Просто и супер

Нижегородские новости, (12:27) 08 октября 2004 г.

Просто и супер

В очередной раз в Нижнем Новгороде прошли гастроли Московского театра-студии под руководством Олега Табакова. Четыре вечера зал “Комедiи” заполнялся сотрудниками  Альфа-банка  (генерального спонсора гастролей)  и администрации города, нижегородскими театральными деятелями и журналистами, а также другими зрителями. “Табакерка” привезла три совсем новых спектакля из своего репертуара  и один довольно старый, но аншлаговый.

Начались гастроли с постановки “Воскресенье. Супер”, славной не столько актерским составом, сколько авторским. Во-первых, это переложение романа Льва Толстого модными екатеринбургскими драматургами братьями Пресняковыми (им же принадлежат нашумевшие в столице пьесы “Половое покрытие” и “Терроризм”). Во-вторых, это режиссерская работа Юрия Бутусова, чье имя у театроманов сейчас тоже на слуху. Главные роли - Нехлюдова и Катюши Масловой - замечательно исполняют Виталий Егоров и молодая “звездочка” “Табакерки” Ангелина Миримская. Из других запоминающихся актерских работ “Воскресенья...” - два персонажа Михаила Хомякова: старик-инвалид и начальник тюрьмы, произносящий блестящий монолог о необходимости любви чиновника к людям.

Если из книги русского классика выудить самые интересные мысли и превратить их в сценические образы, то два часа, что идет спектакль, окажутся более чем насыщенными и содержательными. Именно это “снятие пенок” и совершили авторы постановки. Взяли центральную сюжетную линию, изъяв все прочие. Обставили действие эффектной сценографией. На сцене много чего присутствует, все движется и все что-нибудь значит. Запоминаются проходы актеров по кругу с деревянными крестами, флагами, граблями, косами и метлами; стол с белой скатертью во всю ширину сцены, за которым трапезничает свет; “трупы”, которые герою предлагается в буквальном смысле воскресить; стеклянный экран, установленный на шкале роста и как бы отделяющий Нехлюдова от людских бед (вспоминаются слова Толстого про “числитель” и “знаменатель” и еще почему-то лесковский святой скоморох, разбивший стеклянную стену со словом “самомнение”)...

В общем, в спектакле множество визуальных метафор, способных воскресить в сознании идеи великих людей. А главное - легко считываемых даже теми, кто Толстого не читал. Есть также фразы, явно вышедшие не из-под пера классика, зато обращающие на себя внимание публики, вроде: “Япония - страна грязных программистов, Россия - страна чистых хлебопашцев!” или “Чтобы почистить душу, надо полностью отказаться от жирной пищи!” Ну и восклицание “супер!”, которым светские дамы встречают ушедшего в народ героя. Спектакль выглядит удачной пародией на современную тусовку и попыткой озадачить ее представителей, склонных к самокопаниям, проклятыми вопросами. То есть в итоге “Воскресенье. Супер” призвано стать метким попаданием именно в тех, кто способен в Москве купить билет на модную премьеру респектабельного театра.

* * *

Непростым испытанием для тех, кто покупается на громкие имена, стал спектакль “Когда я умирала” - сценическая версия романа Уильяма Фолкнера “As I Lay Dying”. Главная героиня, которую играет Евдокия Германова, почти весь спектакль присутствует на сцене безмолвно, как призрак, лишь однажды произносит монолог. Да и все действие - проводы героини в последний путь за тридевять земель, приключения гроба, семейная трагедия - спрятано за странными монологами.

И без того сложная постановка по сложному автору усугублялась тем, что не все зрители - по причине перегруженности зала - могли ее увидеть полностью. Многим пришлось смотреть на сцену, стоя на одной ноге и буквально в полглаза. Так что вглядываться в искаженное сценическое пространство и прислушиваться к паузам и фолкнеровским синтаксическим конструкциям казалось пыткой. Ажиотаж на показе был редкостный, хотя вообще-то этот спектакль из серии “не для всех”. Воспринимать его могли разве что специалисты в творчестве Фолкнера и знатоки театра абсурда.

* * *

Зато абсолютно “нераскрученная” постановка под названием “Солдатики (Подсобное хозяйство)” - режиссерский дебют Дмитрия Петруня по пьесе провинциального драматурга Владимира Жеребцова - оказался самым ярким событием этих гастролей. Во всяком случае, если признаками отличного спектакля считать ком в горле у зрителя и почти нескончаемые овации под занавес. Столичной критикой “Солдатики” квалифицируются как спектакль старый, добрый и традиционный. Может быть, в этом и его превосходство.

В подсобном хозяйстве на Байконуре (то есть возле хлева) несут скромную службу деревенский парень сержант Хрустяшин (Алексей Гришин) и питерский очкарик рядовой Новиков (Артем Семакин). Первый не слишком тонко организован, интеллектом не обезображен, скуки ради поначалу изображает из себя “деда”, в письмах родственникам врет, что служит в секретных войсках. Второй верует в Бога (из-за чего имеет репутацию трудно сходящегося с людьми и не вступает в комсомол), читает стихи, ищет во всем происходящем логику и не умеет врать. Периодически возникающий с приказами офицер ничего в этом мирке не решает, а решают совсем другие персонажи - стройбатовские “братки” под предводительством инфернального героя Алексея Панина по прозвищу Бес. А в конечном итоге решать приходится каждому из главных героев - выбрать тихий подвиг и гибель или же бесчестие. Для Новикова выбор однозначен, а Хрустяшин, заразившийся от товарища человечностью, мучается и колеблется. И эта роль сыграна Алексеем Гришиным просто потрясающе.

Такая простая, трагическая и облагораживающая душу история, сыгранная убедительно-психологично, без деланого надрыва, но очень пронзительно. К середине спектакля забываешь следить за тем, как все в нем устроено, и начинаешь жить вместе с этими живыми людьми, болеть о их судьбе. При отсутствии какого-либо внешнего движения действие движется, как и подобает, человеческими характерами. После “Солдатиков” слышала, как один актер “Комедiи”, грустно затягиваясь, вспоминал свою армейскую службу и говорил, что там все так и было.

* * *

Завершились гастроли давней постановкой “Табакерки” с Сергеем Безруковым в главной роли - “Признаниями авантюриста Феликса Круля” по неоконченному роману Томаса Манна. Авторы спектакля додумали, что бы могло случиться с красивым и талантливым, выпестованным дядей сиротой, который на пути к успеху влюблял в себя людей и перешагивал через них. И показали, насколько губителен и жуток этот путь. Герой Безрукова медленно и верно превращается в чудовище, которое в финале читает “Майн Кампф”...

На пресс-конференции актер говорил об идее этого спектакля с увлечением - может быть, как человек, сам прошедший испытание славой. И в то же время чувствовалось, что в данный момент он живет совсем другими проектами. Только ленивый не написал, что Безруков одновременно занят сейчас в двух художественных телефильмах - “Сергее Есенине”, который снимает режиссер Игорь Зайцев по сценарию отца артиста, Виталия Безрукова, и “Мастере и Маргарите” Владимира Бортко. В первом случае Безруков играет главную роль, уже исполняемую им в театре. Во втором - роль Иешуа Га-Ноцри.

На вопрос “А не стоило ли отказаться от роли Бога?” актер ответил: “Можно отказаться от роли Воланда, Коровьева или Азазелло. Но в данном случае я был перед выбором: встать на путь борьбы со злом - в той или иной степени - или нет”. “Я играю не Бога, а наше представление о Боге, - говорит Безруков. - Бога сыграть никому не дано. Мой Иешуа - это не Христос, а представление о Христе Булгакова и Бортко”.

Роль Есенина для Сергея - это в том числе и способ привлечь внимание молодых зрителей к творчеству поэта: “Пока ко мне есть мало-мальское внимание со стороны молодежи...” На вопрос о славе артист отвечал философски: “Эволюция...” Дескать, когда-то зрители шли “на Машкова”, “на Миронова”, теперь вот - “на Безрукова”. Кстати, своему партнеру по “Крулю” Алексею Денисову Сергей предрекает такую же славу: сейчас тот снимается в новом проекте Алексея Сидорова (режиссера “Бригады”) “Бой с тенью”. Что до фильма “Анна Каренина” Сергея Соловьева, где Безрукову предложена роль Вронского, то этот проект пока “заморожен”.

Ольга ГОРНОВА.
Фото Юрия ПРАВДИНА.
"Нижегородские новости".

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

03 декабря 2017 г. :: Наука и образование

«Русское наследие в современном мире: Россия и её отражение в Британии

Под таким названием в Лондоне прошла 3-я международная научно-практическая конференция.

28 ноября 2017 г. :: Наука и образование

Прошел Европейский форум выпускников российских и советских вузов

Сегодня в Российском центре науки и культуры в Республике Кипр состоялся Европейский форум выпускников советских и российских вузов, организованный Посольством Российской Федерации, Представительством Россотрудничества в Республике Кипр, Кипрской ассоциацией выпускников российских и советских вузов, Всемирной ассоциацией выпускников российских и советских вузов, Обществом дружбы «Кипр-Россия».

27 ноября 2017 г. :: Спорт

Прошёл Международный шахматный турнир «Зимний гамбит 2017»

В Хрустальном зале Российского центра науки и культуры в столице Чехии Праге прошел XI Международный любительский шахматный турнир «Зимний гамбит 2017».

27 ноября 2017 г. :: Культура

В Вене открылась выставка «Союз культур»

В столице Австрии прошло торжественное открытие выставки «Союз культур», подготовленной Русско-австрийским центром искусств.

31 октября 2017 г. :: Культура

Премьера в Бразилии прошла с успехом

Премьера масштабной театральной постановки «Десять дней, которые потрясли мир», подготовленной к 100-летию Октябрьской революции, состоялась в Рио-де-Жанейро.

18 октября 2017 г. :: Культура

Старинная дружба продолжается

Президент Армении Серж Саргсян на днях принял председателя Российского общества дружбы и сотрудничества с Арменией Виктора Кривопускова.

18 октября 2017 г. :: Экономика

Первый кроссовер Skoda начнут собирать в России

На производственных мощностях «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде в начале 2018 года стартует производство полного цикла кроссовера Skoda Kodiaq.

18 сентября 2017 г. :: Политика

Число русскоговорящих в мире снизилось на 50 млн

Об этом заявил Председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.

07 сентября 2017 г. :: Криминал

Из воров в мафиози. От общака к инвестициям в экономику Кубани

На протяжении последних десятилетий в воровском сообществе публично осуждалась клановость как альтернатива воровским понятиям. Однако по факту все объективные предпосылки и решения лидеров преступного мира лишь приближали переход к западному варианту – когда криминальные сообщества выстраиваются в вертикально структурированные крупные организации.

04 сентября 2017 г. :: Бывший СССР

Памяти первой атомной бомбы посвящается

Русский музей фотографии в Нижнем Новгороде представил историко-фотографический проект, посвященный испытанию первой отечественной атомной бомбы на Семипалатинском полигоне в 1949 году.

Мнения

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты":
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости

12 февраля 2015 г.
Сергей Лавров

Сергей Лавров,
Министр иностранных дел России:
Переговоры идут лучше чем супер

15 марта 2014 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Темна украинская ночь или Пять отличий Бандер-Логов от фашистов

06 мая 2013 г.
Георгий Бовт

Георгий Бовт,
Политолог:
Не пишите новые законы - соблюдайте старые инструкции!

20 марта 2013 г.
Наталия Геворкян

Наталия Геворкян,
специальный корреспондент ИД "КоммерсантЪ":
Поцелуй для гомофобов

26 июля 2012 г.
Антон Орехъ

Антон Орехъ,
журналист "Эха Москвы":
Луку не пустили на Темзу