Свобода, вера, солидарность

17 июля 2006 г.

Александр Архангельский

Александр Архангельский
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура"

Министр российской обороны Сергей Иванов опубликовал в "Известиях" статью. В которой предложил новую триаду национальных ценностей. Суверенная демократия.
 
Сильная экономика. Военная мощь. Очень хотелось бы поругаться. Потому что суверенная демократия - это всего лишь форма правления, удобная для нынешней элиты.
 
Сильная экономика - элементарное условие существования успешного государства. А военная мощь - прямое следствие государственного суверенитета и сильной экономики.
 
Форма, условие и следствие не могут быть ценностями - по определению; это всё равно что армейский устав назвать оборонной доктриной. Для чего нам нужна военная мощь?
 
Кому будет служить сильная экономика? Какие представления нации о себе самой и своих взаимоотношениях с властью обслуживает суверенная демократия? Вот что имеет смысл обсуждать; а о предложенной триаде спорить не приходится. В отличие от имперской триады Уварова, на которую оглядывается Сергей Иванов. Православие-самодержавие-народность. Она могла нравиться или не нравиться, но в ней была внутренняя ценностная логика: вера большинства, которую защищает царь, освящает собою самобытную форму национального правления, а всеобщая принадлежность к традиции гарантирует единство нации поверх сословных границ.
 
Повторяю, очень хочется поругаться; но, выпустив недавно книгу, которая названа "Базовые ценности: инструкции по применению", я заранее лишил себя такого права.
 
Потому что порицал властные элиты за неготовность и нежелание участвовать в дискуссии о том, на каких принципах будет держаться новая Россия. И вот властные элиты такую готовность демонстрируют. А ты опять недоволен. Нелогично. Так что скажем искреннее спасибо Сергею Иванову за начало долгого разговора, в процессе которого - если он состоится - первые посылы и реплики позабудутся, а сам пройденный смысловой путь останется. И поделимся двумя соображениями.
 
Первое. Ни о какой базовой идеологии государства, о пресловутой "национальной" идее в современном мире не может быть и речи. Речь может быть только о базовых ценностях граждан. Они вырабатывают и вынашивают общенациональную картину мира; интеллектуалы её формулируют; успешное государство лишь обслуживает запрос, идущий снизу. Американец верит, что он яростный индивидуалист, свободолюбец и демократ; государство склоняет голову перед этой верой. Датчанин полагает, что он прирождённый общественник и коллективист, голосует за социалистов, платит 68 процентов налогов и не мешает индивидуалистам эмигрировать. Немец (есть свежие опросы "Шпигеля") по-прежнему убеждён, что главное - быть честным, корректным, справедливым, ответственным, солидарным и смелым. И немецкая политическая система покорно надстраивается над этой общенациональной и общегражданской убеждённостью.
 
Тут и заключён секрет настоящего суверенитета: государство слушается голоса нации.
 
Второе. В головах большинства современных россиян самая настоящая идейная каша.
 
Представления о самих себе непоправимо расходятся с ежедневным опытом. Почти все убеждены, что они коллективисты, но никакое долгосрочное общее дело, от организации ТСЖ и кондоминиума до коллегиального управления муниципалитетами, здесь не проходит. Зато, как только возникает конфликт реальных (не политических) интересов индивида и несправедливой власти, общество мгновенно объединяется вокруг пострадавшей личности. Будь то водитель Щербинский на Алтае или семья Прокофьевых в Южном Бутове. Все убеждены, что мы не умеем и не любим работать - но кто последний раз вокруг себя видел людей, мало и плохо работающих? На выборах нет политической инициативы выборщика, зато в своем собственном пространстве россиянин не зашорен, рассуждает вольно и резко, просто его из поколения в поколение приучали к тому, что волю в бюрократическом мире лучше оставлять при себе. Большинство россиян не слишком религиозны, но всё же без веры во что-то высшее ни один прагматический замысел не обходится. Ответь мне на вопрос, для чего я живу, и я горы для тебя сверну. А не ответишь - буду спать, как Обломов.
 
Вот вам и триада: свобода-вера-солидарность. Чем не основа для выстраивания новой государственной политики? Или, по крайней мере, для затравки разговора про базовые ценности. Такой разговор необходим, давно назрел; ещё раз спасибо Сергею Борисовичу.
 
Но есть одно непременное условие, без соблюдения которого разговор этот будет не только бесполезен, но и опасен. Это должна быть именно общенациональная дискуссия с участием всех сил, всех направлений, кроме радикальных; круглый стол, а не всенародное обсуждение нескольких тезисов в духе позднего СССР. Вякнут одни, гавкнут другие, а решение заранее принято третьими. Они же единственные.
 
 

Межрегиональная Лига журналистов

Мнения

15 октября 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Подарок судьбы или «Русская правда» в действии

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты":
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости

12 февраля 2015 г.
Сергей Лавров

Сергей Лавров,
Министр иностранных дел России:
Переговоры идут лучше чем супер