МИЛЛИОН ВОПРОСОВ. НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Нижегородские новости, (14:10) 06 октября 2004 г.

МИЛЛИОН ВОПРОСОВ. НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПИСАТЕЛЕЙ

70 лет назад в августе в Москве прошел первый съезд советских писателей. После него по всей стране образовались организации Союза писателей, в том числе
и в Горьковской-Нижегородской области. 70 лет, как ни крути, это дата, и ее постарались отметить и нижегородские писатели. Конечно, у них сегодня миллион проблем, с какой стороны, как говорится, ни заходи. Вот как, например, довелось увидеть их сквозь призму довольно примечательного издания - коллективного трехтомника нижегородских литераторов, подготовленного  к юбилейной дате.
- Сто писателей-нижегородцев. Жизнь и творчество. Краткие сведения.

Сост. В.А.Шамшурин. - Н.Новгород: изд. “Книги”, 2004, тир. 1000 экз.
- Нижегородская антология прозы. Сост. В.А.Шамшурин. - Н.Новгород: изд. “Книги”, 2004, тир. 1000 экз.
- Нижегородская антология поэзии. XX век. Сост. В.А.Шамшурин. - Н.Новгород: изд."Вектор ТиС", 2004, тир. 1000 экз.
К нынешнему 70-летию Нижегородской организации Союза писателей России с помощью Законодательного Собрания, губернатора, благотворителей издан трехтомник в одном оформлении, хотя к выпуску причастны два издательства, с одним составителем - писателем В.А.Шамшуриным - и довольно приличным по нашим временам тиражом (каждый том в тысячу экземпляров). Книги презентовали участникам торжественного собрания по случаю круглой даты писательской организации еще в начале сентября. Прошел месяц, но нигде в продаже трехтомника не видать. Где он? Если будет распространяться по библиотекам, то по каким? И кто распространитель? И раньше так случалось: книгу объявляли адресованной библиотекам, а заходишь в одну библиотеку, вторую, третью - о ней и слыхом-то ничего не слыхивали. Взять бы самим писателям да и проследить, где и как растворится три тысячи их книжек, которые можно гордо поднять над “бандой рвачей и выжиг”. Ничего не попишешь, такое “светлое” будущее предвидел сам В.В.Маяковский.
Главная книга трехтомника, мне кажется, все-таки “100 писателей-нижегородцев” (такое название на обложке, в выходных же данных 100 уже почему-то пишется не цифрой, а словом, поэтому, как правильно, не знаю). Время от времени, конечно, надо проводить поверку своих рядов, и когда еще, как не в юбилей, остановиться, оглянуться и вспомнить всех поименно. В Нижегородской организации Союза художников России так и сделали. К аналогичному своему 70-летию выпустили справочник, в котором поименовали всех без исключения, кто когда-либо состоял в их организации. И не просто поименовали, а нашли фотографию каждого, проиллюстрировали краткие сведения о каждом художнике двумя-тремя репродукциями его работ. Добрая получилась книга, и абсолютно справедливо ее отметили премией Нижнего Новгорода.
Но известно, что нормальные герои всегда идут в обход. Авторы сборника “100 писателей-нижегородцев” проторенными путями тоже не пошли. Всех писателей вспоминать не стали, отобрали только сто. Во-первых, числящихся ныне в Нижегородской областной организации, во-вторых, кое-кого из ушедших, ныне покойных. Многих вскользь помянули во вступительной статье сборника, по мнению В.А.Шамшурина, они остались “в своем времени - в том, в котором жили”. Так-то оно, может, и так, но в антологии прозы (того же составителя) вдруг возникает имя писателя Александра Великанова, который в заветное число 100 не попал и вроде бы числится составителем в оставшихся за бортом быстро бегущей жизни. Так зачем этот писатель попал в антологию прозы? Конечно, составителю виднее, но, на наш взгляд, пара-тройка ранних рассказов А.Г.Костина, тоже исключенного из списка ста, и сегодня весомее многих книг и сборников нынешних литераторов.
Далее. В справочник не вошли писатели, жившие в Нижнем-Горьком и переехавшие в другие города, в основном в Москву. Очень это непонятно. С ними и их творчеством связан определенный период истории нашей писательской организации. Из нее их не исключишь, как из песни слово. Л.Шерешевский, В.Каныгин, Н.Рачков, Ю.Уваров и другие так плотно “притерлись” к горьковской писательской жизни, что разрывать это единое целое просто нелепо.
Присматриваясь к спискам ста, замечаешь и другие категории “лишенцев”. Прозаик В.Ионов и поэт И.Чурдалев в свое время вышли из состава Союза писателей России, перейдя в другую писательскую организацию. Но фигуры эти настолько заметные и интересные, с ними связано немало различных писательских перипетий - И.Чурдалева буквально выпестовали коллеги по цеху, с активным участием В.Ионова писательская организация получила право на дом, который сейчас занимает, и т.д., - уж им-то можно было иметь свои странички в справочнике. Почему же их там нет? Хотя справедливости ради надо сказать, в антологию поэзии И.Чурдалев с тремя своими стихотворениями все-таки попал.
Можно множить число вопросов по поводу того, как формировался список ста. Но, в конце концов, у составителя тоже есть права на некоторую субъективность. Дело в том, что никаких вопросов просто и не было бы, если бы авторы справочника из 216 его страниц 16 отвели полному списку всех литераторов, которые когда-либо состояли в Нижегородской писательской организации. Это было бы справедливо. Это отвечало бы жанру - вспомним, что без таких списков не обходилась прежде, в позапрошлом веке, ни одна книга, посвященная круглым датам различных учреждений и организаций. Это отвечало бы необходимым познавательным требованиям. Я, например, до сих пор в толк не возьму: живя в г.Горьком, Галина Николаева, автор знаменитых “Жатвы” и “Битвы в пути”, была членом Союза писателей или вступила в него позже, уже в Москве?
Чем же заполнены страницы справочника? Краткими автобиографиями и биографиями. Причем некоторые тексты взяты из прежних подобных книг Волго-Вятского книжного издательства советских времен. Но странное дело, нигде ни малейшей ссылки нет на источник публикации. Почему писатели, создающие книгу и любящие книгу по определению, так небрежны к труду своих предшественников? Сегодняшний стиль невнимательного и недобросовестного отношения к труду других людей проникает на страницы книг писательской организации. Невероятно, но факт.
Некоторые биографические заметки написаны не просто с перечислением объективных данных, но с разными оценочными высказываниями. Например, в биографической справке, посвященной писателю Александру Сизову, говорится: “Короткая у него была жизнь, но повидал, испытал и осмыслил он немало. Тому свидетельство - его исповедальные книги”. Хочется узнать, кто же это пишет? До дыр можно залистать сборник, но подобных сведений в нем нет. Почему? Трудно было найти место для нескольких строчек мелким шрифтом, указывающих авторство биографических заметок?
Мелкий шрифт в справочнике нашелся для... библиографических справок о книгах и публикациях ста избранных писателей. И вот это уж совсем плохо. Мне, читателю, важно не только узнать что-то биографическое о писателе, но, главное, где и что у этого автора можно прочитать. А главное-то сообщается для чтения под лупу в нескольких “скомканных” строчках, да еще как небрежно. У Вадима Рыжакова лучшая публикация последних лет - повесть “Святая Евдокия” в первом номере журнала “Нижний Новгород”. Она и журналу честь составила, и для нижегородской прозы явление отнюдь не проходное. Но о том, что повесть можно найти в журнале, вышедшем, кстати, тиражом в 5 тысяч экземпляров, в справочнике полный молчок, хотя странички, отведенные для писателя В.Рыжакова, оказались занятыми не полностью. Говорят, в издательстве “Книги” вышла книжечка Виктора Кумакшева или готовится к изданию. Справочник издательства “Книги” на этот счет хранит полное молчание. Из нескольких десятков книг Федора Сухова отобраны только девять - не известно, по какому признаку. О публикации чудесной военной прозы поэта (в частности, в том же журнале “Нижний Новгород”) полный молчок. И так далее можно говорить почти по каждому автору. Почему-то авторы справочника решили, что библиография писателя - это дело десятое. А самым важным является что?
Вот здесь-то “ноу-хау” составителей и предстанет перед читателями в полном своем блеске. Треть книги, даже больше, занимают... крохотные фрагментики из произведений писателей. Хорошо поэтам - они смогли опубликовать вслед за своими биографическими сведениями просто свое стихотворение. Получается такая “Антология поэзии - дубль два”. Вроде того, что отдельного поэтического антологического сборника недостаточно, так вот... Но как быть прозаикам? Что можно в объеме двух третей страничного текста представить из своих книг? Вот именно - ни рыба ни мясо. Пустая трата драгоценной книжной площади. Редко-редко кому из прозаиков удалось показаться в такой ситуации достойно, в основном натыкаешься или на откровенно невнятные тексты, или на такие, из которых трудно что-либо понять и об их авторе, и о произведении, которое цитируется.
В общем, пошли своим путем, но как-то без настроения и выдумки пошли. Можно было бы придумать, скажем, для нынешних писателей небольшую анкету, и получился бы такой срез, как живется-можется профессиональным литераторам в начале третьего тысячелетия. Такую анкету и через 100 лет интересно было бы полистать. Можно было бы библиографию дать побогаче и посущественней. Можно было бы несколько страничек отвести под обзор нижегородских журналов и альманахов, в которых в основном публикуются ныне писатели - “Нижний Новгород”, “Вертикаль. XXI век”, “Кириллица”, “Балахна”, альманах Арзамаса и Сарова. Можно было, но случился далеко не самый лучший вариант.
* * *
Томики антологий, я думаю, будут читаться, хотя бы выборочно, несмотря на то что в отборе произведений не все безупречно. Впрочем, этой материи касаться не будем. А вот что удивительно, так это следы небрежности и поспешности, которых в книжках уйма. Скажем, заканчивается публикация подборки поэта, на странице обычного книжного формата размещается четыре строчки стихов, а остальное - белое поле. Зачем? Что, трудно было дополнить подборку еще одним-двумя стихотворениями? И это не частный случай. У Ирины Морозовой, Юрия Паркаева и Бориса Селезнева в оконцовке 4 строчки, у Владимира Миронова - 5, Федора Сухова, Валерия Шамшурина - 6 строчек. Из 87 поэтов, составивших антологию, я насчитал 29 авторов, у которых в “запасе” оказались странички на две трети абсолютно чистые и свободные. Еще у 16 авторов “запас” - от одной трети до половины странички. Сколько же стихотворений недосчитались читатели? Почему писатели в отношении себя так небрежны?
В антологии прозы составитель выделил три раздела. Первый называется “Основатели”. Это, очевидно, по отношению к Союзу писателей. Второй - “Победители”, по отношению к одному из главных событий XX века. Третий раздел - “Наследники” - уже не знаешь, к чему отнести: то ли наследники дел Союза писателей, то ли Победы, то ли еще чего.
На обложках книжек воспроизведен интересный знак - одна из башен кремля “раскрывается” как книжка. Остроумно и красиво. Но кто это придумал? Издательский ли это знак или что-то иное? Воспроизводится он впервые или откуда-то заимствован? Ответы на эти вопросы найти и не пытайтесь. Странно, казалось бы, культура изданий должна быть у писательских книжек безупречной, но с трехтомником явно спешили.
* * *
Ко всем трем томам вступительные статьи написал В.А.Шамшурин. Здесь он явно пожадничал, потому что, скажем, в предисловии антологии прозы кто-то другой мог высказаться и более определенно, и горячо, и с серьезными живыми наблюдениями по поводу созданного за несколько десятилетий нижегородскими прозаиками. И еще В.А.Шамшурин кое о чем умолчал. Попробуем с книжкой “100 писателей-нижегородцев” в руках разобраться с тем, о чем в эти юбилейные дни решили не говорить. В Нижегородской областной организации Союза писателей России на сегодняшний день - 60 членов, из них 38 нижегородцев и 22 писателя живут за пределами Нижнего, чаще всего в области. Когда-то Николай Иванович Кочин мечтал, чтобы у нас была организация хотя бы из 30 человек. Теперь она есть и насчитывает в два раза больше членов, чем когда-то хотелось. Но... Но вся беда в том, что Нижегородская организация стремительно входит в зону... полной невидимости, как это бывает с некоторыми космическими объектами. Объясню, приведя такие цифры.
В возрасте до сорока лет у нас есть только один член Союза писателей. Это поэтесса Нина Сакеева, ей 27 лет, живет она в поселке Сосновское. В возрасте от 41 до 45 писателей у нас побольше - шесть человек: Марина Вахто, Александр Долженко, Светлана Леонтьева, Александр Тюкаев, Александр Шиненков и Евгений Эрастов. От 46 до 50 - 11 человек, от 51 до 60 - 25 человек, от 60 до 70 - 7 человек, от 70 и старше - 10 человек.
До 45 лет - самый активный творческий период. Согласитесь, если поэт до 45 лет не сделал ничего существенного, не отметился чем-то на Парнасе, трудно рассчитывать, что его в дальнейшем будет ждать читательское признание. Но взгляните на нашу великолепную семерку до 45 лет. С ужасом замечаешь, что их необыкновенно мало для такой претендующей на авторитет организации, как нижегородская, и что читатели-то их совсем не знают. Может быть, как-то знакомы со Светланой Леонтьевой - она активно и постоянно раздаривает и продает свои книжки на Покровке, у нее случались публикации в московских изданиях. Пробивается к читателям и Евгений Эрастов, освоивший страницы некоторых толстых столичных журналов. А остальные? У А.Тюкаева за плечами вообще нет книги. Факт, достойный перечня рекордов Гиннесса. У А.Шиненкова книга появилась, и неплохая, но всего лишь тиражом в 500 экземпляров, и, где этот тираж, неизвестно. В Нижнем этой книги поэта нет даже у самых истых ревнителей поэзии. С.Долженко сам жалуется, что тиражи его трех книг известности ему не принесли. У Н.Сакеевой лишь одна книжка, изданная в 2002 году в Нижнем... Сегодня еще на слуху поэты и прозаики, которые хорошо издавались, многотысячными тиражами, еще в советские годы, - Ю.Адрианов, В.Рыжаков, В.Николаев... Но пройдет еще пяток, десяток лет, и понятие “известный нижегородский писатель” исчезнет как класс. Писатели-то останутся, известности - никакой. Писательская организация превратится в какое-то подобие тихого литературного клуба или широкого общественного движения “Студенты - без пива”.
Или тот факт, что треть писательской областной организации ныне проживает за пределами Нижнего? В этом тоже ведь есть разрушительный момент. Скажем, Арзамас, исключительно из патриотических соображений, исключительно из-за любви к родной земле, сможет “поставить под ружье” еще двадцать писателей. В том, что это может случиться, я не сомневаюсь. В справочнике прочитал пару стихов вновь принятых в Союз поэтов и тихо ужаснулся - слабые, ученические строчки. Это что, тот уровень, который сегодня беспрепятственно обеспечивает членский билет Союза? Как бы лет через пять нам Нижегородскую областную организацию не пришлось переименовывать в Арзамасскую областную.
Что делать? Вот и дошли до этого вопроса вопросов. Сейчас вспоминают редко, но в советские времена Союз писателей, конечно, помогал и чуть-чуть денег подзаработать писателям, и решать разные бытовые и прочие их житейские проблемы. Но не это, по-моему, было главным. Самой сердцевиной жизни писательских организаций было профессиональное совершенствование и забота о творческом росте молодых. Просматривались миллионы рукописей, беспрерывно шли споры и принципиальные обсуждения произведений молодых авторов, да и сами эти авторы постоянно получали внимание и поддержку маститых. Сейчас подобная литературная школа исчезла. На общественных началах по нынешней жизни этим никто заниматься не будет, а денег у Союза нет и в помине. Таким образом, творческий закат Союза гарантирован. Если не предпринять решительных мер. А они, по-моему, только в одном. Найти спонсоров и открыть в Нижнем два-три литературных литобъединения для двадцатилетних. Сегодня в жизни много людей обиженных и униженных, в литературный клуб, литобъединение легко соберутся для общения и заживления ран люди не без способностей, но и за тридцать, и за сорок лет, и за пятьдесят. Увы, такой роскоши, наверное, писатели себе позволить уже не могут. Нужно идти к юным, слушать их и отбирать лучшее. Если этого не сделают сами писатели, этого не сделает никто.
В год своего 70-летия Нижегородская писательская организация встала перед дилеммой - иметь свое будущее и отметить в дальнейшем свое 80-летие, 90-летие или тихо скатиться в разряд невидимых городу и миру клубов, члены которого что-то пишут и толкуют, как схоласты, о неведомой духовности. Писатели-то останутся, коль будет жив в “подлунном мире” хоть один читатель. Но будут ли эти писатели объединены в организацию, которая только что отметила свое 70-летие? Последний на сегодня вопрос. Ответа он не имеет.

Александр Пашков.
"Нижегородские новости".

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

01 декабря 2023 г. :: Технологии

Россия достигла абсолютного рекорда по продажам смартфонов.

В России установлен абсолютный рекорд по продажам смартфонов. C января по ноябрь было реализовано около 27 миллионов аппаратов, что превышает результаты 2020 года. К концу декабря будет продано еще от 2 до 2,5 миллионов устройств. Если эта прогнозная модель оправдается, общий объем продаж в России составит от 33,5 до 34 миллионов смартфонов. В МТС также подтверждают рост продаж смартфонов в 2023 году, достигнувший самых высоких уровней с 2021 года.

30 ноября 2023 г. :: Недвижимость

Покупатели все чаще выбирают жилые комплексы из-за близости инфраструктуры

На рынке недвижимости бизнес-класса клиенты все чаще приобретают жилье из-за близости качественных объектов социальной инфраструктуры — школы или детского сада.

29 ноября 2023 г. :: Недвижимость

В 2023 году в России построят рекордный объем многоквартирного жилья

По итогам 2023 года в России с высокой степенью вероятности будет введено более 51 млн кв. м многоквартирного жилья, что может стать абсолютным рекордом.

10 января 2023 г. :: В мире

RAND: США в случае эскалации могут нанести удар по России для защиты союзников по НАТО

Накануне Рождества корпорация RAND (аналитический центр, обслуживающий американские военные ведомства) выпустила доклад о стратегии эскалации США в противостоянии с Россией.

28 декабря 2022 г. :: Бывший СССР

30 декабря исполняется 100 лет со дня создания нового государства – Союза Советских Социалистических Республик

СССР существовал с 30 декабря 1922 года по 25 декабря 1991 года. Однако мало кому известно, что эта страна продолжала бы существовать и далее, если бы… руководством партии был принят иной проект создания СССР.

29 ноября 2022 г. :: Технологии

Новое слово в электронных технологиях: создан термоэкран

Исследователь Московского университета предложил устройство — термоэкран, который меняет свой цвет под действием тепла.

28 октября 2022 г. :: Наука и образование

Новый способ кодирования информации

Ученые физического факультета МГУ вместе с коллегами из Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН и Национального исследовательского университета МИЭТ придумали способ кодировать информацию по пяти измерениям (5D).

30 сентября 2022 г. :: Политика

В.В. Путин подписал указы о вхождении новых территорий в состав РФ

В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца состоялась церемония подписания договоров о вхождении в РФ Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей.

28 августа 2022 г. :: В мире

Рекордная жара в Европе

Этим летом во многих странах Европы были побиты температурные рекорды. с какими глобальными процессами это связано и как отразится на нашей жизни.

30 июля 2022 г. :: Медицина

В России зафиксировали заражения «кентавром»

В России выявили семь случаев заболевания новым штаммом коронавируса «кентавр», сообщила заместитель директора ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная. По ее словам, эта доля «пока незначительна».

Мнения

28 декабря 2022 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Если бы не Ленин

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости