шансов нет. Отчаиваться не надо". А Санек и Александра, проколотые наркотой, одурманенные до беспамятства безумством этого мира, загибающиеся по каким-то кабакам, они тоже есть. Наше сердце к ним глухо?

Александр ПАШКОВ.
"Нижегородские новости".

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

01 декабря 2023 г. :: Технологии

Россия достигла абсолютного рекорда по продажам смартфонов.

В России установлен абсолютный рекорд по продажам смартфонов. C января по ноябрь было реализовано около 27 миллионов аппаратов, что превышает результаты 2020 года. К концу декабря будет продано еще от 2 до 2,5 миллионов устройств. Если эта прогнозная модель оправдается, общий объем продаж в России составит от 33,5 до 34 миллионов смартфонов. В МТС также подтверждают рост продаж смартфонов в 2023 году, достигнувший самых высоких уровней с 2021 года.

30 ноября 2023 г. :: Недвижимость

Покупатели все чаще выбирают жилые комплексы из-за близости инфраструктуры

На рынке недвижимости бизнес-класса клиенты все чаще приобретают жилье из-за близости качественных объектов социальной инфраструктуры — школы или детского сада.

29 ноября 2023 г. :: Недвижимость

В 2023 году в России построят рекордный объем многоквартирного жилья

По итогам 2023 года в России с высокой степенью вероятности будет введено более 51 млн кв. м многоквартирного жилья, что может стать абсолютным рекордом.

10 января 2023 г. :: В мире

RAND: США в случае эскалации могут нанести удар по России для защиты союзников по НАТО

Накануне Рождества корпорация RAND (аналитический центр, обслуживающий американские военные ведомства) выпустила доклад о стратегии эскалации США в противостоянии с Россией.

28 декабря 2022 г. :: Бывший СССР

30 декабря исполняется 100 лет со дня создания нового государства – Союза Советских Социалистических Республик

СССР существовал с 30 декабря 1922 года по 25 декабря 1991 года. Однако мало кому известно, что эта страна продолжала бы существовать и далее, если бы… руководством партии был принят иной проект создания СССР.

29 ноября 2022 г. :: Технологии

Новое слово в электронных технологиях: создан термоэкран

Исследователь Московского университета предложил устройство — термоэкран, который меняет свой цвет под действием тепла.

28 октября 2022 г. :: Наука и образование

Новый способ кодирования информации

Ученые физического факультета МГУ вместе с коллегами из Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН и Национального исследовательского университета МИЭТ придумали способ кодировать информацию по пяти измерениям (5D).

30 сентября 2022 г. :: Политика

В.В. Путин подписал указы о вхождении новых территорий в состав РФ

В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца состоялась церемония подписания договоров о вхождении в РФ Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей.

28 августа 2022 г. :: В мире

Рекордная жара в Европе

Этим летом во многих странах Европы были побиты температурные рекорды. с какими глобальными процессами это связано и как отразится на нашей жизни.

30 июля 2022 г. :: Медицина

В России зафиксировали заражения «кентавром»

В России выявили семь случаев заболевания новым штаммом коронавируса «кентавр», сообщила заместитель директора ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная. По ее словам, эта доля «пока незначительна».

Мнения

28 декабря 2022 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Если бы не Ленин

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости